Дорогой папа, сегодня у тебя замечательный юбилей! Три поколения за спиной: три раза по двадцать пять лет! На пороге новое поколение... правнуков. Ты очень многое сделал, но главные дела всегда впереди. Теперь у тебя есть новые друзья в "Воздушном Замке", началась ещё одна увлекательнейшая страница жизни. Страница, связанная с глубокими размышлениями и превращением жизненного опыта в произведения. Мы с нетерпением ждём твоих новых текстов!
На городском сайте сегодня большая статья про тебя
https://www.ozersk74.ru/news/politic/441183.php,
Но это про того Андрея Комарова, которого в нашем городе хорошо знают, а вот статья про "другого Комарова", подготовленная для городской газеты "Вестник Маяка". Решила, что будет уместно выложить её здесь. С ДНЁМ РОЖДЕНИЯ!
ЧЕЛОВЕК ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Досье №1 (техническое)
Андрей Комаров — ветеран ОТИ НИЯУ МИФИ, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой. Окончил МВТУ им. Н.Э. Баумана. С 1974 г. работает в ВО №1 МИФИ. С 1992 г. — заведующий кафедрой Машин и аппаратов химических производств (МАХП). По его инициативе на кафедре началась подготовка по второй специальности «Технология машиностроения». В 2003 г. стал инициатором объединения кафедры механики и кафедры МАХП в единую кафедру Технологии машиностроения и Машин и аппаратов химических производств (ТМ и МАХП), возглавил объединённую кафедру. Почётный работник высшего профессионального образования.
Досье №2 (гуманитарное)
Андрей Комаров — участник литературно-философского портала «Воздушный Замок», автор цикла статей «Почему Россия — Россия» и метафизического эссе «Сон». Мыслитель, историк, литературный и художественный критик, известный далеко за пределами Озерска.
1 июня 2023 года исполнилось 75 лет Андрею Анатольевичу Комарову. На страницах газеты «Вестник Маяка» его фотографии и фотографии выпускников его кафедры появляются с завидной регулярностью, поэтому в особом представлении он не нуждается.
Для примера: на профессиональных соревнованиях Atom Skills и World Skills Russia Hi-Tech выпускники кафедры ТМ и МАХП шесть раз (!) становились чемпионами Росатома и России в номинациях «Мехатроника», «Управление жизненным циклом» и «Изготовление прототипов». Ещё 9 выпускников завоёвывали серебро, а 12 – бронзу, добавив номинации «Фрезерные работы на станках с ЧПУ», «Инженерное проектирование» и «Вывод из эксплуатации объектов атомной энергии». (Многие ли кафедры даже головного МИФИ могут похвастаться такими результатами!)
28 апреля, практически накануне юбилея, состоялась уже ставшая традиционной встреча выпускников кафедры (встречи проходят с 2008 г. раз в пять лет). Приглядевшись к собравшимся, директор реакторного завода Михаил Ядрышников (дважды выпускник кафедры: очно – по ТМ, очно-заочно – по МАХП) выдал экспертную оценку: не менее 90% из присутствующих – действующие работники «Маяка».
Эти факты подтверждают отличный уровень подготовки и профессиональную востребованность выпускников кафедры, но кредо её руководителя, Андрея Анатольевича Комарова, простирается гораздо дальше:
«Получая высшее образование, человек должен взять такую высоту, с которой мир станет виднее во все стороны, расширятся горизонты, возвысится душа и многократно возрастёт возможность осознанного выбора пути – профессионального и жизненного…»Вот почему сегодня, поздравляя нашего замечательного коллегу с юбилеем, мы хотим высветить более объёмно некоторые грани его личности, хотим рассказать о том Андрее Анатольевиче Комарове, которого в городе знают немногие.
Круг его интересов, помимо механики (в числе которой особенно выделяются любимые «зубчатые передачи»), широк и разнообразен: от физической географии мира, истории и геополитики до литературы, живописи и театра. Он энциклопедист в лучшем смысле этого слова. Играет на фортепиано. Коллекционирует почтовые марки. Занимает в жизни активную оптимистическую позицию. Это тот редкий случай, когда высказывание «от многих знаний — многие печали» несостоятельно.
