Ярослав, да пустословие все это. Бесчисленны данные нам пояснения Закона Божия, зачем здесь повторять ? Ваше толкование очень узко по смыслу, поэтому согласиться с ним не могу.
Людмила, если Вам достаточно катехизиса и богослужения в храме, это Ваш путь и Ваше понимание Откровения. Оно не узкое и не широкое - оно другое. Если Вас не интересует ни библеистика, ни религиозная философия, это не означает, что они лишь пустословие. Вы попросту не владеете этим языком и не понимаете того, о чём идёт речь. Вам нравится само слово "закон", оно Вам греет душу. Вы считаете, что человеку достаточно знать Закон (в самом простом изложении, без рассуждений и измышлений) и участвовать в богослужениях, Ваше право. Так Вы понимаете смирение. Но тысячелетия люди продолжают осмыслять Откровение, Оно волнует их умы и сердца, пишутся книги, переживающие века... Видимо, есть люди, которым это нужно? А может, и Богу нужна живая, не успокаивающаяся в устоявшихся богослужебных формах человеческая мысль?
Если что-то не перекликается с Вашим духовным опытом и Вам неинтересно, не означает ещё духовной пустоты и ничтожества самого предмета. Я высказываю свои мысли здесь на языке религиозной философии, а Вы берётесь их оспаривать, не владея этим языком и не имея должного опыта чтения в данной области, потому вместо аргументации сводите разговор к бессодержательным ярлыкам: "пустословие", "узость" и т.п. С тем же успехом и непреклонностью, если бы хватило такта, я бы мог высказываться относительно храмовой архитектуры или храмового богослужения - и что бы Вы тогда почувствовали и какие бы аргументы нашли для человека, попросту не владеющего ни предметом, ни языком его описания?..
Примерно те же чувства я испытываю в разговорах с Вами на религиозно-философскую тематику. И не вижу потому далее в них большого смысла. Замечу,
это не я оспариваю Ваши тексты (я их, наоборот, холю и лелею), но Вы периодически заходите в философские темы и ведёте в них полемику, не имея адекватной философской базы и не желая её иметь, ибо она Вам представляется пустословием (по большому счёту). Отсюда и Ваши "зеркально-странные" суждения относительно собеседника, говорящего на непонятном Вам языке, например:
Псалтырь читать не хотите, это трудное чтение, без привычки сложно.
Я где-то сказал, что не хочу читать Псалтырь? Уж извините меня, конечно, но у меня создалось впечатление, что это не я, а именно Вы не читали Библию, которая не сводится только к Псалтыри, потому и мои отсылки к её книгам для Вас пустой звук.
во всех молитвенных правилах включены псалмы, а для Вас это - дохристианство
Ветхий Завет - дохристианство по определению: эти тексты появились во времени раньше, чем Новый Завет. И категории "Религия Закона" и "Религия любви и свободы" не мною выдуманы. Откровение (причём не только в иудаизме и христианстве, но и в других религиозных системах, и не только монотеистических) всегда проходило в веках эти стадии - от религии закона к более сложным и высоким духовным истинам. Во всех религиях, но история религий, как я понял, Вас тоже не особо интересует. У Вас другие интересы, не менее духовно значимые: храмовая архитектура и храмовые богослужения. И прекрасно! Одно немного смущает - некоторый с Вашей стороны налёт высокомерия и неуважения к иным формам богообщения и богопознания. Порою в грубой, не соответствующей предмету разговора форме, извините.
Звучит более, чем странно.
Не обижайтесь, "не читал, но не признаю" - так что ли ?
Не находите, что этот беспочвенный упрёк - в чистом виде то же зеркало? Во-первых, я читал те источники, что имею наглость упоминать; а во-вторых, как я могу их признавать или не признавать - сама постановка вопроса ставит в тупик.
Не толкователей выбираю, а богослужения в храме и богообщение через молитву. Мне духовно ближе Господь, а не чьи-то измышления.
То есть, все богословы, мистики, философы были не способны к богообщению, им были ближе их измышления, а не Господь, в отличие от Вас? Как прикажете такие Ваши заявления понимать ещё?
Библию "изучают" последователи Иеговы и пятидесятники. А христианин сердцем принимает веру. И со мной это случилось в храме.
А люди, читающие Библию, а не только катехизис и Псалтырь, сердцем не принимают веру? У того же о. А. Меня, Историю религий которого вновь перечитываю спустя годы, только в списке литературы в каждом томе сотни имён и работ по библеистике, истории, философии - это всё лишнее для человека или нужно только тем, кто не может сердцем принять веру? А тот, кто может, ему достаточно богослужения в храме? Сам отец Александр - кем был? И зачем противопоставлять чтение Библии и её философское осмысление - храмовым богослужениям?
Если вначале было слово, то это слово Писания или богослужебных текстов? Пишу "слово", а не Слово, потому что не говорю в данном случае о мистическом плане, но только о человеческом. Язык мистики так же чужд для настоящего разговора, как и язык философии, историософии и поэзии. Увы, Вы меня заставили прийти к такому выводу, буквально к стене прижали своими категорическими диагнозами.
Повторяю, нет более поэтичных и глубоких по смыслу текстов, чем богослужебные и молитвенные.
Книги пророков, Книга Иова, Евангелие от Иоанна, Апокалипсис - величайшая поэзия, вершина вершин, на которую поднимался когда-либо человеческий дух. Есть великие вершины и в религиозной философии, и в мистике, и в богословии. Есть великие духовные пики и в т.н. светской поэзии. Если Вам ближе язык богослужебных текстов, не нужно их противопоставлять другим духовным текстам как высшее низшему. Это сродни утверждению, что архитектура мать всех искусств. Для Вас - так, и слава Богу. Но есть и другие пути, и другие координаты и точки отсчёта в духовном мире и в культуре.
Если Вы хотите глубже понять церковное искусство, обратитесь к Дионисию Ареопагиту и о. Павлу Флоренскому, но и их труды раскроют Вам смыслы и красоту богослужебных текстов, к которым Вы вновь необратимо вернетесь.
А почему Вы решили, что я незнаком совсем с этими источниками? И при чём тут церковное искусство? Разве о нём шла здесь речь? Разрешите мне не отвечать советом на совет и не рекомендовать Вам тоже список литературы...
Повторюсь: главная проблема нашей с Вами полемики, на мой взгляд, в том, что Вы не владеете религиозно-философским языком, потому не понимаете его и эта область для Вас практически закрыта (и неинтересна по той же причине). Но другим языком писать на религиозные темы в форумном формате невозможно.
Есть ещё язык поэзии... Но это вне полемики, как выяснилось неожиданно.