Творческая лаборатория
Рок времён Перестройки - Революция Духа

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Рок времён Перестройки - Революция Духа


Прошло 25 лет со времени прихода Михаила Сергеевича Горбачёва к власти в СССР.
Тем, кому сегодня около 40-ка, конечно помнят, как это было - быть подростком во времена Перестройки, но тем кто старше или младше, возможно будет интересно прочесть, как воспринималась Перестройка нами - теми, кто взрослел, получал основы мировоззрения во времена Перестройки.

Огромное, возможно даже самое большое значение в процессе формирования мировоззрения, для меня и таких подростков как я, в то время играла рок-музыка. Конечно, так было не для всех, и даже не для большинства; в то время мы - слушатели рока - были своего рода белыми воронами.

В Казани за нами охотилась шпана-гопники, чтобы остричь длинные волосы (попутно поколотив и отобрав часы, деньги и одежду), в школах, техникумах и училищах над нами насмехались преподаватели-учителя (особенно доставалось на физкультуре и военной подготовке). Милиция тоже была в числе гонителей-угнетателей (в Казани это было особенно трагикомично, ибо город страдал не от рокеров , а от подростковых банд)

В общем, быть "рокером" во времена перестройки было небезопасно, но преодолевая страх мы ими были, слушая песни таких групп, как Алиса, Чай-ф, ДДТ, Наутилус, Зоопарк, Телевизор, Аквариум, Кино и многих других.

Музыка - это удивительный способ выражать и передавать мироощущение от сознания к сознанию, от личности к личности. Музыка может вдохновлять и угнетать, просветлять и развращать, взвинчивать и успокаивать душу. Поэтому стихи положенные на музыку - песни - имеют столь более сильное действие, нежели просто стихи.

Когда оковы, наложенные на народную душу российского сверхнарода, третьей государственностью России - СССР - немного ослабли (эпоха Застоя), народ начал петь и из его недр вышли барды, чьи песни нашли отклик во многих душах, тоскующих по Правде и Свету. (Те, кому сегодня около 50-ти, помнят такие имена как Окуджава, Визбор, Высоцкий, Розенбаум, Мищюки и многие другие.)

Нам - подросткам и юношеству Перестройки, уже не хватало бардов. Уже слишком не соответствовал Дух Времени, тому о чём они пели.

Чудесным образом, без усилий со стороны народа, оковы СССР не просто ослабли, а почти полностью спали, и стало проясняться, насколько больна народная душа, насколько неискренне всё, что идёт от государства, насколько сам воздух в СССР пропитан ложью.

И как здоровые клетки в организме реагируют на заразу болезненной лихорадкой, так и мы - те кто чувствовал заразу СССР - заболели роком.

Мы искали Правду, и не могли найти её нигде, кроме рока.

Рокеры пели о всех проблемах, которые волновали нас, и мы, едва научившись бренчать на гитарах, собирались по дворам и подъездам и пели их песни.

Через громкоговорители государства лилось славословие "в буднях великих строек",
мы же пели - "они всё врут, рыба гниёт с головы".

Милиция и школы закрывали глаза на подростковые банды, мы же пели - "всё это гопники - имя им легион"

Среди гниющих озёр и лесов раздавались государственные тирады о вольных просторах Родины, мы же пели "отпускай же Мать-Природа наши смертные грехи"

В школах нас учили о том, как нам повезло родится в свободной социалистической стране, мы же пели "моё поколение молчит по углам, моё поколение не смеeт петь"

Лозунги власти призывали "Перестройка", "Новое мышление", "Ускорение", "Гласность",
мы же пели "этот поезд в огне и нам некуда больше бежать"

Несмотря на лозунги перестройки, ничего особо не менялось, и мы пели "перемен требуют наши сердца"

Чуть только стала приоткрываться правда об убийствах большевиков, зазвучали голоса оправдывающие те убийства, мы же пели "где вы где, чья работа была когда-то стрелять в спины наши отцов"

Ребята завороженные военной романтикой войны в Афганистане пели дворово-патриотические песни "автоматы в руках, передёрнут затвор", мы же пели "я не видел картины страшней, чем Земля цвета хаки"

В стране, пронизанной блатом и привилегиями начальникам и их семьям, школы всё твердили о равенстве, мы же пели "раскройте рты, сорвите уборы - по улицам шествуют мальчики-мажоры"

Старшее поколение предупреждало нас - остерегайтесь, оттепель была уже в 60-х, а потом говорунов упекли в психушки, мы же пели "это религия завтрашних дней, они будут толще - мы будем смелей"

Рок времён перестройки дал нам правду, и мы пили её всею душой, впитывая образы, идеалы и весь дух тех песен. То было наше противоядие от всеокружающей лжи.

Напитав наши сердца правдой, те песни перевернули наши представления о том, как надо жить. Совершили настоящую революцию духа в наших ещё податливых, несформировавшихся душах. Дали нам почувствовать вкус свободы и надолго, если не на всю жизнь, определили нравственный вектор нашего развития.

«Последнее редактирование: 05 Декабря 2014, 20:20:53, ВОЗ»

Леонид, мы с тобой одной крови.
Рок-культура 80-х изменила всю мою жизнь. Стала толчком, с которого начался путь. На этом пути раскрывалась для меня потом классическая культура, но началось всё с песни, с рока.
Например, Башлачёв стал первым большим поэтом, которого я смог вместить по-настоящему. Без него я бы не понял ни Андреева, ни Пушкина.

Поэтому стихи положенные на музыку - песни - имеют столь более сильное действие, нежели просто стихи.
Для неподготовленной души. Сейчас для меня настоящая поэзия действует намного сильнее, чем песня. Песня имеет мощнейшее воздействие на душевно-энергетическом уровне. Она помогает вскрыть те пласты души, которые способны взращивать уже духовные семена. И в этих пластах так называемая "книжная" поэзия намного сильнее работает, чем песня. Для меня так.
Но первопинком была именно песня: она в силу своей эстетической природы ("сразу цепляет") может растапливать коросту души быстрее и действеннее любого из искусств (пожалуй, только кино можно поставить рядом).
Следующие, более тонкие уровни искусства не могут пробиваться сквозь коросту и невежество, требуют труда и сосредоточенности, а песня может давать всходы даже в самых неготовых душах, может увлечь, заставить подражать (в хорошем смысле), менять образ жизни, начать путь. На котором будут раскрываться по мере движения всё новые и новые горизонты, уже не песенные.
Подлинная поэзия огненней, глубже, но потаённее песни; поэзия менее защищена от грубости, чем песня; у неё более "тонкая кожа", более деликатная структура, поэтому она закрывается от "непосвященных", не впускает в себя незрелую душевную энергию.
Песня - как первый призыв Искусства, который способен услышать человек, чтобы начать путь. К сожалению, многие так и остаются на уровне этого первого призыва, не требующего больших усилий духа...
Но я до сих пор могу слушать песни тех лет, хотя делаю это, конечно, не так часто и не так подолгу, как тогда. Всему своё время, своё место.
Сейчас для меня чтение стихов намного более увлекательное занятие, чем слушание песен. И парадокс: более лёгкое! :) 

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

слушая песни таких групп, как Алиса, Чай-ф, ДДТ, Наутилус, Зоопарк, Телевизор, Аквариум, Кино и многих других.

Музыка - это удивительный способ выражать и передавать мироощущение от сознания к сознанию, от личности к личности. Музыка может вдохновлять и угнетать, просветлять и развращать, взвинчивать и успокаивать душу. Поэтому стихи положенные на музыку - песни - имеют столь более сильное действие, нежели просто стихи.

Здравствуйте, Леонид. Примечательно, что песни тех лет актуальны для многих подростков и теперь. Я с 13 лет слушаю Кино. Чуть позже открыл для себя Наутилус и ДДТ. И так далее, добрался недавно до Зоопарка :) . До этого вообще ничего не слушал! Так что через рок приобщился к музыке :) Для молодых людей, которые ищут правды (а может и истины?) рок будет актуален до тех пор, пока отношения в обществе не изменятся, пока лицемерные маски не спадут с лиц тех, кто нам твердит о душе и в нее же плюет.


Поэтому стихи положенные на музыку - песни - имеют столь более сильное действие, нежели просто стихи.
Мне кажется, по силе действия сложно сравнивать...ведь песня есть не просто стихи,положенные на музыку, это тонкое взаимодействие...музыка раскрывает то,что между строк слов, а слова раскрывают то,что между музыкальных линий. Это уже и не музыка в отдельности, и не стихи. Это песня.
К сожалению, многие так и остаются на уровне этого первого призыва, не требующего больших усилий духа...
Песни же бывают совершенно разные,совсем не только "призывы", они бывают и воспевающие и опевающие, бывают песни-молитвы... и дух тут трудится вовсю...)

Александра Тихонова
----
"Говорить о музыке все равно, что танцевать об архитектуре"
«Последнее редактирование: 07 Сентября 2011, 22:15:30, КАРР»

Мне кажется, по силе действия сложно сравнивать...ведь песня есть не просто стихи,положенные на музыку, это тонкое взаимодействие...
Песня вообще особый жанр. Не сумма музыки и стихов. Почти нет хороших песен на классические стихи. Песенный текст требует совсем другой стилистики, нежели поэзия. Это отдельный разговор. Тексты песен почти невозможно читать как стихи. Это разные виды искусства. И родственность только кажущаяся.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Конечно:)

Александра Тихонова
----
"Говорить о музыке все равно, что танцевать об архитектуре"

Просто наблюдение, без анализа:

Во времена перестройки рокеры были против государства, и народ в своём большинстве их поддерживал: чувство единения было. Потом это чувство гасло, гасло... Ныне: рокеры также против государства. Но поддержку большинства народа утратили (Шевчук, Макаревич и т.д.) Что изменилось? И ведь не скажешь, что бы народ сильно возлюбил государство... Но что-то изменилось. После событий на Украине - похоже, необратимо. А рокеры всё те же. Что-то в этом факте кроется важное, не для рокеров - для нас для всех. Пока не могу понять - что, но чувствую: произошло что-то. В самых-самых глубинных глубинах произошло. А рокеров жалко, по-человечески. Особенно - Шевчука...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 02 Октября 2014, 05:07:25, Ярослав»

Ныне: рокеры также против государства. Но поддержку большинства народа утратили (Шевчук, Макаревич и т.д.)

Ярослав, не все рокеры! Яркий пример - Константин Кинчев, рок-группа "Алиса". Макаревич и Шевчук, хочется верить, скорее все-таки исключения.

Начало 2000-х в русском роке было примечательно разворотом к корням. Многие почувствовали тягу к славному прошлому молодости нашего народа. Душа народа отходила от сна, и многие творческие люди стали это ощущать. Не все...

У Шевчука ещё в 90-е стало ощущаться в ряде песен дыхание вот-вот готовой проснуться души российского народа. Но в то же время в других его песнях был старый протест. Даже по музыке и стилю исполнения все его творчество разделилось на две половины. Красивая музыка, ровный ритм и глубокий текст в одних песнях соседствовали с буйством эмоционального взрыва в других. Ощущение высшей реальности в одних и погружение в инфернальную реальность в других. Как результат первый, услышавший голос народной души, первым же и потерял с ней связь, что уже как следствие вылилось в поддержку либерального движения России, в сути своей антинародного. И все-таки Шевчук призывает к миру, он как никто другой видит инфернальную сущность государства. Но не имея связи с душой народа, невозможно трезво оценивать происходящее. Это трагедия, личная трагедия, сходная с трагедией Блока...

«Последнее редактирование: 02 Октября 2014, 17:42:26, ВОЗ»

С них началась эпоха. И закончилась она их добровольным и, увы, позорным бегством из страны. Остаётся открытым вопрос: революцией какого духа была эта эпоха?

Есть ещё один символ её: трагические смерти в самом её начале Башлачёва и Цоя. Если расширить этот символ, то вместе с Цоем (практически в один месяц) был убит Александр Мень и умер в эмиграции Сергей Довлатов. Не совместимы они были с этой эпохой по духу? мешали ей?

