В тему?
" В середине 1920-х годов молодой еврей пришёл к известному
нью-йоркскому раввину и заявил, что хочет изучить Талмуд.
Ты знаешь арамейский? спросил раввин.
Нет.
А иврит?
Нет.
А Тору в детстве учил?
Нет, ребе. Но вы не волнуйтесь. Я закончил философский факультет
Беркли и только что защитил диссертацию по логике в философии Сократа.
А теперь, чтобы восполнить белые пятна в моих познаниях, я хочу
немного поучить Талмуд.
Ты не готов учить Талмуд, сказал раввин. Это глубочайшая книга
из всех, написанных людьми. Но раз ты настаиваешь, я устрою тебе тест
на логику: справишься буду с тобой заниматься.
Молодой человек согласился, и раввин продолжил.
Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с чистым лицом,
другой с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
У молодого философа глаза на лоб полезли.
Это тест на логику?!
Раввин кивнул.
Ну, конечно, тот, у кого грязное лицо!
Неправильно. Подумай логически: тот, у кого грязное лицо,
посмотрит на того, у кого лицо чистое, и решит, что его лицо тоже
чистое. А тот, у кого лицо чистое, посмотрит на того, у кого лицо
грязное, решит, что сам тоже испачкался, и пойдёт умываться.
Хитро придумано! восхитился гость. А ну-ка, ребе, дайте мне ещё один тест!
Хорошо, юноша. Два человека спускаются по дымоходу. Один
вылезает с чистым лицом, другой с грязным. Кто из них пойдёт
умываться?
Но мы уже выяснили тот, у кого лицо чистое!
Неправильно. Оба пойдут умываться. Подумай логически: тот, у
кого чистое лицо, посмотрит на того, у кого лицо грязное, и решит, что
его лицо тоже грязное. А тот, у кого лицо грязное, увидит, что второй
пошёл умываться, поймёт, что у него грязное лицо, и тоже пойдёт
умываться.
Я об этом не подумал! Поразительно я допустил логическую ошибку!
Ребе, давайте ещё один тест!
Ладно. Два человека спускаются по дымоходу. Один вылезает с
чистым лицом, другой с грязным. Кто из них пойдёт умываться?
Ну Оба пойдут умываться.
Неправильно. Умываться не пойдёт ни один из них. Подумай
логически: тот, у кого лицо грязное, посмотрит на того, у кого лицо
чистое, и не пойдёт умываться. А тот, у кого лицо чистое, увидит, что
тот, у кого лицо грязное, не идёт умываться, поймёт, что его лицо
чистое, и тоже не пойдёт умываться.
Молодой человек пришёл в отчаяние.
Ну поверьте, я смогу учить Талмуд! Спросите что-нибудь другое!
Ладно. Два человека спускаются по дымоходу
О Господи! Ни один из них не пойдёт умываться!!!
Неправильно. Теперь ты убедился, что знания логики Сократа
недостаточно, чтобы учить Талмуд? Скажи мне, как может быть такое,
чтобы два человека спускались по одной и той же трубе, и один из них
испачкал лицо, а другой нет?! Неужели ты не понимаешь? Весь этот
вопрос бессмыслица, и если ты потратишь жизнь, отвечая на
бессмысленные вопросы, то все твои ответы тоже будут лишены смысла!
Еврейская традиция не отвергает в принципе абстрактное мышление.
Мудрецы стараются предусмотреть все возможные варианты, и
ситуации, которые рассматриваются в Талмуде, иногда могут лежать в
сфере маловероятного. Но сама изучаемая проблема всегда должна иметь
конкретный смысл и прочную опору в реальной жизни.
====================================================================
Правда, суть изучения Талмуда вовсе не в том, как ответить на вопрос о
том, кто из обоих пойдет умываться.
Суть изучения Талмуда (на данном примере, разумеется) в том, чтобы
понять, полезут ли эти двое в трубу, зачем они это делают, что они там
ищут, и зачем Талмуд посвятил свои страницы их поступку? И,
разумеется, еще с десяток других вопросов, возникающих у того, кто
изучает в Талмуде эту историю (с трубой).
Именно в этом суть еврейской философии - философии, диктуемой каждому
отдельному еврею Творцом."