Культурный поиск
Видеозаписи докладов и дискуссий по интегральной философии

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Очередная дискуссия Интегрального сообщества от 31.01.2022 г.
Продолжаем тему мироподобия. Дискуссий разворачивается вокруг тезисов В.Э.Войцеховича "Язык. Математика. Музыка". Затем получился содоклад В.И.Моисеева, проясняющий концепт мирологии.
Сообщение В.Э.Войцеховича - с начала до 00.26
Вопросно-ответная часть - с 00.26 до 01.08
Разъяснения В.И.Моисеева - с 1.08 до конца (с уточняющими вопросами других участников )
https://youtu.be/TPUTzy_DsE8


Всем добрый день! 28 февраля состоялась очередная дискуссия Интегрального сообщества. На этот раз обсуждали мои "Тезисы по мирологии", выкладываю их тремя постами после видео. Тезисы высылала заранее, все их прочитали до встречи, поэтому сразу говорила "вокруг них". Основная идея опирается на В.Франкла: человек является ответом на запрос жизни, отсюда и понятие "ответственность", и "работа любви" Померанца-Миркиной-Перельштейна.
Моё сообщение - с начала до 00.34.14
Остальное вопросы-комментарии участников и мои ответы.
Участники: Моисеев В.И., Войцехович В.Э., Луговская Е.Г., Боорчиков С.А.
https://youtu.be/FrYGN4kwCb4

«Последнее редактирование: 02 Марта 2022, 14:26:16, Наталия Подзолкова»

Мирология с точки зрения ответственного выбора смыслов
«Я буду спрашивать тебя, а ты объясняй Мне».
Иов 40:2

Введение в проблематику ответственности
Ответственность — от слова «ответ». Я и есть ответ на запрос жизни. Что жизнь у меня запрашивает? Смысл, то есть мой наилучший выбор в каждой жизненной ситуации. Какой выбор наилучший? Тот, в который я максимально вложила себя, свою глубину. Как возникает моя глубина. Она уже есть, потому что я уже часть жизни. Просто жизнь через меня заглядывает в свою глубину.
«Так мы сказали: человек по сути своей тот, кого изначально «запрашивает» жизнь (Франкл). Жизнь ставит перед человеком задачи, и, работая над ними, человек привносит самого себя, обнаруживает ценности (возможности пережить или создать что-то хорошее) и на их основании даёт жизни ответ. Ответственность, таким образом, заключается в добросовестном формулировании ответа на вопрос о смысле» (Альфрид Ленге).
Поиску наилучшего ответа необходимо внимание, а не эмоции. Поле нашего внимания  ограничено. Вот почему Философия сначала отогнала от Боэция муз, которые отвлекали его от главной работы — дать ответ жизни на предложенные обстоятельства. Музы притягивали внимание Боэция к печали и страданиям, то есть закрепляли его вопрошание вовне — к жизни, к Богу: «За что? Что я сделал не так?» Фактически, повторяя вопрос праведника Иова. Пока Философия не сказала ему (далее мой вольный пересказ, а не цитата): «Не ты спрашиваешь, а тебя спрашивают (или с тебя спрашивают). Ты сам и есть главный ответ! На тебя потом будут равняться другие, если ты возьмёшь на себя полную ответственность за ситуацию. Ты поможешь не только себе, но многим, потому что появится ответ в виде смысла, ценности, которую не отнять и не казнить. Ценность, которую ты создашь своим ответом — переживёт тебя в веках».
Свобода наших выборов зависит от предыдущих решений. Мы можем постепенно сужать поле своих ответов, или наоборот расширять. Мир — это целостность, которая может отвечать на запрос извне — на запрос, приходящий от другого мира. Потому что любой ответ предполагает своё время, пространство, сущие и т. д. Сложность мира зависит от диапазона ответов и возможности их расширения. Лист — может отвечать только в определённом диапазоне: вернуть хлорофилл на запрос света, вернуть зелёный или жёлтый  цвет (электромагнитную волну такой-то частоты), вернуть сочный вкус и т. д. Животное — может ответить гораздо шире. Но у человека есть особенный потенциал расширения: каждый его поступок становится фундаментом для большей свободы или наоборот. Поэтому человек в более опасном положении. В человеческом мире просто ответ (ре-акция) возрастает до ответ-ственности.

Тезисы по мирологии
1. Мирология — это взгляд на свой мир, как на вместилище смыслов для других миров. Ведь если нас «запрашивают», значит Всемир или другие миры нуждаются в тех ценностях, которые мы можем родить. Возникает отношение: мы спрашиваем вовне, а оттуда тоже приходит запрос. Мы вдруг обнаруживаем внутри себя полный «арсенал», необходимый для любого мира (своё пространство-время, свои сущие, свои категории и т. д.). Зачем всё это? Чтобы творить новые смыслы, то есть новые ценные ответы-выборы, каждый из которых уникален и универсален одновременно. Для всех миров — он уникален, потому что это только мой ответ, но для меня — он универсален, потому что связывает мой мир с другими мирами.

