всё те же роли всё в той же пьесе
Начиная с декабристов, боролись...
И напоролись.
Именно на то, за что боролись. На чудовище сталинизма.
Какая неожиданность!
А ведь предупреждали все без исключения русские гении, чем кончится, что в итоге будет. Пушкин и Тютчев, Достоевский и Толстой, Лесков и А.К. Толстой, Чаадаев и Вл. Соловьёв, все русские религиозные философы. Но русский интеллигент не верит тем, кто составляет славу русской культуры (в чём смысл бытия нации? не личности отдельного человека, но нации как организма?).
Почему же тогда интеллигент - интеллигент, в чём его интеллигентность, если он не верит лучшим представителям нации, но верит только членам своего "ордена", присягнувшим на исповедание небольшого набора "понятных" идеологем?
Где свобода мысли, где свобода совести?
"Напоролись вовсе не на то, за что боролись!"
"Разве мы этого хотели?"
И опять почти век боролись, жертвовали... И опять победили.
И опять напоролись... Совсем не на то, увы. Или всё-таки именно на то самое?
И опять романтиков, попользовав, отодвинули... И опять какое-то чудище вместо ожидаемой свободы...
И опять предупреждали вас...
"Теперь вновь будем бороться - и на сей-то раз напоремся на то, что надо!"
С чего вдруг?
А потому что ТАК ХОЧЕТСЯ.
В этом весь секрет - ХОЧЕТСЯ.
Очень хочется чувствовать себя бескорыстным героем. А чего проще им себя почувствовать, как не на площади и не в борьбе с "ними".
И вновь "мы" - это набор элементарных идеологем.
Интеллигент верит не в Высшее, а в себя и своих. В свой, очень жёсткий катехизис. Ни свободы мысли, ни свободы совести в этом катехизисе близко нет. Любое проявление свободы мысли может быть наказано самым страшным наказанием - исключением из "ордена своих", из "нас", заклеймено позорным клеймом "служитель ИХ".
И никогда, никакими историческими примерами и аналогиями, никакими логическими доводами, никакими ссылками на мысли и предсказания гениев (оправдавшиеся самим временем!) не сдвинуть интеллигентского ХОЧЕТСЯ.
Хочется быстро.
Попробуй интеллигенту объясни, что власть - это лишь среднестатистическое отражение нравственного и культурного состояния общества. И никакой иной власти нет и не бывает. И любая попытка ускорить эволюцию, изменить власть насильно и быстро - приводит к откату назад именно в нравственном и культурном состоянии общества, а следовательно - с железной исторической необходимостью - наверху государственной пирамиды появляются худшие из тех, с кем боролись.
Демократия работает по факту: наверху государственной пирамиды (культурная совершенно по-иному устроена - это пирамида качеств, а государственная - количеств) всегда находится тот и те, кто является среднестатистическим зеркалом подлинных духовных и нравственных приоритетов народа на сегодняшний день. Формальные процедуры совершенно ничего не меняют. Вера в какой-то безликий юридический Закон как верховное божество, перед которым все (якобы!) равны, - это самое настоящее идолопоклонство, пришедшее в секулярном мире на место подлинной веры в подлинного Бога .
Как невозможно голосованием изменить биологическую эволюцию, так невозможно процедурами изменить эволюцию историческую.
Но верят, что теперь-то всё будет по-другому. И не будет плакать больше интеллигент: "нас использовали", "разве мы за это боролись?"
Именно за ЭТО. И когда интеллигент сможет признать сей факт, тогда он станет творцом и принесёт благо - и себе, и обществу. А пока - "хочется" - и приходится глотать всю ту же наживку и верить, что в ней нет крючка... Как же нет, когда в реке не водятся белые хлебные шарики?..
Какие шарики?
Теперь белые. А были красные.
Кровь.