С 2017 года открывается особая страница в биографии нашего юбиляра. Для начала он прочитал небольшой курс лекций по истории России и формированию российской ментальности слушателям Городского философского семинара, с 2018 года — начал публикацию цикла статей «Почему Россия — Россия» в рамках научно-практической конференции «Дни науки», а с 2019 года его приглашает к сотрудничеству Интернет-портал «Воздушный Замок»*, где аудиторией Андрея Анатольевича становятся уже литераторы и философы России и русскоговорящего зарубежья. Сам он так пишет о своём начинании:
«Я очень ценю эту неожиданную возможность, которая открылась мне на восьмом десятке лет жизни — возможность общаться с людьми такими далёкими территориально, но такими близкими по духу. Общаться по существу, насыщенно и как-то сердечно…»Тексты Андрея Анатольевича оказались чрезвычайно востребованы и актуальны в наше сложное время. Богатый жизненный опыт, широкая эрудиция и проницательный ум позволяют ему видеть многие вещи, происходящие в мире, как бы «с высоты птичьего полёта», а открывшийся литературный талант помогает донести свои размышления и выводы до широкой аудитории.
Читая фрагменты статей и критических эссе Андрея Анатольевича Комарова, можно увидеть многоцветную палитру его мировосприятия:
Художественное открытие«Однажды, ещё будучи школьниками, учениками 6 класса, бродили мы с друзьями по залам Ивановского художественного музея, оживлённо обсуждали древнюю египетскую мумию, и вдруг — передо мной расцвел белоснежный невероятный цветок — лотос. Я буквально замер, в чувство меня привели ребята, которые ушли вперёд, в другие залы, потеряли меня и начали искать. Нашли перед «Лотосом» — картиной, а скорее даже этюдом, Мартироса Сарьяна. Маленькая картинка, — подойдя ближе, я насчитал, наверное, всего 2-3 десятка крупных мазков кисти, — но когда я отходил, передо мной опять расцветал этот чудесный цветок. И каждый раз, когда я встречался с другими работами Сарьяна, вспоминался этот цветок, а когда я приходил в этот музей, то он распускался для меня при каждой встрече. Это и было — открытие!..»Метафизическое стихотворение в прозе «Сон» (отрывок)«Случился со мной такой сон. Он снился мне по ощущениям всю ночь, и я проснулся под впечатлением от него…
Началось всё достаточно буднично. Я бы даже сказал, деловито-буднично. Идут какие-то люди, ставят прямо на тротуаре несколько столов, несут альбомы в сумках, кто-то чуть ли не в авоськах, раскладывают эти альбомы на столах… Я ощущаю себя одновременно как бы изнутри и со стороны, как боковой наблюдатель. Оказалось, что они (мы) организуют выставку художественных альбомов, посвящённых художникам «сурового стиля», то есть художникам начала 60-х годов. Попков, Салахов, братья Смолины и многие другие… Стали подходить люди. Интересоваться…
Постепенно сама выставка всё более разрастается, появляются какие-то новые альбомы, но с тем же содержанием, и в какой-то момент всё это (столы, книги на них, люди) поднимается в воздух. Причём не то чтобы «отрывается от земли», потому что всё остаётся очень устойчивым, но одновременно оказывается парящим в воздухе. И что-то есть шагаловское в этом парении.
По мере этого подъёма открывается панорама окрестностей, в которых всё это происходит. А окрестности такие: Тобол, Иртыш, Обь, пошла Западная Сибирь… Ну а дальше происходит просто по Гоголю: «И открылась земля русская от края и до края и стала видна во все просторы»… Буквально от Калининграда до Чукотки всё обозримо!
Это сочетание художников «сурового стиля» с открывшейся панорамой наполнило сердце такой гордостью, радостью, даже восторгом, что передать это словами почти невозможно...»Дорогой Андрей Анатольевич, от всего коллектива института поздравляем Вас с юбилеем, благодарим за Ваш почти полувековой (!) труд в стенах нашего вуза, желаем Вам крепкого здоровья и долгого творческого горения! Мы гордимся, что бок о бок с нами трудится такой многогранный и глубокий человек — настоящий Человек Эпохи Возрождения!
Ваши ОТИйцы и многочисленные выпускники кафедры
Материал подготовлен коллективом ОТИ НИЯУ МИФИ,
использованы фрагменты текстов
с Интернет-портала «Воздушный Замок»
* Интернет-портал «Воздушный Замок» является попыткой создания нового жанра искусства – синтеза коллективного и индивидуального творчества, средневековой и гуманистической моделей культуры.