При сравнении живописи Рериха и его последователей с другими пейзажными школами сразу бросается в глаза другое их отношение к царству растений. У большинства пейзажистов мир деревьев полон жизни, нюансов форм и цветов, во многом именно через них передается богатство эмоционального наполнения картины. Здесь же в огромном множестве произведений растения вообще отсутствуют, а где они есть – чувствуется, какие внутренние сложности преодолевают художники, вводя их в мир своей живописи. Видимо, для их преображающего видения, заново осмысляющего место каждого природного элемента в мироздании, растения представляли наибольшую трудность и художникам зачастую приходилось отступать перед этой задачей. Или же, вводя растения внутрь своего живописного стиля, искать для них более простые, иногда стилизованные, орнаментальные формы.
Совсем немного можно найти произведений, где именно растительная среда является центром внимания художника. Там же, где это происходит, можно уловить сходство природного пространства с пространством замкнутым, возможно – храмовым, с его многозначной симметрией, зарифмованностью форм; сами очертания деревьев обретают какую-то скульптурность, ясно выявленные, говорящие формы, выражающие торжественность и благоговение. Эти качества уже есть и в более реалистических пейзажах Куинджи и Рылова.
А. Куинджи. Березовая роща. Эскиз
А. Куинджи. Березовая роща. Эскиз
А. Куинджи. Березовая роща
А. Рылов. В зеленых берегах
А. Рылов. Лесная река
А. Рылов. Пейзаж с рекой
А. Рылов. Зеленое кружево
Н. Рерих. Урочище («Снегурочка», эскиз декорации)
Б. Смирнов-Русецкий. Березы и ивы
Б. Смирнов-Русецкий. В лучах неведомого солнца
К. Шимонис. Осень