2. Взаимодействие между мирами происходит пластами (слоями, L-анализ ВИМ) субъектности разной природы (разных миров). Мы пока, в основном, признаём субъектность только человеческую (возможно, чуть-чуть животную), но даже в рамках своего человеческого слоя не умеем «стыковаться» до интерсубъектного единства. Что же говорить о том, чтобы понять, как нас «затребует» для своих внутренне обоснованных нужд другой слой. Например, слой «живых» смыслов, «живого» языка (в который мы в детстве погружаемся), «живой» телесности (которой тоже от нас что-то нужно и мы ей не управляем, а она, кстати может нас убить из каких-то своих «внутренних» соображений).

«Последнее редактирование: 02 Марта 2022, 14:14:13, Наталия Подзолкова»

3. Уровни развития — это количественная характеристика понимания слоёв субъектности. Кто-то считает живым только свой слой, кто-то свой и соседний (как мы), кто-то ещё глубже, а Божественная Субъектность понимает внутреннее измерение сразу всех слоёв бытия. Это такая «вертикальная» характеристика. Но параллельно существует и «горизонтальная» характеристика — переход от замкнутой субъектности к интерсубъектности внутри слоя. С чем мы, собственно, пока работаем. То есть сначала вообще живым считается только свой субъект, а уже потом догадка, что другой тоже живой — эмпатия, потом «категорический императив» (раз он живой, то не может быть средством), а дальше уже пошли прорывы к настоящей интерсубъектности (которые пытался описать М.Бубер), когда Другой перестаёт быть объектом и переживается как собственно бытие без субъект-объектного разделения. Проблема, возможно, в том, что настоящие прорывы к интерсубъектности должны подкрепляться «вертикальными» взаимодействиями и пониманиями. Иначе, зачем бы мы постоянно опережали события и говорили о смыслах, а не о людях?

4. Например,у А.Ф. Лосева мифологизация есть работа, которая может привести к Чуду — совпадению в некоторой точке разных личностных слоёв. Демифологизация — это, напротив, редукция слоёв, которая оставляет только одно измерение с плоскостной причинностью. Уилберовская «флатландия». Нет чуда и нет мифа, если один слой не вторгается в другой слой, нарушая горизонтальную причинность удивительными совпадениями (необъяснимыми в рамках слоя, но не беспричинными).

5. Юнг называет запрос другого слоя «нуминозностью».
«Нуминозный характер переживаний означает, что они одолевают человека: признанию в подобном чувстве противится не только наша гордость, но и глубоко укоренившийся страх перед возможной утратой сознания своего верховенства, а зачастую гордость — всего лишь отводящая глаза реакция, прикрывающая наш тайный страх». (Юнг, Попытка психологического истолкования догмата о Троице, с.49)

6. Чтобы принять в свой мир новый слой, то есть вступить в отношение с другим миром необходимо смирение. Именно оно предшествует всякой подлинной ответственности. Смирение есть понимание себя как мира, внутри которого есть выход в мир более глубокий, превышающий собственный мир. Таким образом, отношение мироподобных структур всегда есть Диалог, основанный на смирении.

«Критерий повзросления — не в том, что человек становится членом каких бы то ни было сект, групп или народов, а в том, что он становится способен подчиниться духу собственной самостоятельности. Как «Сын» исходит из «Отца», так же и «Отец» исходит из состояния, носящего имя «Сын», только этот «Отец» – вовсе не простое повторение первоначального Отца и не идентификация с ним, но человек, в котором продолжает животворить жизненность «Отца». Это третье состояние, как мы уже видели, означает включение самосознания в некую начальствующую над ним целостность, о которой человек не может сказать «Я», но которую лучше поэтому представить себе в виде какого-то относительно более объёмного существа, – хотя мы постоянно должны помнить о неадекватном антропоморфизме такого представления». (Юнг, Попытка психологического истолкования догмата о Троице, с.50, курсив мой)

7. Ответственность и смирение — это работа любви (взрослая позиция, энергия, Ерайгнис, Святой Дух), готовность постоянно плавить и пересматривать отношения между двумя слоями личной истории: по Лосеву и по Бахтину — между идеальным и динамическим, с точки зрения трансактного анализа между позициями Я-Родителя и Я-Ребёнка, с точки зрения богословия между Отцом и Сыном, с точки зрения триады С.А.Борчикова между Так-бытием и Dasein.

«Последнее редактирование: 02 Марта 2022, 14:16:21, Наталия Подзолкова»

8. У Алёны в сообщении — Слово как мир (видео от 17.01 «Мироподобие Слова»). Запросы могут быть разные, но в конечной глубине — это всегда вопрос о смысле. Для более простых мироподобных систем — вопрос о смысле имеет форму вопроса о функции. Но для человека — простая функциональность отходит на второй план и вопрос дорастает до смысла. Возможно ли задать вопрос Слову и получить от него Ответ? Мы отвечает словами, но отвечает ли само Слово на наш запрос. Поэтическое слово — да, оно приходит как Ответ. В свою очередь оно обязательно запрашивает нас.
Такое понимание Слова было у Бахтина. Он считал, например, что именно слово играет решающую роль в полифоническом звучании романов Ф.М. Достоевского, где «слово героя о самом себе и о мире так же полновесно, как обычное авторское слово; оно не подчинено объективному образу героя, как одна из его характеристик, но и не служит рупором авторского голоса. Ему принадлежит исключительная самостоятельность в структуре произведения, оно звучит как бы рядом с авторским словом и особым образом сочетается с ним и с полноценным же голосом других героев». (Человек в мире слова, с.13)
Если иметь в виду, что это Слово — вторгается из другого слоя (холона, целостности, мира), то предложение становится понятнее. Слово не стоит в одном ряду с характеристикой героя или авторской позицией, оно обладает самостоятельностью, потому что Слово — есть запрос извне, от Другого, запрос, который рождает Отношение между мирами, в результате которого должен родиться новый смысл. Смысл и есть Ответ на этот Запрос, который дорастает до ответственности человека за реализацию (воплощение, претворение в жизнь) этого новорожденного Смысла. Смысл есть выбор действия, поступок, решение, реализующее конкретную и единственную альтернативу из бесчисленного количества возможных.

