В своей лекции о книге
Хаима Коэна - «
Суд над Иисусом из Назарета»,
Михаил Хейфец представляет новую версию событий, развернувшихся в ночь ареста и утро последнего дня Иисуса.
Как многие евреи сегодня, Михаил Хейфец видит в Иисусе одного из многочисленных рабби-проповедников времён конца эпохи Второго Храма, целителя, пацифиста, знатока Торы и Писаний, обладающего выдающейся личной харизмой проповедника.
Будучи знакомым с политической реальностью тех дней (римская оккупация, продажное, коллаборационистское правительство партии саддукеев, жестокость и самовластность прокуратора Пилата, частые восстания еврейских зелотов-ревнителей против Рима, и др.), Хейфец не может принять Евангелские описания событий последнего дня жизни Иисуса, как сами собой разумеющиеся, логично развивающиеся.
Ему, как и многим исследователям Евангелий, бросаются в глаза невероятность ночного ареста и суда в Пасхальную Ночь, совет Пилата с "народом", нерешительность Пилата во время суда, сам суд в Иерусалиме (а не в резиденции прокуратора - Кейсарии), и другие, уже многими библеистами, отмеченные невероятности.
В лекции, Михаил Хейфец представляет версию Хаима Коэна и дополняет её своими замечаниями.
В результате, получается версия событий, не противоречащая фактам из Евангелий, и, в то же время, объясняющая все невероятности фактов (за исключением, пожалуй, суда Пилата в Иерусалиме, а не в Кейсарии).
Коротко, конечная версия выглядит так:
- арест Иисуса был инициирован Пилатом
- Первосвященник и другие саддукеи, несмотря на желание избавиться от Иисуса, не хотели допустить казни на Песах, и старались вырвать Иисуса из лап римлян
- когда Иисус не стал избегать римского суда, саддукеи отдали его Пилату
- Пилат, под влиянием личной харизмы Иисуса, забыл про свои политические интриги против правительства саддукеев и решил отпустить Иисуса
- это решение привело саддукеев в ужас (победивший Рим, бродячий рабби, стал бы живым образом политического мессии - освободителя от римской оккупации, сводя и без того малую легитимность коллаборационистского правительства на нет)
- теперь саддукеи настаивают на том, что пытались предотвратить накануне
- Иисус распят как "царь Иудейский" - политический преступник против Кесаря
Всем, интересующимся вопросом о суде и казни Иисуса, рекомендую лекцию Михаила Хейфеца, как богатый историческим материалом источник.