Постараюсь ответить на все вопросы.
При входе в этот портал меня обрадовал его главный тезис – синтез коллективного творчества, вообще говоря, именно в этом направлении я и работаю, пока не касаюсь остальных всех тонкостей. И еще: возможно, мои публикации направлены на весьма специфическую аудиторию – специалистов по математической лингвистике, у меня речь идет о принципах работы с большими потоками любой информации, что сейчас весьма интенсивно развивается, к сожалению, в основном для разведки и т.п. Конечно, в общем, речь идет об обучении, наверное, не отдельного человека, а некоторой будущей информационной эволюционирующей структуры, которая способна реально перерабатывать – получать выводы – из этих громадных потоков информации. Так что надо читателям как-то определиться, стоит ли все это читать или нет в зависимости от своих наклонностей и способностей. Здесь вспоминается анекдотический случай из далекого прошлого: один наш студент, любитель балета гордо заявил, что способен отобразить на языке балета «Капитал» Маркса – все радостно смеялись. Кажется, в 1982 году я читал лекцию студентам факультета дискретной математики МГУ по всем этим проблемам (и о своей программе!). После выяснилось, что здесь многие лекции посещают студенты филологического факультета, есть у них кафедра математической лингвистики, в то время занимались автоматизацией перевода и т.п., а ведь с тех пор прошло уже почти 30 лет! В этом портале, наверное, в основном гуманитарии, поэтому и пришлось писать такое объяснение... Конечно, речь идет пока о самых приблизительных, но постепенно уточняющихся моделях, на что и стоит обратить внимание – надо приложить усилие, без этого не обойтись. В конечном итоге нас интересует некоторое «согласование» каналов связи между вообще внешним миром (включающим и все множество субъектов) и ищущим, вопрошающим, активным и т.д. субъектом. И все это, конечно, для нашего понимания этого удивительного мира.
Теперь лирическое отступление специально для поэтов – посещаю иногда наше общество «Поэтическое братство» (но у меня своя поэзия, наверное, это заметно; иногда в разговорах с друзьями я сравниваю поэтов для наглядности с путешественниками или с альпинистами). Помните: «Мы рождены для вдохновенья, для звуков сладких и молитв». В принятом смысле вдохновение спонтанно; а иначе – любителей нашей далекой истории, лингвистики, генетики я отправляю к своей статье о лекциях Черниговской, так как в противном случае это займет слишком много времени. Ко мне обычно приходили за советом «ищущие» (научной степени), «аспиранты», «сильно желающие». Они уже набили себе много шишек – материалов много, но как докопаться до понятных и непротиворечивых качественных выводов, до истины? Обычно мы сидели наедине, лист бумаги, я временами чертил по ходу разговора схемы обработки информации, часто прямо в числах, иногда, как бы спрашивая, смотрели друг другу в глаза. Наконец, наступал момент, когда собеседник с каким-то восторженным взглядом говорил: всё, всё, В.Н., больше ничего не надо, я понял! Я иногда смеялся и говорил: это была Божественная искра!
«...Рождены ...для звуков сладких...». Я бы сказал – и для прекрасных образов, особенно если вы турист или альпинист. Надо также вспомнить слова великого Ляпунова: «Математика – это симфония разума», здесь я бы добавил – и симфония подсознания (вычисляются конъюнкции существенных переменных). Всем известно происхождение новых идей у математиков. Новые, компактные, наконец-то объясняющие сложные объекты модели (у нас это набор импликаций, соответствующих исчислению предикатов) всегда приносят исследователю большое удовлетворение, даже вспоминать их приятно, «сладко». Как бы вы имеете связку ключей, которые вам открывают двери в прекрасное новое, видны манящие горизонты будущего.
«...Рождены... для молитв». Это великие переборы, повторы, рекурсии, как это называют математики. Программа просматривает все возможные ситуации и даже окрестности состояний исследуемого объекта (субъекта), что доступно теперь лишь для современных компьютеров, с этим надо смириться – обычному сознанию это просто недоступно. Образно говоря, все это очень похоже на просьбы, стук в очередную дверь – может быть, вам и откроют... Большой, избыточный набор переменных на входе (источники этих «просьб») является как бы генератором новых идей, что в некоторых случаях позволяет получать совершенно непредсказуемые выводы («ответы свыше»).