Дух Диалога и Дух Системы -
историческое противостояние
(краткие и предварительные итоги)
Хочу в контексте (или в завершении) данной темы воспроизвести предельно краткий, тезисный свод некоторых историософских идей, что были изложены мною во множестве текстов и диалогах за эти годы.В мире происходят два объективных (их не может остановить ничто) процесса:
1) Человечество объединяется. От того, на каких духовных принципах осуществится это объединение, зависит будущее Планеты.
2) Христианская цивилизация, ведущая в человечестве, ныне переживает переходный этап - от одной культурно-социальной модели к другой, новой. Это переход сродни смене античности христианским средневековьем, а средневековья - эрой гуманизма. 20-й век был веком кризиса гуманизма, а ныне происходит переход от гуманизма к Новой эре (Новому средневековью, Розе Мира, Эпохе синтеза). Новая социальная и культурная модель будет новой во всём, в том числе породит небывшие политические и экономические формы. И это будет не просто соединением лучших (если процесс пойдёт по наиболее благоприятному варианту) сторон предыдущих эр (античности, средневековья и гуманизма), но именно творческим синтезом, создающим новую структуру социума.
Второй процесс меньшее количество людей ещё осознало, но он очевиден для уже очень многих философов и историков.
Рассмотрим две полярных возможности осуществления Новой эпохи, то есть - нового мировоззрения. Все настоящие изменения сначала происходят в духе - потом в сознании (меняется мировоззрение, приоритеты, акценты, символы) - а потом уже в исторических и культурных телах:
1. Роза Мира.
Это не система, но диалог систем. Не культура, но диалог культур. Не религия, но диалог религий.
Ни одна из мировых религий не может стать единственной объединительницей религиозно-духовного "тела" человечества. Даже вселенское христианство нельзя представить как единую иерархическую церковь, но только как ансамбль-союз христианских церквей, который в глобальном человечестве немыслим без диалога с другими мировыми религиями. Диалога не формального, но содержательного и взаимно дополняющего и обогащающего.
Если религиозные системы не найдут в себе творческих сил на диалог друг с другом и не смогут создать ансамбль религий, то они в глобализирующемся мире будут всё больше терять свой авторитет, своё влияние и превращаться в музейные реликвии, а впоследствии - маргинализироваться в тоталитарные секты и секточки. То же и с национальными культурами - либо мир увидит их небывалый расцвет в диалоге и ансамбле культур, либо каждая из них будет выкипать в самой себе и творчески вырождаться, тоже становясь не более чем музейным экспонатом и утратив всяческое влияние на реальную жизнь людей.
Не единая мировоззренческая система или абстрактная общечеловеческая церковь-культура, но только диалог живых традиций сможет противостоять бездуховной глобализации и предотвратить вырождение человеческой цивилизации и её непримиримый конфликт с Планетой в целом. Диалог - самое трудное для автономных систем, но это единственный благой путь для объединяющегося человечества.
Диалог превращается в соперничество и спор, когда одна из систем начинает претендовать на своё главенство и руководящую роль.
2). Второй вариант - гибельный путь. Это победа "обезьяны Розы Мира" - духа пародирующего Дух Розы Мира, зеркально-переворачивающего Её. Это дух т.н. "новой мистики", претендующей на руководящую роль - в религиозной, культурной, социальной и политической сферах.
Ныне этот дух проявляет себя в различных эзотерических и оккультных школах, в том числе и в небольшом сетевом сообществе, связанном с именем Даниила Андреева (условно это проявление можно назвать "духом родонизма", воспользовавшись терминологией, выработанной внутри этого сообщества).
Сейчас такие сообщества и школы закрыты для диалога, они дробятся, каждая из школ и каждый из осколков претендует на истину и руководящую роль, доказывает своё превосходство над другими. В этой конкурентной борьбе вырабатывается наиболее жизнеспособная (соблазнительная) идеология, которая должна в будущем противопоставить себя не способным к диалогу религиозным традициям, оскудевающим творчески культурам, обанкротившейся материалистической науке и формальной философии. Эта соблазнительная идеология, прикрываясь великими именами новых мистиков, вместо ансамбля религий и культур предложит миру себя как универсальную мировоззренческую систему, которая должна разрешить главные противоречия глобального мира.
Вот очень кратко - два стратегически полярных пути и две полярных возможности. Тактические преломления и частные проявления разнообразны до бесконечности и в этой пестроте легко попутать один дух с другим.
Чтобы различать духов, лучше всего посмотреть на тот или иной душевный тип, который тяготеет к одному из противостоящих духовных "лагерей" и санкционируется им.
Какими бы прекрасными лозунгами ни руководствовался человек и какую бы истинную философию ни ставил в основание своих деяний, он всё равно будет выбирать и осуществлять в жизни те варианты, которые близки и понятны его душевному типу (структуре души) - и в результате мы получаем именно ту социальную, культурную и политическую модель, которая является отображением преимущественного душевного типа данной эпохи. То есть, извечный вопрос "что делать?" полностью определяется вопросом "кто делает?" - этот "кто" и создаёт только такое "что", какое ему близко и отвечает его душевной структуре (отражает её), а лозунги и намерения почти безразличны, легко видоизменяются и одни и те же слова наполняются полярными смыслами.
Душевный тип, отвечающий Духу Новой Эпохи - Духу Розы Мира, я назвал "расширяющимся конусом". Такой тип
жизненно нуждается в диалоге: только в диалоге систем, проекций, феноменов и их взаимосвязях человек такого душевного склада может видеть и находить истину, и не может успокоиться на какой-то одной системе-проекции как универсальной и единственно верной. Такой душевный тип выводит сознание в объёмное мировоззрение, в котором только и возможен диалог-ансамбль религий и культур. Пока люди такого склада не стали определяющими движение нынешних религиозных, философских, культурных, научных и политических систем, никакой содержательный диалог между различными системами просто невозможен (да и не нужен там никому по-настоящему): каждая из систем будет себя считать ведущей, истинной и соперничающей с ложными другими системами. Диалог между ними в лучшем случае будет формальным и дипломатическим, но внутренне наполненным недоверием, соперничеством, конкуренцией и враждой.
Душевный тип, поощряемый духом, противостоящим Духу Диалога, я назвал "сужающимся конусом". Люди такого склада не испытывают жизненной нужды в диалоге различных систем, но воспринимают только одну (свою) систему истинной и универсальной, а остальные - либо её предтечами, либо частностями, либо ложными. Люди такого склада сплачиваются в группы единомышленников по принципу исповедания одной жёстко структурированной системы мировоззрения, а остальные группы воспринимаются ими как соперники, конкуренты или враги. Ни в каком диалоге проекций и поиске истины во взаимосвязях систем, а не внутри одной из них, такой душевный тип не нуждается и даже не понимает, о чём идёт речь: диалог проекций ему видится смешением или выработкой одной универсальной проекции, а не выходом в объём.
Первый Дух и первый душевный тип - это дух Соборности и персонализма: личность раскрывается в соборном единстве. Второй дух (обезьяна) и душевный тип им порождаемый - это дух коллективизма и индивидуализма (качели ложных альтернатив).
Если человечество объединится под эгидой Духа Розы Мира, то душевный тип, отвечающий этому Духу, не сможет не создать на Земле эпоху Диалога, не только религий и культур, но и диалога с Природой, без которого дальнейшее развитие и даже само существование человеческой цивилизации становится практически невозможным.
Если же верх возьмёт "обезьяна Розы Мира", то душевный тип, сконструированный этим духом, не сможет создать ничего другого, кроме тоталитарной универсальной идеологии, не нуждающейся в диалоге ни с чем иным в принципе, но подавляющей все иные системы. Люди, не нуждающиеся в диалоге с инаковым даже среди людей, никогда не смогут выйти на диалог с Природой, тут не нужно тешить себя никакими иллюзиями. И отношение к Природе будет таким же насквозь утилитарным, как и к иным мировоззренческим системам и культуре вообще.
Развитию первого душевного типа как нельзя лучше способствует Новое искусство: искусство диалога и синтеза, искусство соборное и мистериальное. Первый тип - это тип творческий, только такой может выходить в объёмное мировоззрение и нуждаться в диалоге. Второй же тип подходит ко всему на свете утилитарно, в том числе и к искусству, он нуждается только в одном - в объективном знании, в объективной и единственной универсальной системе мировоззрения. Такой тип всё творческое, не укладывающееся в раз и навсегда выбранную систему, воспринимает как враждебное и ложное и неизбежно будет подавлять. Такой тип, какими бы благими намерениями ни руководствовался, будет воплощать в религиозных, культурных, социальных и политических своих проекциях унифицированную систему отношений, которая в своём развитии не может не привести к тотальной духовной и политической тирании, что в своём становлении, начав со светлой, но претендующей на универсальность и общеобязательность системы мировоззрения, шаг за шагом, от системы к системе неизбежно придёт к сатанократии.
Наивно полагать, что все тоталитарные идеологии и системы появлялись на свет сразу же в своём "первозданном виде" или были созданы тем или иным мыслителем. Для таких систем сначала вырабатывался определённый душевный тип, который эту систему воспримет и станет за неё бороться с конкурентами и воплощать в действительности. Душевный тип формируется в самых разных и, как правило, небольших и малозаметных сообществах. В них отрабатывается не только будущая идеология, но именно душевный тип и способы управления им.
Люди склада "сужающегося конуса" не могут не быть рабами небольшого набора идей-постулатов, подгоняя под них всё и вся. Магистральная "нить управления" таким душевным типом - это своеобразная гордыня: каждый из носителей будущей тоталитарной идеологии, должной подменить собою Розу Мира, будет втайне видеть себя во главе некоего великого движения или одного из его крыльев и чувствовать человеком, узнавшим истинное состояние вещей благодаря полученному от духовидца-мистика универсальному знанию. Эта гордыня будет побуждать человека смотреть свысока на всё мире и выносить вердикты обо всём на свете с высоты полученного знания. Все религии, культурные ценности, все гении - всё лишь предтечи новой универсальной системы, к которой уже прикоснулся такой "сужающийся конус". Так как люди подобного типа не испытывают потребности в диалоге систем и выходе через него в объёмное и динамическое мировосприятие, все иные системы и всё динамическое и творческое они воспринимают как конкурентов и угрозы истине, в борьбе с которыми все средства хороши.
Именно через гордыню "сужающийся конус" становится рабом демонического начала. Первое прозрение и радость от открывшейся истины сменяется цементированием этой истины в статическую систему и раздуванием чувства собственной значимости как носителя истины, призванного вести за собой остальное человечество. На всех, не прикоснувшихся к истине (а истина для такого типа не что иное, как определённая система мировоззрения), такой "конус" смотрит свысока как на потенциально ведомых им. А потом, шаг за шагом, такой человек вязнет в борьбе с соперниками, в страхах за своё место лидера. И незаметно для себя начинает то там, то тут переступать через нравственные табу, прибегать ко лжи в борьбе с конкурентами. Эти компромиссы видятся тактической неизбежностью, ведущей к благой и светлой цели. И чем дальше, тем больше дурные средства начинают вытеснять из реальной жизни благую цель в абстрактную даль. По той же схеме создавались все тоталитарные религиозные и светские идеологии, только новая (для глобального мира) будет с мистической и наукообразной (общеобязательной и универсальной) составляющей.
Ошибочно думать, что начинать борьбу с тоталитарной идеологией нужно тогда, когда она обозначит себя явно в исторической и культурной реальностях. Тогда может быть уже поздно. Также нельзя не понимать, что уже сейчас зарождаются основы такой идеологии и вырабатываются душевные типы её проводников и адептов. Все вожди таких идеологий проходили тренинг в предыдущих воплощениях, до того как идеология выйдет на историческую сцену. Противостояние Духа Диалога и Духа Системы началось. Формирование тоталитарной идеологии, должной заглушить Дух Диалога, идёт и не может не идти в наше переходное время. Никакая из ныне действующих и претендующих на универсальность идеологий не сможет ничего противопоставить нравственно, духовно и философски ни одной из традиционных религиозных систем и воспрепятствовать их ансамблю. Нужна идеология, претендующая на своё нравственное, духовное, мистическое, научное превосходство над каждой отдельной религией, философией, культурой и над их суммарной совокупностью. Нужна идеология, которая вместо диалога систем подсунет свою универсальную и привлекательную систему, льстящую гордыне "сужающегося конуса". И формирование такой Системы и её будущих вождей идёт полным ходом, в интерактивной реальности Сети в том числе.
Так что и создавать реальную альтернативу этой идеологии, а реальной альтернативой ей может быть только содержательный
диалог различных систем, а не другая универсальная система; и противостоять Духу Системы нужно уже сейчас - в каждом жизненном выборе. Доказывать, убеждать, показывать, предупреждать. Борьба идёт буквально за каждую душу, потому что именно от того, какой душевный тип станет превалирующим, и зависит в итоге, какому Богу (или "обезьяне бога") вручит свою соборную душу объединяющееся человечество.
Иных вариантов, кроме Духа Диалога (Розы Мира) и Духа Системы ("духа родонизма" или как там назовут эту универсальную систему мировоззрения), для глобального мира измыслить невозможно.