9. Чем больше мироподобная система готова отвечать, а не запрашивать, тем она сложнее. Возможно, речь идёт о ритмичности: сначала система может только реагировать (отвечать в рамках функциональности), затем она поднимается до вопрошания (устремляется за свои пределы), а затем снова готова отвечать, но уже как ответственность и т.д.
Ритмичность прослеживается и в истории. Отвечать — это исходная (первичная) позиция, только сначала эта позиция — не ответственности, а доверия. (Доверие — вера — верификация — знание — некритическое доверие к знанию (научному) — вера — новый уровень верификации — новый уровень знания и т. д.). Классический путь от мифа к логосу, а от логоса к более глубокому мифу.

10. Два типа мифа и теоремы мирологии.
1) миф как чудо (отношение слоёв, миров) и 2) миф как заполнения пробелов в слое суррогатами — ложными рационализациями, которые пытаются объяснить необъяснимое, достроить до целостной причинно-следственной неразорванности неподходящими средствами («проект Атман» по Уилберу).
Теорема мирологии №1: Мир хочет причинной целостности самого себя и потому латает «дыры» в своей причинности собственными материалами. Так рождаются псевдо- мифы (мифы второго типа).
Теорема мирологии №2: На самом деле «залатать» разрывы собственной причинности можно только через Отношение (выход к Другому).
Первоначально прорыв к Отношению, к Другому может реализоваться через чудо собственной многослойности. Но затем обязателен выход к новому типу общности, превышающей свой собственный мир. Мир обретает свою целостность, только когда готов её потерять — смиренно принести её в жертву новой превышающей целостности. Но эта жертва — не внешнее поглощение, потому что она делается изнутри, через чудо совпадения и тождества.
Именно ложный миф может отсылать нас к тому, чего нет. Ибо он латает дыру, создавая видимость сплошного целого, но на практике — не выводит нас в новый слой.
Пример с астральными знаниями в эпоху Возрождения. Подлинная герметическая магия была мироподобна — она выводила в новые слои: сначала в слой «звездных водителей», а через них в слой Единого. Или в каббале: сначала выход к «звездным водителям», а через них к «ангельским иерархиям». При вырождении мифа — остаётся только оболочка — «знак», который склеивает фрагменты, но никуда не выводит. Естественно, что рационалисты Нового времени бросились развенчивать такие мифы, в которых уже не было подлинной магии, не было чуда совпадения-диалога разных миров.

11. Эмерджентность — это как раз место разрыва причинности данного слоя (мира), место для ложных мифологем, симулякров, суррогатов, культов и т. д., не отмеченных смирением-ответственностью, но только раболепством и страхом. Страх (вместо работы любви) перед этой принципиальной инаковостью, непонятностью и тайной превращает такие «места» в «камни преткновения». Страх индивидуален, даже если им охвачены все. Работа любви — коллективна (диалогична), даже если её делает один человек.
Смерть — одна из таких лакун, место разрыва причинности, дыра в неизвестность, из которой буквально хлещет Иное. Страх смерти нужно постоянно трансформировать в работу любви.
Пошлость — это заполнение лакун чем-то, никуда не отсылающим. На мой взгляд, уж лучше страх, ужас, раболепие перед превосходящей силой, чем такая редукция миров.

12. Мироподобные сферы бытия человека.
Мистика — это живой ответ на запрос о смысле. Магия тоже мироподобна, но совсем иначе, чем мистика. Искусство мироподобно. Поэзия мироподобна. Религия мироподобна. Философия — вероятно, мироподобна. Но вот один из главных вопрос современности: насколько мироподобна наука? До тех пор пока наука не мироподобна, все её «дети» (достижения) — мертворожденные, то есть не приносят человеку ни счастья, ни смысла. О чём неоднократно говорили ученые и философы. «Если даже будут даны ответы на все научные вопросы, это нисколько не затронет существенных чаяний человека» (не помню, кто сказал, кажется, Витгенштейн).

13. Вывод о задачах мирологии.
Мирология — это попытка вывести науку из тупика псевдо-мифа (мифа вторго типа). Но не к редукции демифологизации (очищению от суррогатных склеек), а к ответственному мифу нового знания. Такого рода попытки были, например, у Н.А. Козырева. У него было совершенно особенное понимание «эксперимента» именно как вопрошания Природы, Диалога с ней, когда Природа сама может задавать человеку «уточняющие вопросы», ставить его (самого Человека, ученого-экспериментатора) под вопрос, на что ученый-исследователь смиренно соглашается и ищет в своих поступках и выборах достойные ответы-смыслы.

«Последнее редактирование: 02 Марта 2022, 14:22:21, Наталия Подзолкова»

Друзья, вышел очередной номер  журнала "Интегральная философия". Выпуск является итогом наших дискуссий в этом учебном году и полностью посвящен проблематике синтетического знания как универсального учения о Мирах (Мирологии). https://allunity.ru/journals/J12.pdf
Прямо внутри моей статьи выделилась часть, получившаяся достаточно автономной. Назвала её "Шесть шагов к каждому" и размещаю в разделе Романа Перельштейна "Кризис «концептуального человека» в свете вселенского духовного сознания". Текст немного обработала для удобства чтения, убрала сноски, разбила на несколько постов.

«Последнее редактирование: 14 Августа 2022, 21:36:04, Наталия Подзолкова»

17 октября состоялась первая в этом учебном году дискуссия Интегрального сообщества. Делала небольшое сообщение, которое можно было бы назвать так: "Переживание внутреннего времени как поэзии, ведущей к Другому". Очень важную идею трёхчастной стилистики времени, обращённого к Другому, взяла у Дарьи Зиборовой. Поэтому даю в следующем посте ссылку на её лекцию "Время и примирение...", которая так меня вдохновила.
Моё сообщение - с начала до 39.00;
39.00 - 43.00 - уточняющие вопросы;
43.00 - 59.30 - со-доклад С.А.Борчикова о структуре внутреннего мира;
1.00.00 - до конца - дискуссия;
[1.15.14 - 1.21.49 - важная реплика, которую хотела бы выделить, потому что она дополняет и проясняет моё сообщение].
Традициолнные участники дискуссии: Моисеев В.И., Луговская Е.Г., Борчиков С.А., Подзолкова Н.А.
Новые участники: Пижонков И.А. (участник ФС, г. Озёрск), Бурылов А.Л. (участник ИС), Роман Сузи (участник ИС).
https://youtu.be/o29aoQfkSiM

«Последнее редактирование: 20 Октября 2022, 11:27:13, Наталия Подзолкова»

Очень важная для понимания предыдущего сообщения лекция Дарьи Зиборовой.
https://youtu.be/D3LVegTf830


Дорогие друзья!
13 февраля состоялась очередная дискуссия Интегрального сообщества.
Продолжала развивать тему взаимоотношения внутренних миров и философии Другого. В этот раз предметом обсуждения были метафорические понятия Эммануэля Левинаса "Тотальность" и "Бесконечное" (по одноименной работе "Тотальность и Бесконечное"). Предложила ввести в оборот новый термин "времерение" для разговора об измерении внутреннего времени живых существ. Следующим постом выкладываю тезисы к дискуссии. Получилось, что мое сообщение не совсем дублирует тезисы. О чем-то не сказала, но написала. Что-то наоборот прояснилось в разговоре, но не было прописано.
С начала до 38.00 - мое сообщение;
38.00 - 1.10.00 - дискуссия;
1.10.00 - 1.23.00 - обобщение и выводы по моему докладу В.И.Моисеева;
1.23.00 - 1.26.00 - мое важное дополнение;
1.26.00 - 1.29.00 - важное дополнение В.И.Моисеева;
1.29.00 - до конца - продолжение и завершение дискуссии.

Участники дискуссии: Моисеев В.И., Луговская Е.Г., Борчиков С.А., Подзолкова Н.А., Пижонков И.А., Роман Сузи.
https://youtu.be/7HRaPz96Fi4


Тезисы о времерении Бесконечного, а также о времирении Тотальности и Бесконечного

«Тотальное» и «Бесконечное» следует здесь понимать в контексте работы Э. Левинаса «Тотальность и бесконечное». «Времерение» и «времирение» – мои неологизмы, которые объясню в тексте))

Тотальное (Тотальность) [у Левинаса по смыслу восходит к «тоталитаризму»] – вид бытия; объективное бытие; всё в себя включающая однородная (хотя может быть многоуровневой) сложность, из которой ничего не может принципиально выделиться. Например, человек — такое же сложное, как и всё остальное (от камня его отличает уровень сложности, но нет принципиального разрыва между ними). Тотальность поддается изучению и анализу.

Бесконечное – вид бытия, со-положенный Тотальному, но не смешиваемый с ним; субъектное бытие; подлинное бытие; глубина внутреннего мира всего, что может вступать в отношение друг с другом. Не поддается изучению, анализу и даже пониманию (в значении присвоения), но может переживаться. То главное, что бывает трудно сформулировать, но многими понимается интуитивно, когда речь идет о невозможности искусственного интеллекта сравняться с живым интеллектом. То же, о чем говорил А.Бергсон. Если бы интеллект состоял только из Тотальности, то каким бы сложным он ни был, его можно было бы повторить, воспроизвести, продублировать.

Тотальное и Бесконечное — это, наверное, дуализм. Но отличный от дуализма Декарта. Нельзя сказать, что Тотальное — это протяжение, а Бесконечное — это мышление. Потому что суть обеспокоенности Левинаса в том, что именно мышление очень сильно захвачено Тотальностью. По большому счету, тотальность материи — это следствие захваченности (оккупированности)* мышления Тотальностью. Если мышление будет более сбалансировано между Тотальным и Бесконечным — изменится и сама структура материальности.

* Мне кажется, что используя слова «захваченный», «оккупированный», я отсылаю здесь к трагической истории жизни самого Левинаса, который был узником концлагеря. Для него эти понятия жизненно важны, недопонимание их значимости приводит к этим самым концлагерям, то есть к уничтожению человеческого в человеке.

1) Тотальное и Бесконечное — бесконечны по разному.

Любой аспект тотальности — бесконечен, но это потенциальная бесконечность, уводящая всё дальше и дальше от своего истока, от самого себя, от изначального смысла начинания. В лучшем случае, это бесконечность, замкнутая сама на себя. Для внутренних процессов (мышления, желания, чувств, памяти) такой вид бесконечности превращается в ненасытность. Это заметили еще древние греки, и сказали «МЕРА ВО ВСЕМ». Потому что для них тотальность и была всем. И она таила в себе опасность. Тотальный аспект не может остановиться, он бесконечен (но не в левинасовском, а в буквальном смысле). А из-за этого возникает постоянная война между аспектами: каждый хочет распространиться. Гармония возникает во взаимном ограничении аспектов. Но это ограничение — внешнее, это ещё не самоограничение, которое возможно только после встречи с Бесконечным. Поэтому такая гармония — хрупкая и временная, не мир, а перемирие между аспектами тотальности. Сама по себе ограниченная, уМЕРЕнная, усмиренная тотальность — это ещё не подлинная жизнь, а только необходимое условие жизни, условие вхождения Бесконечного.

Бесконечность Бесконечного — совсем иного рода. Это, скорее, актуальная бесконечность (хотя математическая аналогия здесь не совсем точна). Это такая бесконечность, которая остается всегда рядом, как бы далеко не погружалась. Потому что это глубина, погружаясь в которую, ты всегда приближаешься к своему истоку, к себе и к Другому, в котором полагаешь ту же Бесконечность и с которым вступаешь в Отношение.

2) Там, где человек кладет предел тотальной бесконечности всего, что существует (пространству, времени, вещам, потребностям, причинности и т. д.), он открывает не место, но и не совсем время, но времерение** Бесконечного.

**Времерение – это измерение внутреннего времени, или время настоящего примирения с Другим, поэтому его можно назвать и «вреМИРением». Основные аттракторы здесь ВРЕМЯ, МИР, ДРУГОЙ, ОТНОШЕНИЕ, ЖИЗНЬ.
Нет задачи вытеснить Тотальность из мышления — такая постановка очень в духе Тотальности («перетягивание одеяла»), но есть задача положить меру изнутри, дать Бесконечному времериться.
Пойти войной на Тотальное — значит дать пищу Тотальному. Бесконечному не нужно ни места, ни времени, но ему нужно внимание нашего сердца, готовность иногда отказываться от понимания, чтобы дать Бесконечному быть, то есть вершить свое бытие не по принципам, правилам и законам, а по непреложной неповторяемости Бесконечного.

3) Способы «расколоть» однородность Тотального.

Первая попытка предпринята К. Уилбром в его «холархии». Но холархию еще можно «сгладить» до Тотальности.
Другой способ предложен в «Мирологии» В.И. Моисеева. Мир как целостность, отвечающая на запрос Другого мира, обладающего своими сущими – это уже Диалог, в котором сквозь Тотальность отчетливо светится Бесконечное. Оно прорастает как Цветок из асфальта – не представляя асфальту реальной угрозы, но доказывая его несостоятельность.

4) Если попытаться дать ответ на запрос Бесконечного, оставаясь в рамках Тотального, то получаются разные варианты:

а) абсурдность происходящего (Камю);
б) несправедливость личной судьбы, но гармония целого (Стоики);
в) вопль вовне [трансцендентному Богу]: За что?! (Вопрос Иова или Боэция в начале «Утешения философией»).
Мы продолжаем двигаться к какой-то внешней гипотетической границе (типа «конца истории», трансцендентного Бога), уходя все дальше от поставленных вопросов, тогда как нужно оставаться на месте и обратиться ВНУТРЬ, начать времерение. Только в этом случае ты сам становишься ответом на запрос жизни. Как это получилось у Иова, Боэций, Виктора Франкла, А. Сент-Экзюпери и многих-многих других. Левинас называет это подлинной эсхатологией.

«[Эсхатологическое видение] не возвещает о завершении истории в бытии, понятом как тотальность, – оно вступает в отношение с бесконечностью бытия, преодолевающего тотальность».
Э. Левинас «Тотальность и Бесконечное»


5) Отношение возможно не между частями Тотальности, а внутри интерсубъектности Бесконечного, где Я и Ты, Я и Другой — предстоят друг другу как соразмерные Бесконечности.

Мир Тотальности — это мир относительности, мир Бесконечного — это мир Отношения.
Только в мире Отношения возможна Ответственность. Потому что в однородной Тотальности всё зависимо одно от другого, все детерминировано, а значит Ответственности неоткуда взяться. Но люди уже на заре человеческого чувствовали внутри этот прорыв к личной Ответственности и через это чувствование так или иначе выходили в новый режим бытия Бесконечного (Будда, Сократ, Боэций, Франкл). Я думаю, что этот порыв и делал человека человеком. Об этом следующий пункт.

«Это «по ту сторону» тотальности и объективного опыта не характеризуется, однако, исключительно негативным образом. Оно находит свое отражение внутри тотальности и истории, внутри опыта. Эсхатологическое, как пребывающее «по ту сторону» истории, вырывает людей из их подчиненности истории и будущему — оно призывает, побуждает их к полноте ответственности».
Э. Левинас «Тотальность и Бесконечное»


6) Бесконечное связано с (интер)субъектным.

К этимологии слова «субъект». Субъект [(s)upo — движение снизу вверх, изнутри наружу] — состояние духа, в котором, с одной стороны, человек говорит о себе от первого лица («я»), (т. е. он не не оболочка, а сердцевина), а с другой стороны — признает своё положение нижестоящего, подчиняющегося высшей силе, но никак не внешнему пустому объекту.
[Объект — «заброшенный вперед, рядом, около, вокруг», сам по себе он пуст и мертв, если внутри него нет сердцевины — субъекта].
Такое понимание субъекта открывает его сопричастность Бесконечному. Кажется, что мы в сложной диалектике субъекта и объекта давно ушли с этой позиции. (Сначала подчиненным Бесконечному стал объект, потом субъект подчинился объекту, потом – кантианская революция – и объект подчинился субъекту, затем вообще остался один объект и т. д.) На самом деле это никакая не позиция, не стадия (ранняя или поздняя) субъект-объектной диалектики — это сама основа Человеческого. Мы люди только потому, что сопричастны Бесконечному, потому что наш субъект — опирается на нечто в глубине себя, что превосходит его самого. (Кант, например, называл это категорическим моральным императивом).

Без всего остального можно обойтись. Не умение решать сложные задачи, проявлять разнообразные эмоции, помнить свое детство, строить культуры и цивилизации – не это всё делает нас людьми, а только то, что внутри нас есть выход в Бесконечное. Да, только соприкосновение с ним, которое нас озаряет и, возможно, запутывает, сбивает с толку, не дает просчитать ход истории через всю совокупность социально-экономически-психологических параметров. Это тот Х, из-за которого мы всегда оказываемся не совсем в том месте и состоянии, в которое нас влекут теория больших чисел и логика истории. Это источник нашей свободы.

7) Разница «духовной инъюнкции» Уилбера и Бесконечного Левинаса.

Суть в том, что «инструментальная инъюнкция» («Око Духа») всё-таки не работает в сфере духовного внутреннего опыта, то есть когда дело касается левинасовского Бесконечного. Потому что каждый выполнивший ее получит разный результат и разный опыт. И не потому что условия всё-таки чуть-чуть отличались, а потому что Бесконечное проникает и вмешивается в режим тотальности. Это совсем не то, что «неточность» реального и идеального экспериментов. Возможно, эксперименты Н.А. Козырева косвенно свидетельствовали об этом.

8) Тотальность и Бесконечное нуждаются друг в друге, и будучи соразмерны, дают Новую Целостность, полную жизни и поэзии, свободы и ответственности.

Эта целостность — не система и не новая иерархия, но постоянный Диалог. В этом Диалоге наше малое Я узнает себя как, превосходящее свою единичность, возникает избыточность бытия, которая изливается в настоящее Творчество. Тотальность не может породить Творца, а Бесконечное не может сохранить Творение.

9) И наконец, стиль. Стиль бытия Бесконечного — метафоричен.

Не наиточнейшие должны быть метафоры, а наиполнейшие. Взять, например, библейскую метафору «Книги Бытия» – она оказалась в своё время именно наиполнейшей, потому что на много веков хватило в ней самых разным смыслов и понятийных объёмов. Приходили всё новые вопрошатели и находили свои новые и неповторимые ответы. Метафора тем и удивительна (и в этом и сила её, и главная опасность), что точность её сиюминутного попадания может быть очень глубока. Эта глубина зависит от воспринимающего, от его внутренней готовности принять Бесконечное, метафора может буквально «прошить» насквозь внутренний мир человека до самого основания. Это настолько сильное переживание, что почти неизбежно появляется соблазн «застолбить» своё понимание, превратить метафору в догму. И тотчас полнота превращается в бедноту. Отсекаются пласты (объёмы/смыслы), которые «захватывались» метафорой в иных прочтениях, во внутренней бесконечности Другого. И Диалог останавливается.
Понять метафору буквально, пригвоздить к конкретному смыслу — это то же, что отнять у истины бесконечность — её неповторимость и Жизнь, и оставить ей только абсолютность — мертвую непреложность Закона. Об этом прекрасно пишет З.И. Миркина.

В заключение хочу ещё парочку цитат привести, настраивающих на разговор.
Нашла интересного автора – Б.В. Марков – пишущего нечто очень близкое. Про Деррида ничего сказать не могу. Не читала его совсем, но в таком контексте мне стало интересно. Постараюсь добраться.