Есть, конечно, исключения: те же Кинчев или Бутусов, например. И не бежали в конце эпохи, и не погибли в её начале. Но судьбы Макаревича, Гребенщикова, Шевчука, как и гибель Башлачёва и Цоя, о многом дают возможность задуматься - это знаковые фигуры, говорящие символы.

Какими станут символы новой эпохи, какого она будет духа?..
И как её назовут наши потомки?..

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Есть, конечно, исключения: те же Кинчев или Бутусов, например. И не бежали в конце эпохи, и не погибли в её начале. Но судьбы Макаревича, Гребенщикова, Шевчука, как и гибель Башлачёва и Цоя, о многом дают возможность задуматься - это знаковые фигуры, говорящие символы.

Не могу принять, что исключения они, а не те, кто предал себя, Родину и русский рок.
И сейчас старички, которые остались и не предали/продали плодоносят.
И в конце своего пути гораздо лучше, чем в молодости. А у тех, всё наоборот, всё лучшее в далёком прошлом.

Так что будем жить:
https://youtu.be/NgHeIuJX5bE


Это смотря, что считать правилом, а что исключением. И каким правилом, чего правилом?... Я говорил о символах начала и конца эпохи. Жить-то будем, но в другом времени и с другими символами. Смерти на взлёте в начале эпохи не менее символичны, чем развенчание её героев в конце... Случайны ли гибель Башлачёва и Цоя, убийство Меня, смерть Довлатова на утренней заре либеральной России? Случайно ли бегство из неё Гребенщикова, Макаревича, Шевчука и т.п. на кровавом вечернем закате этой эпохи?.. В общем, смотря что считать случайностью, а что законом - тут уже у каждого свои счёты со временем.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

А мне кажется символичным, что ушли те рокеры, которые уже давно не могут ничего со-творить. Всё лучшее было написано и спето у них в 90-е, а у Гребенщикова и вовсе в 80-е. А те рокеры 80-х и 90-х, которые были не столь популярны, стали в старости действительно талантливы и творчески одарены. Мне кажется, что символ этот нам дан, чтобы понимали, что тот, кто отринет Родину, отринет и Бога, а отринув Бога, оскудеют дары, какими бы великими они не были. Вот уж библейская притча пред нашими очами была разыграна.

«Последнее редактирование: 19 Января 2023, 19:20:42, Мидюков Антон»

Прочтение любого символа (если это действительно символ, а не знак) - это действо во внутреннем мире, со-творческое, субъективное. Как и всё духовное.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Добавлю вот какую "интересную" мысль. Нет и не было никогда никакого "русского рока". Есть песня - как отдельный жанр искусства. Автор текста, музыки и исполнитель могут совпадать в одном лице, а могут и не совпадать. Сам термин "русский рок" был придуман и затем использован как один из многих рычагов переворачивания культуры с ног на голову... В общем, он родился в неолиберальную эпоху и умрёт вместе с нею. Останется - просто песня.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

Нет и не было никогда никакого "русского рока". Есть песня - как отдельный жанр искусства.

Как жанра не было. Это верно. Но был феномен в истории русской песни под именем русский рок.

Сам термин "русский рок" был придуман и затем использован как один из многих рычагов переворачивания культуры с ног на голову...

Может и так. Но слово порой живёт своей жизнью. К этому понятию в своих песнях обращались и обращаются все причастные к тому историческому периоду. Феномен требовал и требует осмысления. Не могло быть такого феномена ни в одной другой культуре, кроме русской, так как само слово рок в русском языке - это судьба. Тем и притянул к себе многих. Уж меня то точно именно тем и заворожил. Откуда же русскому человеку знать, что слово rock - это какое-то там покачивание?

Русский рок - это русская судьба, судьба русского человека. Феномен русского рока - это феномен судеб сочинителей и исполнителей русской песни на стыке эпох. Трагическая смерть одних, падение других, возвышение третьих.

Я написал про предательство русского рока в этой теме. Конечно же я имел в виду не жанр, которого не было, а судьбу, предназначение. "Я получил эту роль, мне выпал счастливый билет"...



 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика