Просто поговорить
Из темы «Творчество и спасение» (разбор полётов)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Из темы "Творчество и спасение" - отделено отсюда. Прим. ред.




Не хотел возвращаться к этой беседе, но, боюсь, молчание моё истолковано будет неверно.
Слова, приведённые тобою, Ярослав, вырваны из контекста.

А контекст был такой.
Мои собеседники упражнялись в интеллигентщине, я на это указал, но понят не был.
Под «интеллигентщиной» подразумевается присущая русскому образованному населению мечтательность. Которая, конечно, хороша в определённых дозах, но нередко превращается в опасную подмену.
Применительно к разговору о вещах духовных речь идёт, например, о том, что люди в как бы духовном порыве движутся в сторону церкви, подходят ко храму, любуются им, потом начинают любоваться своими высокоэстетическими переживаниями от этого любования, но внутрь так и не заходят.
Интеллигентщина проявляется в любви горожан к деревне, в восприятии деревенского уклада как якобы некоего такого культурного пространства, которое само по себе делает человеков хорошими, возвращает от «барской неправды» к «мужицкой правде». Ну, если использовать выражения нашего графа, заигравшегося – после читки Руссо - в «святого землепашца».
Интеллигентщина проявляется в том, что вместо смиренного изучения наследия святых отцов, люди умиляются «святыми старухами». (Мы как раз спорили насчёт прозы В.Распутина и Ф.Абрамова).
Ну и т.д. и т.п.

Я этим тоже страдал, в рез-те чего 15 лет назад удрал из города и поселился в провинции. О чём, впрочем, не жалею, т.к. будучи человеком, всё-таки, прагматичным, поселился не в деревне, где загнулся бы гарантированно, а в райцентре.

Ещё раз про «иудеохристианскую йогу».
20 с лишним лет назад мне несколько месяцев довелось плотно сотрудничать с ребятами из серьёзной международной организации. Будучи неофитом, я, разумеется, водил с ними разговоры «о высоком». Поскольку же мой словарный запас был (и остаётся) довольно слабеньким, и, к тому же, «латынью» конца ХХ века был околооккультный жаргон пантеистов, то вскоре я понял, что противопоставляя (таким манером) наше Православное понимание самой сути спасения западноевропейскому иудеохристианству, я могу превратиться в пропагандиста некой разновидности йоги.
Потому что Ииусусова молитва с лёгкостью может быть воспринята в качестве «византийской мантры», а наблюдение за состояниями – разновидностью привычных для культуры Нью-Эйдж практик.
И вот именно эту профанацию я и позволил себе обозначить в качестве «иудеохристианской йоги».

Вот теперь, вроде, всё.
Советов давать никаких не стану, но, полагаю, что позицию свою выразил исчерпывающе.

«Последнее редактирование: 21 Марта 2021, 20:01:42, Золушка»

Ну, Павел... Если ты так хочешь "разбора полётов", их есть у меня...

Слова, приведённые тобою, Ярослав, вырваны из контекста.
А контекст был такой.
Мои собеседники упражнялись в интеллигентщине...

Вот твои слова: "На позапрошлой неделе угораздило меня написать на культурологическом сайте...
...Что тут началось. Короче, записали в мракобесы.
"

Ну, и при чём тут какие-то твои собеседники и их упражнения в... (язык сломаешь) в интеллигентщине? (Стиль!)
Тебя "угораздило писать на культурологическом сайте"? И что тут началось? Тебя записали в мракобесы?

Никакой контекст не нужен, чтобы совершенно чётко понять твою отсылку на наш диалог здесь. Итак:

1. По поводу "угораздило". Ты сам написал мне письмо и предложил свою повесть, мы её опубликовали и даже внесли тебя как автора в Избранное. Диалог из переписки я предварительно с тобой согласовывал и спрашивал у тебя разрешения на публикацию. Это всё называется "тебя угораздило"?

2. А "что тут началось"? И кто тебя обзывал и записывал в "мракобесы"? По-моему, ты единственный в этой теме, кто позволял себе навешивать ярлыки на своих собеседников - то одни, то другие: "интеллигентщина", "несусветная гордыня" и т.п. То есть, ты всё перевернул с ног на голову и обвинил своих собеседников в том, в чём сам грешен.

В этой теме поставлены были серьёзные и глубокие вопросы. Ни на один из них ты не ответил по существу, но всё сводилось к каким-то биркам, не имеющим, как правило, ни малейшего отношения ни к теме, ни к её участникам. Это Ф.Н. Козырев, катехизатор Свято-Владимирского собора, интеллигентщина? Или я, пролетарий по факту работы? Или Вадим?

Не удивительно, что и походя и так высокомерно упомянутый тобою "заигравшийся граф" предстаёт у тебя в безобразно карикатурном виде. Эта глупая карикатура - всё, что ты вынес из чтения книг Льва Толстого?

Или Александр Башлачёв - это "интеллигентщина и иудеохристианская йога"? (Почему именно "иудео", ты мне так и не ответил.) Да нет более христианского поэта среди русских рокеров 80-х годов прошлого века! Но, боюсь, как и в случае с Толстым, тебе достаточно карикатурного ярлыка в твоей схеме, всё в мире объясняющей.

Я очень сомневаюсь (и имею основания для таких сомнений), что ты хорошо знаком с поэзией Башлачёва, как и с поэзией вообще, а не выносишь свой вердикт только из факта самоубийства (не доказанного, к слову). Сама безапелляционная лёгкость, с какою ты выносишь свои приговоры и окарикатуриваешь сложные и глубокие вещи, о многом говорит. О том же самом говорит, что помешало тебе высказаться по существу хотя бы одного вопроса в данной теме - всё ограничилось очередными ярлыками, навешенными по произвольным формальным признакам, то есть лишёнными внутреннего и предметного содержания.

С чего ты решил, что твоё знакомство со святоотеческой традицией позволяет тебе судить обо всём на свете, о Толстом и Башлачёве, о поэзии и культуре? Аскетические практики выработаны монахами и для монахов. Но монахи не занимаются вынесением вердиктов в адрес феноменов искусства и культуры - у них совсем другое поприще, другая миссия в мире. Ты же почему-то решил, начитавшись их трудов, что имеешь теперь право выносить приговоры любому явлению, ознакомившись с ним поверхностно или вовсе понаслышке. И те чувства, что ты испытываешь, слушая (если слушаешь) Башлачёва или читая (если читаешь) Толстого, говорят прежде всего о тебе самом, а не о них и их творчестве.

Но когда ты сталкиваешься на практике с людьми, которые способны аргументированно и спокойно твои приговоры оспорить, то делаешь то, что сделал и в этот раз (один и тот же сюжет повторяется!): ругаешься, обзываешься, переворачиваешь доску и хлопаешь дверью, а потом пишешь на стороне: "я им только сказал... и что тут началось..." Несолидно. Особенно на фоне того, что ты проповедуешь.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 18 Марта 2021, 12:44:54, Ярослав»

Это всё называется "тебя угораздило"?
"Угораздило" не написать тебе. а "угораздило ввязаться в полемику")
Ну как же ты предвзято воспринимаешь реплику, вырванную из контекста моего спора с "деревенщиками". Я всего-навсего имел в виду то, что для них идолом является деревенский уклад, и их переспорить невозможно, а для "культурологического сайта" идолом является культура. И авторов (этого культурологического сайта) переспорить так же невозможно. а меня, дурака, угораздило "ввязаться в полемику".


Не возможно поверить в то, что на культурологическом сайте кто-то будет доказывать, что культура лучшее чего-то. Это все равно как на военном сайте кто-то будет доказывать, что автомат Калашникова лучше первобытной дубины.


а для "культурологического сайта" идолом является культура.

Не является культура для нас идолом. Это так должно быть в твоей схеме, но это не так в реальности. Если бы ты читал посты своих собеседников не по диагонали, то нашёл бы там не одно и не два прямых опровержения такого тезиса. ДОСЛОВНЫХ причём.

Под "угораздило" я имел в виду твоё участие в данном диалоге, а не письмо ко мне.

Остаётся, хотя и слабая, надежда у меня на то, что когда-нибудь ты сможешь перечитать эту тему и удивиться, насколько неадекватным было твоё прочтение... столько-то лет назад.

Главная проблема не в том, что мы говорим с разных позиций, а в том, что ты абсолютно не воспринимаешь иные позиции, вернее - ты их видишь в качестве неких блоков в твоей схеме, с давным-давно тебе известным содержанием. И что бы ни писали твои реальные ЖИВЫЕ собеседники, ты не в состоянии читать их тексты так, как они написаны, а не так, какими ДОЛЖНЫ БЫТЬ в твоей схеме. Если этот портал "культурологический", значит, "культура для них идол". И т.п.

Ты не с ЖИВЫМИ людьми разговариваешь, а с идеологическими ячейками внутри твоей схемы. Точно такими же ходячими идеологическими ячейками являются и все герои твоей повести.

Не нужно никого "переспоривать"; для начала надо увидеть в живом живое, а потом постараться его понять... И только тогда возможен с ним адекватный диалог.

Ты же перепрыгиваешь через несколько ступенек и начинаешь спорить с какими-то выводами, которые сделал давно и не с данными конкретными собеседниками, которые тут же АВТОМАТИЧЕСКИ по первым формальным признакам были в твоей голове занесены в те или иные квадратики. И разумеется, потом тебе внимательно читать их посты попросту не интересно, ты пробегаешь их по диагонали, выхватываешь некоторые слова и фразы, позволяющие отнести высказывание к тому или иному идеологическому блоку, и далее уже споришь с этим блоком.

Что может быть доброго из Назарета?..

И тем не менее - Елена права: тема получилась интересная. Достойная Избранных диалогов в Сборной.

И хочется верить, что хоть какая-то брешь для доступа свежего воздуха, пусть на подсознательном плане, появилась и в твоей, Павел, схеме, убивающей всё живое в твоём восприятии диалога. Но пока эта схема является самодовлеющей, никакой диалог живого с живым попросту невозможен: ты не в состоянии никого слышать, кроме самой этой схемы. И потому такие диалоги не могут тебе приносить ничего, кроме досады и раздражения. Новое в них ты не воспринимаешь, а ходить по давно известному кругу и перебирать всё те же идеологические квадратики занятие утомительное и бессмысленное. От бессмыслицы его ты и злишься, и обзываешься, сам того не замечая.

Но от диалога всё равно уйти не сможешь. Он будет тебя настигать то там, то там. И придётся когда-нибудь менять своё отношение и свои методы, придётся учиться диалогу с нуля, отбросив (забыв) все привычные идеологические трафареты. Это серьёзная проблема. Рано или поздно она тебя достанет по-настоящему.

И ты увидишь тогда, что корень её в тебе, а не в других - не в интеллигентщине, не в деревенщиках, не в идолах культуры, не в других бесчисленных ярлыках. Именно эти ярлыки и являются плодами того блокиратора внутри, который всё живое вокруг превращает в ходячие лозунги и грубые карикатуры.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 19 Марта 2021, 22:23:43, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика