Власть в церкви, или отчего умирают отцы
Молчал сколько мог. Но, как говорится, накипело. Даю подборку цитат и один материал, в основном с кураевского ЖЖ, ибо основное информационное освещение последних событий в церкви (скорее, все же, одного события - но трактовать можно по разному) - подробно об этом именно на кураевском ЖЖ.
Итак:
"Беда наша в разобщении епископа с клиром и народом Божиим, которое нынче происходит в результате сращения церковной власти с областной номенклатурой и бизнесменами. Уровень благосостояния, бытовой комфорт, коммерческие интересы и политические амбиции объединяют их кругом общения, в который не допущены клир и миряне. Мы живём теперь в двух разных мирах.
Симфония государства и Церкви кажется чрезвычайно заманчивой, однако таит в себе опасности, много раз обличённые в печальном опыте истории. Увы, «никого ещё опыт не спасал от беды».
У меня немного надежды быть услышанным. К свидетелям бывает разное отношение. Изредка им внимают. Чаще убивают, как пел когда-то В. Высоцкий: «Провидцев, как и очевидцев, во все век..."
Иерей Павел Адельгейм.
Догмат о Церкви в канонах и практике
Псков, 2002.Нигде так не ощущается пропасть между властью и народом, нигде так болезненно и парадоксально не пролегает линия разделения между властью и обычными батюшками и мирянами, как в церкви. Провинциальный рядовой батюшка гораздо более бесправен перед своим начальством, чем обычный светский человек перед своим. Будучи "в миру" можно всегда хлопнуть дверью перед начальником-самодуром, написать заявление об уходе и искать другую работу. А вот рядовому попу уйти от своего епископа, возомнившего себя "духовным отцом всея губернии" (еще не самый худший вариант) - куда сложнее. Да, теоретически можно подать "за штат" (но чем тогда кормить семью, а ведь семьи у многих батюшек большие), можно перейти в другую епархию, но сделать это не так-то просто, да и где гарантия, что там не окажется такой же "отец всея губернии".
В свое время мы пытались как-то протестовать против действий нашего местного архииерея (нам казалось, что он ведет себя крайне непристойно своего сана - оно так и было) - и мы, конечно же, проиграли. Эти события я как мог описал в своей повести "
Оглашенные". Спустя какое-то время мой хороший знакомый устроился работать экспедитором в одно православное издательство. Объехав немало епархий в России, Украине и Белоруссии он был вынужден признать, что большинство других епископов "такие же как наш". То есть, наш архиерей не исключение, а, увы, печальная тенденция.
А теперь непосредственно к "кураевской теме":
“ГОЛУБАЯ ЛУНА” НАД КАЗАНСКОЙ ЕПАРХИЕЙ
В середине декабря прошлого года протодиакон Андрей Кураев в своем ЖЖ обнародовал факты гей - засилья в Казанской митрополии. С того момента прошел месяц, а обсуждение темы геев в рясах продолжается. Тренд обсуждения переместился с состояния дел в поволжском православии на общее состояние дел в РПЦ, а потом на самого Кураева. Если судить по статьям в Интернете, Кураев в православном поле остался в меньшинстве. Ряд православных активистов уже требуют отказаться от преподавания "Основ православной культуры" по учебникам Кураева. В самой Казани Кураева не критикуют, а откровенно травят. Манера травли - типично казанская. В основном, все происходит в форме огрызания, шипения. Что примечательно, оппоненты не могут привести ни одного внятного аргумента против Кураева. Возражение идет или в духе советских партсобраний, или в форме простого и понятного ответа: "Кураев лжет", "Кураев все выдумал", "Кураев подрывает основы межрелигиозного мира в Татарстане и расшатывает Церковь". ( Read more... )Не знаю, что протодиакона Андрея (Кураева) толкнуло на подобные действия - то ли боль за церковь, то ли жажда пиара, то ли просто терять уже нечего. Но факт остается фактом: диакон Андрей затронул очень больной нерв, лучше сказать - гнойник, в верхах церковной бюрократии. И как всегда церковное мнение разделилось. Вот наиболее яркий негативный отклик; отец Александр (Шумской), кстати, самый яркий публицист на РНЛ:
Хамить вас, господа либералы, никто не заставлял, сами напросились. Так что теперь почувствуйте на себе руку Божиего правосудия. Очень скоро оно свершится над вами! И зря вы, «ребяты-демократы», выпустили на арену «больного на всю голову» протодиакона, очень похожего на пожилого Гарри Поттера. Думаю, что очень скоро ему предстоит спешно улетать на своей метле в сторону Запада. А забавное, я скажу, будет зрелище – тучный старый Гарри Поттер в развивающемся рваном балахоне, с вставшими дыбом волосами, на маленькой метле. И останутся от него на нашей русской земле лишь слетевшие треснутые круглые очки. А вот положительный отзыв:
Диакон Александр Мусин:
....Не будет преувеличением сказать, что зло, изобличенное протодиаконом Андреем, заключается не в гомосексуалах в церкви. Они всегда были и всегда будут. Зло заключается в бесконтрольной церковной власти, независящей ни от православной общины, ни от гражданского общества. Эта власть развращает попавшего сюда человека без различия его сексуальной ориентации. Гомоскандалы – лишь одно из ее проявлений. Такая власть в РПЦ сама себя воспроизводит: и митрополит Никодим, и КГБ имеют к этому лишь опосредованное отношение. Чувство безнаказанности порождает нравственную распущенность «гомоиерархов» с выставляемой на показ «голубизной», с сексуальными домогательствами, растлением студентов, которым обещают карьерный успех в обмен на секс-услуги. Это существует не только в РПЦ, а в любой номенклатурной среде.На мой взгляд ключевое здесь это:
"...зло, изобличенное протодиаконом Андреем, заключается не в гомосексуалах в церкви. Они всегда были и всегда будут. Зло заключается в бесконтрольной церковной власти, независящей ни от православной общины, ни от гражданского общества. Эта власть развращает попавшего сюда человека без различия его сексуальной ориентации..."И вот к чему это приводит, всего-лишь одна из судеб:
Отчего умирают отцы
«Сайт Челябинской епархии пополнился очередным некрологом (
http://sobor-chel.ru/).
21 декабря 2013 года ушел к Богу протоиерей Игорь Казанцев, настоятель храма в честь Андрея Первозванного в Миассе. Сильный, здоровый человек не выдержал нервных перегрузок (его уволили с места настоятеля храма в городе и перевели служить в поселок) и тяжело заболел. Скоротечный рак - на руках у матушки остались трое ребятишек, мал-мала-меньше.
Тогда о. Дмитрий Алферов мне сказал, вернувшись с тех похорон - ну что же, я - следующий.
У него тогда уже тоже начались "нервные перегрузки" - сначала с того, что на храм наложили оброк больше обычного в два раза, а потом пошли разговоры о том, что храм, который о. Дмитрий строил и создавал с 1996 года - превращают в монастырь. Я его уговаривала, уверяла - что все будет хорошо, мы ездили молиться - в Чимеево, в Чудиново, общались с ним каждый день - он писал у меня на форуме под псевдонимом. А он говорил - "Лучше бы мне умереть. Заберут храм, и пусть делают что хотят. А я этого всего видеть не буду".
Когда вместо обычных десяти процентов митрополит стал брать 25 - для о. Дмитрия это был серьезный удар.
Он не мог остановить стройку, строилась воскресная школа, домик для детей и туалеты, без которых храм, который находился далеко от жилого района, существовал трудно.
Пришлось влезать в долги.
Потом новведение - митрополит запретил обращаться за помощью к спонсорам, с которыми о. Дмитрий выстраивал длительные, по несколько лет отношения.
А те, узнав, что теперь все пойдет напрямую в казну митрополиту - просто отказались помогать. Наш город хоть и большой, но новости распространяются по нему со скоростью света.
А уж резиденция для митрополита, которую он построил, чтобы принимать теперь уже бывшего губернатора, стоимостью около двадцати миллионов рублей как-то утаить сложновато. Деньги туда скачивались со всех приходов. А митрополит только красиво "махал руками" в Москве - "я вам построю пять монастырей!!!".
Когда стало известно об этом его обещании Патриарху - священство наше совсем приуныло. Храмов у нас строится раз, два и обчелся. Строятся тяжело и трудно. Поверьте, знаю об этом не понаслышке - мы своей семьей помогаем этим стройкам. Буквально каждая копейка экономится, рабочим платить нечем. При этом "оброк" снимается в полной мере даже со строящихся храмов. А еще наш митрополит пообещал построить большой собор…….
Месяц назад пришло известие - уже решено, что храм о. Дмитрия забирают под монастырь, митрополит сделал его архиерейским подворьем. Этот храм - лучший в нашем городе. С большой ухоженной, очень красивой, летом утопающей в цветах территорией - садом, с теплицами, со столовой для малоимущих, с большой воскресной школой, с множеством кружков для детворы, храм-красавец, стоящий на берегу озера, в который съезжались люди со всего города. Под монастырь, в котором нет монашеской общины, монастырь, за оградой которого - городской пляж. Разоряя храм со сложившейся общиной. Зато все готово - и храм, и постройки, и сад, и огород. Очень удобно. Только вот неудобно - куда деть батюшку то?
Вот тут и стал он говорить - я просто сейчас хочу умереть. Очень хочу……
У о. Дмитрия уже был инфаркт. В то время он служил с митрополитом Иовом. В лихие 90-тые им предлагали отмывать деньги. А за отказ в ход шли угрозы. И когда о. Дмитрию стали угрожать жизнью дочери - у него случился инфаркт. Тогда он выжил. Как и в горячих точках, вернувшись с медалями. Сейчас время покруче лихих девяностых. Потому что, когда гнобят так жестоко, бессмысленно и несправедливо свои же - стократ тяжелее и труднее. Не справился. Как бы сказал - "ниасилил".
У него рушилась жизнь. Храм был для него как дитя, выношенное, выстраданное, выращенное. С 1996 года, с нуля, с пустого места, нет - с болота, он строил и создавал не только прекрасный храм, постройки и территорию рядом, но и настоящую общину, в которой все знают и любят друг друга, растут, развиваются, общаются, учатся, знакомятся, венчаются, рожают и крестят детей. Он учил тому, что однажды так потрясло его и изменило всю его жизнь - Евангелию. И вся община была против того, чтобы был монастырь. Но митрополит своей жесткой рукой надавил, и заставил тогда его написать интервью - о том, что он согласен. Мы стали бояться - что о. Дмитрия снимут и вообще переведут в другое место. А он не выдержит - диабет, слабое сердце…. И мы все замолчали.
А неделю назад, перед престольным праздником - он узнал, что "оброк" еще увеличили на 300 тысяч. Это была абсолютно неподъемная сумма для храма, в котором было уже остановлено строительство. Нужно было увольнять людей, которые уже и так работали на голом энтузиазме. Он отслужил престольный праздник и ушел. К Богу.
Со святыми упокой. +++ »
marahovska-ya.livejournal.com/572207.html
***
И меня простите, о. Дмитрий. Его прихожане (и спонсоры) несколько раз обращались ко мне, ошибочно думая, будто я вхож в патриархию. Так что о конфликте вокруг этого храма я знал. Но мое публичное вмешательство лишь всё усложнило бы. о. Дмитрию было 50.
diak-kuraev.livejournal.com/617797.html