Сюда же можно отнести многочисленные образы пещер, пещерных отшельников у Рериха.
Н. Рерих. Святые пещеры
Н. Рерих. Лотос
Н. Рерих. Юэн-Канг
Н. Рерих. Эллора
Н. Рерих. Путь на Кайлас
Н. Рерих. Священная пещера
Н. Рерих. Заклинатель
Н. Рерих. Паранирвана
Когда в 1930-х – 1940х годах Рерих обращался к русским сюжетам, тема путника, отшельника также нередко выходила на первый план. В облик русской природы здесь уже проникают какие-то гималайские черты, он становился обобщенным, неотмирным.
Н. Рерих. Отшельник (Неведомый старик)
Н. Рерих. Земля Славянская
Н. Рерих. Странник Светлого Града
Движение к такому идеальному образу можно проследить в творчестве художника еще с начала века. Особенно убедительный результат достигнут, на мой взгляд, в картине «Пейзаж с часовней». Это один из самых высоких и гармоничных образов преображенной, идеальной Руси, навеянных созерцанием Небесной России. Он погружен в какое-то нездешнее течение времени, когда можно видеть одновременно и звездное небо, и наполненную светом землю. Свет исходит, кажется, из каждого земного предмета, самосветящиеся камни и изгибы обрывов и холмов образуют какую-то необъяснимую, но ясно ощущаемую певучую гармонию, говорят о разумности материи, о возможности ее просветления.
Н. Рерих. Пейзаж с часовней