Гомеровский эпос для греков тот же Ветхий Завет.
Откуда такая мысль?
Для религиозных верований Эллады и для античной философии – эпос Гомера то же, что для религиозных представлений Иудеи – Ветхий Завет (тоже эпос). Это, по-моему, очевидно.
Гомер сочинил Иллиаду и Одиссею на основе исторических событий; сочинил – создал своим художественным гением.
Ветхий Завет тоже написан на основе исторических событий. В основе Одиссеи, кстати, никаких исторических событий нет. У Гомера исторические события – лишь канва, как в любом эпосе, для раскрытия религиозного мировоззрения, для создания национального Мифа.
Точно также можно сказать, что авторы книг Ветхого Завета "сочинили" свои поэмы. Это вопрос веры.
Взгляд, что за художественным гением стоит только субъективная игра его фантазии, свидетельствует о непонимании природы не только художественного творчества, но и творчества вообще.
Мифологические, метафорические, образные связи вскрывают смысловую природу мироздания, а не играют фантазмами. И пророк – не диктофон и не секретарь, а творец смысла, сотворец диалога с Высшим.
Авторы книг Ветхого Завета – гениальные поэты, а не копировальные аппараты. Стоит или нет за тем или иным гением высшая реальность, отображающаяся в его творческом диалоге с "художественным предметом", мифом, замыслом, или не стоит – это вопрос только веры (творческого свободного духа читателя).
Здесь нет и не может быть общеобязательных объективных критериев.
Эллада черпала из гомеровского эпоса (трансмифа) свои религиозные и философские представления, что обогатило впоследствии и христианство (не меньше, чем эпос Иудеи).
Не думаешь же ты, что богини Афина и Гера являлись ему в откровениях о троянской войне?
Точно так же, как богиня Навна и бог Яросвет в откровениях о русской истории Даниилу Андрееву.
Эпос Гомера не только и не столько о троянской войне. Это мифология, значение которой всемирно.
До таких вершин религиозного осмысления человеческого творчества и творчества красоты не поднималась ни одна религия, кроме Эллады. Этот дух вечен, и он оплодотворяет всю христианскую культуру (другие тоже, хотя не так явно).
Религиозный смысл человеческого творчества – главное в Элладе, вечное в ней. Этот дух – залог будущего расцвета мировых религий, только он может раскрыть их миру по-настоящему, вывести из аскетической узости.
Именно оплодотворение духом Эллады и есть ожидаемый творческий прорыв в лоне мировых религий, пророчество о золотом веке человечества (в частности по Даниилу Андрееву – Розе Мира). Недаром эпоха Возрождения была причащением именно этому античному греческому духу.
(Я говорю – о зерне истины, а не о тех или иных искажениях и замутнениях. Такого "добра" везде полно, а больше, чем где-либо, в среде "последователей" Андреева, "розамирцев" и "родонитов" всех мастей. Увы – это реалии мира сего: что выросло, то выросло. Пока. Что будет дальше, посмотрим. На безобразном навозе могут в будущем вырасти прекрасные цветы.)
Ветхий Завет – это сборник свидетельств о действии Бога в истории. Конечно есть в нём и поэзия (например псалмы царя Давида), но с Гомеровским эпосом он никак не сравним.
Отделять "поэзию" от "сборника свидетельств о действии Бога в истории" – это не понимать, что такое "поэзия" вообще. Все эти свидетельства написаны на языке поэзии и являются поэзией, вне поэзии – в письменной речи того времени нет вообще ничего ("прозу" придумали гораздо позже, и она появилась как частный случай поэзии). Если отделить поэзию от религиозных книг, то в них не останется слов, останется только молчание. Светская, не религиозная поэзия, как и светская наука и философия, появилась только в период гуманизма.
Гомеровский эпос для греков сравним с Ветхим Заветом. Подчёркиваю – для античной греческой культуры, а не на "объективных весах" (если таковые у кого-то есть).
Сравним ли эпос Индуизма с Ветхим Заветом? Или тоже – там "поэзия", а здесь свидетельство о Боге? (Так мы закрываем для себя диалог с другими системами мысли и с не авраамическими религиями вообще, чем обедняем себя духовно, то есть идём вопреки Воле и Замыслу Творца о многообразии творения ради собственной логической непротиворечивости и "успокоенности в истине". Это вопрос расширения или сужения сознания, динамического или статического состояния духа, а не вопрос богословия.)
Возможно, потому что не искал? Гегель, если я не ошибаюсь, много писал о возрасте наций и о разнице между восточными и западными народами. Да и не только Гегель... Булгаков, Бердяев и многие другие христианские философы пытались осмыслить феномен наций и их историй.
Речь вообще-то шла о другом: о системе христианского богословия. Безусловно, философы, историки и все мыслящие люди интересовались и не могли не интересоваться. Это же очевидно, зачем об этом говорить? (Странный аргумент.)
К сожалению, большинство христиан понимало и понимает Ветхий, как переставший быть, отменённый и заменённый Новым.
Вообще-то Ветхий Завет занимает огромное место в христианском богослужении и богословии. Если бы большинство христиан понимало так, как ты считаешь – они понимают, то ничего подобного в богослужении и богословии быть не могло.
Конечно! И именно это отличает иудеев от христиан?
Каким образом, такое само-собой разумеющеся наблюдение есть реплика-ответ на вопрос:
"А почему иудаизм должен видеть историю человечества так же как христианство?"
Потому что это две религии, где говорится о смысле истории – и именно в Мессии сосредоточен Логос (Смысл) истории (драмы-диалога Творца и творения).
Альтернативного Мессии быть не может, только – антихрист. Либо Христос – Мессия, либо Он лжемессия и надо ждать подлинного Мошиаха. Но для христиан другой "мессия" и есть антихрист. Двух разных "мессий" быть не может – по представлениям обеих религий. Это в индуизме и в буддизме могут быть разные аватары, а в иудаизме и в христианстве Мессия Один.
Именно эта единственность и неповторимость Мессии (Логоса) даёт возможным прозревать смысл истории, даёт Откровение о действии Бога в Истории (а не только в космосе, как в религиях индуистского корня) и о человеческой личности. И в этом вопросе – главном! в обеих религиях – христианство не может уступить иудаизму.
Единственный вариант для диалога – это отказ иудаизма от ожидания подлинного Мессии после Христа (то есть – лжемессии), а такое пока почти невозможно представить. Пока – иудаизм ждёт не национального, а мирового Мессию. Тут неразрешимое духовное, а не логическое противоречие.
С буддизмом и индуизмом христианству (в перспективе) легче вести диалог, потому что они говорят о разном, о разных гранях Истины: одни о "волновой природе Света" (единственности всего сущего; пантеизм или анатмавада), другое – о "квантовой природе Света" (единичности и неповторимости личности; монотеизм, персонализм).
А иудаизм и христианство "играют" на одном поле: либо Христос лжемиссия, либо Мошиах антихрист (никаких иных вариантов здесь измыслить не удастся).
Только если отказаться от Мессии вообще, то есть сделать то, что Муххамед – вернуться к чистому монотеизму (ценой духовного обеднения Откровения), что тоже не вариант.
Ярослав, а сколько раз ты читал книги Ветхого Завета и какие? Это суждение на основе многих прочтений оригинала или на основе комментариев?
Ветхий Завет я читал. Некоторые книги перечитывал (не все). В переводе, разумеется, не в оригинале. Как и Евангелия. Ты помнишь (где-то фиксируешь) количество прочтений их? это число тебе что-то даёт? (Разговор "сколько раз кто чего читал" считаю неконструктивным. Если не сказать прямее.)
К подробному библеистическому анализу книг Ветхого Завета, тем более в рамках этого форума, я не готов. (Это к вопросу о книгах пророков.)
Здесь могу лишь повторить – литературой Библия была лишь вторично, а не первоначально.
Первоначально – Библия есть свидетельство об Откровении Бога человеку.
Письменное слово и есть литература. Первоначально всё в духе, но что передаётся в слове и записывается, есть литература (по определению). В те времена была лишь форма поэтической письменности (или передаваемая изустно поэзия). Никаких иных способов передачи Откровения в слове не бывает, кроме как через слово. Разумеется, что письменное слово бывает разного качества и разного наполнения Духом, но в любом случае это литература.
Любопытная трактовка, но очень отличная от общепринятого понимания слова догмат; я употребил слово в его общепринятом значении, поэтому и писал, что: "в иудаизме нет догматов (это явление греческо-христианское)"
Да нет, не оригинальная, а именно христианская трактовка. И в богословии и в философии именно такая трактовка слова "догмат". "Википедия" может его трактовать как угодно, но если мы говорим о христианских догматах, то надо пользоваться именно христианской трактовкой, а не "общепринятой" ("википедией").
(Это как с "индивидуализмом" и "личностью", "духовным" и "оккультным". Я пользуюсь общепринятыми в христианской философии значениями этих слов. Если переходить в контекст другой системы (например, буддийской), то надо стараться употреблять эти слова в другом контексте. А что подразумевает под таким словами безрелигиозная и материалистическая ("общепринятая") наука, меня не интересует: эти слова мертвы вне религиозного контекста.)
Тут я могу только повторить, что в таком "миссионерском" аспекте, иудаизм не был мировой религией ни до ни после Христа.
Мессия ожидался как Спаситель всех народов, а не только иудеев. И духовная подготовка к Его Пришествию велась для всех людей внутри Иудеи. В этом смысле – это мировая религия и её значение непреходяще для всего мира.
После Христа ожидание Мошиаха – это выпадение из Истины. И значение такого ожидания может быть только сберегающим национальное лицо, но никак не мировым (в положительном смысле). Это обережение и консервация духа, но не творчество (религиозное) в полном смысле слова. Упорствовать можно, но это уже упорствование не в Истине, а в прошлом. В Истине – Христос есть Логос, Сын Божий. И никакие религиозные представления людей и их религиозных систем ничего не меняют в Истине.
P.S. На всякий пожарный уточню: у меня нет и не было цели оспаривать тебя лично,
Леонид, или оспаривать твои взгляды: цель у меня была и остаётся одна: при помощи интерактивных диалогов выращивать ветки с объёмным смыслом. Поэтому я стараюсь концентрироваться не на общем и всем очевидном, а на тех или иных отличиях, дополнять, а не подтверждать. Объём создают отличия, а не общее. Не вижу никакого смысла находиться обеим сторонам в интерактивном диалоге на одной грани-проекции, но вижу смысл показывать разные грани, включая противоположные. Цель переубедить собеседника считаю абсурдной и бесперспективной, а вот попытаться посмотреть на один и тот же предмет с разных сторон – интересно и даже небесполезно. Хуже нет односторонности – в любом деле (всё зло в мире от односторонности).
_______________
Антон, Ваш аргумент мне видится серьёзным. Но, может, Каббала больше имеет отношение к философии, к культуре, чем собственно к религии иудаизма? (Это я предположительно. Ведь того же Андреева не причисляют к православному богословию и даже к развитию христианства – как религии, но – к явлению культуры. Как и Данта, кстати. Мне кажется, примерно то же и с Каббалой... Хотя я с ней очень мало знаком, только по цитатам у тех или иных авторов. Поэтому провожу аналогию, но не настаиваю никоим образом на её истинности.)