«Но думается, что интерес к этой теме вызван прежде всего проблемой другого, точнее, чужого. Она не сводится к тому, чтобы самому стать другим, чтобы самому мыслить иначе. Задача не в увеличении собственных ресурсов на основе понимания другого, а в том, чтобы дать ему место и слово. Философия другого как основание нового понимания этических категорий, таких как справедливость и ответственность, является альтернативой онтологии, которая сводит решение этических проблем к осмыслению бытия».
Марков Б.В. «Знаки бытия»


«Но кажется, что обращение к деконструкции дара изменило прежние взгляды Деррида, точнее, изменило акценты и тональность их выражения. В молодые годы он был не только «пламенным революционером», но и довольно рано написал, не без влияния Э. Левинаса, трактат по этике. При чтении последних работ Деррида трудно отделаться от мысли, что этика постепенно становится главной мерой его мышления. Но при этом речь идет о деконструкции морали, которая отсылает к вечным ценностям и требует оценивать ими себя и других независимо от времени, места и обстоятельств поступка, и о разработке стратегии практической этики, опирающейся на справедливость «здесь и теперь». Конечно, «практическое» и «этику» необходимо брать в кавычки, так как Левинас и Деррида существенно изменили значение этих слов. Ставшие признаком современной практичности, понятия рациональности, экономии, обмена, полезности они подвергают жесткой критике. Их работы о даре уводят нас по ту сторону трансцендентального сознания, туда, где раньше помещалось трансцендентное, никем и никогда не постигаемое, к «вещи в себе». И вместе с тем это непостижимое и даже невозможное, то, что сегодня интеллектуалы называют «мистическим», находится рядом с нами. Несмотря на рационализацию и обмен, которые господствуют в нашей жизни, «вещь в себе» по-прежнему основана на жертве и даре и требует безмерного».
Марков Б.В. «Знаки бытия»



Дорогие друзья!
3 апреля состоялась очередная дискуссия Интегрального сообщества.
Слушали Вячеслава Ивановича Моисеева - сообщение "Как взаимодействуют онто-изоляты?" Для меня это продолжение разговора о взаимодействии миров. Новые грани, новые подходы.
С начала до 42.00 - сообщение В.И.Моисеева;
Затем - общая дискуссия.
Участники дискуссии: Моисеев В.И., Луговская Е.Г., Подзолкова Н.А., Роман Сузи, а также один из новых слушателей В.И.Моисеева.
Особенно понравилась атмосфера дискуссии, у меня было ощущение реального со-присутствия. Как будто мы все вместе находились в особом общем пространсве для мысли - пространстве, где мысль чувствует себя свободной, где обмен мыслями возможен и желателен. Спасибо большое Вячеславу Ивановичу и всем участникам!

https://youtu.be/xq4wiomNzjU

«Последнее редактирование: 08 Апреля 2023, 21:58:44, Наталия Подзолкова»

Дорогие друзья!
Очередная дискуссия Интегрального сообщества от 05.06.2023 г.
Очень интересный доклад Елены Григорьевны Луговской "Имя собственное как точка входа во внутренний мир".

Позволю себе небольшую цитату из тезисов Е.Г.Луговской:
"Как я понимаю положения о мирологии проф. В.И.Моисеева, идея в том, что индивиды как обладающие своим внутренним миром, где внутренний мир замкнутая система, тем не менее могут открываться друг другу и обеспечивать взаимодействие внутренних миров через некоторые точки входа.
Культурно-исторически такой точкой входа представляется имя человека. Это не значит, что это единственный способ входа, но это частный случай, который позволяет построить модель взаимодействия внутренних миров между собой и предположить, как организовано внешнее пространство, в котором они существуют.
Внутренний мир - мироподобная структура, которая характеризуется замкнутостью конечного объёма, который погружен во внешнее пространство, в котором помимо него пребывают погруженными в него другие внутренние миры. Эти миры взаимодействуют друг с другом и само их взаимодействие и становится той самой внешней средой, в которой они пребывают..."

С начала до 33.50 - сообщение Е.Г.Луговской;
Затем - общая дискуссия.
Участники дискуссии: Моисеев В.И., Луговская Е.Г., Подзолкова Н.А., Станислав (коллега В.И.Моисеева).

https://youtu.be/z8B2F5JUMHU


Дорогие друзья! Вышел 13 номер журнала "Интегральная философия".
https://allunity.ru/journals/J13.pdf

Из Предисловия к номеру:
«Ритмы трансимманентного» — так была обозначена основная проблематика настоящего номера ежегодного научного журнала «Интегральная философия», и под этим знаком как под счастливой звездой действительно получилось творить, думать, спорить и размышлять в особом — интегральном — ритме.
Каждая статья, представленная в выпуске, — это не просто попытка автора представить свое видение заявленной проблематики из глубин сферы своей компетентности, — это многомерный диалог членов Интегрального сообщества, заданный ритмом трансимманентного, не собрание статей, но единый текст, реализующий по В.И. Моисееву «те или иные виды единства трансцендентного и имманентного, выраженные либо синхронистически (как некие смешанные состояния, сочетающие в себе какую-то степень имманентного и трансцендентного, или как вид инвариант, сохраняющихся в переходах между ними), либо диахронически – как те или иные переходы между этими состояниями».
Предметно-тематически настоящий выпуск развивает проблематику предыдущего номера, посвященного вопросам синтетического знания как универсального учения о Мирах (Мирологии), интегрируя в тему мирологического взаимоотношения индивидуальных и коллективного внутренних миров модель изолято-взаимодействия (где взаимодействуют онто-изоляты и социоэмердженты, и существует не вполне прозрачная связь между онто-изолятами). Идея о том, что миры не могут образовать простую множественность — как вещество, а образуют особый тип мироподобного многообразия, где индивидуальное (уникальное) и универсальное находятся не в обратном, а прямом отношении (универкального) находит свое отражение в стилистически разных, но при этом таких близких по духу работах, теснейшим образом между собой переплетённых.
Можно сказать, что статьи этого номера «Интегральной философии» являются самореференцией к его содержанию, поскольку каждая статья, будучи малым миром (онтоизолятом), успешно преодолевает свои границы и выходит на мета-дискурс «ритмов трансимманентного».

«Последнее редактирование: 05 Октября 2023, 12:48:33, Наталия Подзолкова»

Наташа, огромное спасибо вам за статью. Давно не читал на таком резонансе. Даже кое-что записал влет, чтоб не убежало :)

Цитировать
"...И вот (возможно, с подачи Канта) парадигма постепенно начинает меняться. Сначала экзистенциализм, затем философия жизни, феноменология… В русской философии загорается негасимая звезда философии всеединства… В науке происходит сдвиг к «постнеклассике» с её возрождённым интересом к антропному принципу и целям эволюции: возникают биоцентризм, синергетика, эволюционная эпистемология. Более того, науки начинают сближаться и прислушиваться друг к другу, а также к опыту повседневности — рождается философия трансдисциплинарности. Эти подвижки ещё почти не влияют на сознание современников, а сами концепции полны противоречий и недосказанностей, но Образ Будущего, в котором Жизнь и Сознание — не случайный продукт эволюции, в котором все мы важны друг для друга и для всего огромного Космоса — уже прорисовывается."

Да, и я тоже так думаю. Философия всеединства, где нет противостояния между наукой и религией, искусством и экспериментом, где все пронизано всеобщим стремлением к Порядку, Красоте и Благу (лого-тропностью), ведет к ясному осознанию, что постоянство космоса, жизнь и сознание - разные слепки единого Принципа, единого Логоса, который по словам Гераклита, прорастает Сам к Себе, сквозь толщу хаотичной материи. Жизнь и Сознание не просто не случайны, но закономерно необходимы. Они, как зачаток человека в утробе матери, являются смыслом и оправданние ее бытия.
Не будь Земли, жизни и сознания, бытие Вселенной было бы неотличимо от небытия.

Цитировать
"Без всего остального можно обойтись. Не умение решать сложные задачи, проявлять разнообразные эмоции, помнить свое детство, строить культуры и цивилизации — не это делает нас людьми, а только то, что внутри нас есть выход в Бесконечное."

Выход к Другому, к Внутреннему Собеседнику, к своему Даймонию-Гению, к Эрайгнису-Событию. Со-бытие - это переживание внутри себя присутствия Иного Бытия,  которое намного больше и ярче твоего собственного бытия, но оно абсолютно реально и доступно тебе так же реально, как твое собственное бытие. Мгновения прикосновения к Нему рождают в нас ощущение надмирного всеведения и блаженства, которое называют вдохновение, озарение, прозрение - Эрайгнис.
Именно так вы и говорите далее:

"Только соприкосновение с ним, озаряющее нас и, возможно, запутывающее, сбивающее с толку, не дающее просчитать ход истории через всю совокупность социально-экономическо-психологических параметров. «И вместе с тем, — пишет Б.В. Марков, — это непостижимое и даже невозможное, то, что сегодня интеллектуалы называют «мистическим», находится рядом с нами."

Спасибо за созвучие :)  O0


Цитировать
"...В момент подлинного вдохновения любой творец
ускользает из своего детерминированного настоящего и оказывается в новом слое (по В.И. Моисееву), где встреча с Другим может состояться спустя столетия физического времени для локальных миров, но всегда в нелокальном сейчас времерения-времирения для самих Встретившихся..."
Именно это и произошло у меня с Вами :) сейчас... хотя и не через столетия и не через парсеки :)

Цитировать
Метафора конструктивна и несговорчива, она обслуживает цели говорящего и необъективна, она растит язык, который «вербует мир».
В этом смысле она выглядит врагом философии, чурающейся поэзии, но лежит в основании неуемного мышления, порождая переносные значения того, что всегда остается для человека фундаментально непереносимым

По поводу философии, чурающейся поэзии. Мы с женой вернулись недавно из Веймара, семинара с Андреем Баумейстером, посвященного Гете и немецким романтикам. Так вот у Новалиса я наткнулся на очень интересные мысли:
Цитировать
" Поэзия - квинтэссенция  романтической философии. Поэзия, вобрав философию, становится религией, связующей человека с бесконечностью. Поэзия без философии пуста, философия без поэзии бездейственна, суха и мертва.

Религия древних - это поэзия. Ее религиозный смысл утрачен в религии и восстановить его призвана романтическая поэзия.
"Мир должен быть романтизирован. Придавая обыденному таинственный облик, конечному сияние бесконечного, романтизация возвращает видимому временному миру его истинный смысл, бесконечный, вечный, непостижимый. Романтическая философия - Lingua Romana.”


Философия - Логос Бытия.
Философия - теория поэзии, поэзиса; наука о законах поэзиса, творческого сочетания противоположностей, само-движущегося процесса умножения связей, структур и смыслов. Правила "Игры в Бисер". Поэзия - это "одно и все" - это принцип струтуро-образующей интеграции, которая есть основа бытия. Если есть Поэзия-Поэзис, есть бытие. Если нет поэзии - хаос уносит любые структуры в небытие.

«Последнее редактирование: 24 Октября 2023, 06:52:14, Андрей Иванченко»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика