Пространственные искусства
Мастер глобализма (Ле Корбюзье и советская архитектура)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Как выяснилось на параллельной ветке портала, в обществе бытуют ошибочные представления об истоках той советской архитектуры, которую считают образом "империи зла".
" ....я не знал об этом и наивно считал советские многоэтажки чем-то почвенным. "
Эта тема открыта для того, чтобы поставить этот вопрос на свое место. Для начала предлагаю посмотреть этот сюжет, который достаточно объективно освещает личность Ле Корбюзье и наивное почитание его в СССР. Моя архитектурная юность прошла на фоне стенаний : " Как жаль, что его таланту не дали развернуться у нас !"
А теперь стало ясно, что Господь тогда нас избавил от роли лидеров глобализма.
https://youtu.be/z-LTH-qfbk0

Ниже постараюсь добавить материал цитатами, в которых Ле Корбюзье высказывает свои взгляды.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 08 Сентябрь 2018, 09:15:52, Золушка»

Перечитывая книги самого Ле Корбюзье и о нем, задумываешься, как оценивать эти идеи  с позиций нынешнего времени ?
Несколько цитат о глобальной перестройке мира.
"Архитектура является результатом духовной жизни своей эпохи: она идет вперед, подчиняясь общему закону, правящему миром. " (1928)
 "..... Архитектура есть сознательный волевой акт. Создавать архитектуру означает "наводить порядок".
"... изменить нужно понимание жизни, само представление о счастье. Именно в этом заключается переустройство. Все остальное – лишь следствие. "(1930)
"Города во всей их нищете должны быть снесены. Они должны быть повсеместно разрушены, должны быть построены обновленные города».(1935)

Первая попытка реализовать идеи мондиализма - 1929. Проект «Мунданеум» в Гранд-Саконексе близ Женевы (не реализован). (Mundaneum — информационное хранилище, называемое также «город знаний», находившееся в Брюсселе, его называют предтечей интернета).

Основной принцип градостроительства – децентрализация крупнейших городов мира посредством линейного рассредоточения вдоль основных транспортных магистралей региона – был впервые сформулирован для Москвы (1930). Позже линейный город был распространен на всю территорию Франции (1942), а затем в пределах европейского региона от Британских островов до Уральского хребта («Естественная окуппация территории») 1943)

« О Париж, о пустыня из камня – неблагодарное поле битвы! Пустыня, бесплодный панцирь которой будет однажды пробит, чтобы вложить в него корни великого и обновленного города Парижа!» В Париже должны были сохраняться только Нотр-Дам, Сакре Кёр и некоторые другие уникальные памятники зодчества.
В Москве "... нужно разрушить все существующие жилые здания. ... в корне уничтожить весь ее радиально-концентрический облик." (1931)

Ле Корбюзье оказал огромное влияние на формирование взлядов архитекторов по всему миру. Проектировал и читал лекции не только в Европе, но и в Индии, Южной и Северной Америке, Ираке и т. д. Ярким примером воплощения его идей стал Чандигарх, новый город в Индии, как полное искоренение традиционной культуры. См.  ссылку.
https://www.theguardian.com/cities/gallery/2017/apr/07/the-city-le-corbusier-built-inside-chandigarh-in-pictures

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 09 Сентябрь 2018, 12:15:25, Людмила Клешнина»

Я обычно стараюсь воздерживаться от цитатничества из «Розы Мира» Даниила Андреева, но в данном случае не могу не привести двух цитат, связанных с архитектурной тематикой (в контексте «цитат о глобальной перестройке мира» они более чем уместны):

«Фонгаранда – слой пребывания шельтов великих творений архитектуры. Здесь они обладают способностью движения и роста; их изменение состоит в совершенствовании. Облик их близок к облику просветлённых стихиалей, но форма не струистая, как у тех, и лишённая способности телесного взаимопроникновения. Следует понять, что создание в Энрофе их отражений гениальными зодчими, интуиция которых уловила отблески Фонгаранды, даёт им эфирное тело: внутри физического сосуда здания возникает оно из многолетних излучений человеческих тысяч и миллионов. <...> В Фонгаранде пребывают преимущественно шельты творений храмового и дворцового типа. Имеется, например, один грандиозный прообраз православных монастырей, один прообраз египетских пирамид, зиккуратов, гопуррамов Южной Индии, католических аббатств, рейнских замков. Но есть шельты и некоторых индивидуальных зданий, например – собора св. Петра, Василия Блаженного, китайского Храма Неба, даже Версальского и Царскосельского дворцов. Есть и такие, как шельт лондонского Парламента и петербургского Адмиралтейства.»

«И ещё поразительнее было отражение архитектурного стиля игв конструктивным стилем тех зданий, которые возникли среди русских городов в 20-х годах и в начале 30-х: лишённые каких бы то ни было украшений, это были сочетания кубов, ромбов, параллелепипедов – голых геометрических форм – при явном пренебрежении закруглённой линией. Потребовалась усиленная инвольтация из Фонгаранды, чтобы приостановить дальнейшее выхолащивание, или лучше сказать «игвизацию», зодчества. Впрочем, воздействие вкусов и стиля античеловечества в архитектуре XX века сказалось далеко не в одной России: конструктивизм на Западе оказался даже устойчивее, чем у нас, он до сих пор уродует своими железобетонными ублюдками прекрасные города Франции, Англии, Германии. Удивляться нечему: инвольтация демонических начал – всемирна...»

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

....воздействие вкусов и стиля античеловечества в архитектуре XX века сказалось далеко не в одной России: конструктивизм на Западе оказался даже устойчивее, чем у нас, он до сих пор уродует своими железобетонными ублюдками прекрасные города Франции, Англии, Германии. Удивляться нечему: инвольтация демонических начал – всемирна...»

Нет, у античеловеческого стиля есть автор, навязавший свои идеи всему миру, не только России.
1914. Ле Корбюзье запатентовал идею сброного строительства.
1921. Провозгласил : «Крупная промышленность должна заняться строительством и организовать поточное производство элементов зданий. Нужно полностью осознать необходимость поточного производства : проникнуться нужностью массового серийного строительства домов, понять неизбежность проживания в типовых домахз серийного производства, заняться проектированием типовых домов для массового серийного строительства».
1919.  Опубликовал 5 принципов современной архитектуры, «фундамент новой эстетики» :
1. Дом на опорах.
2. Плоская крыша.
3. Железобетонный каркас
4. Ленточные окна
5. Навесные стены.

1924. Построен поселок Пессак под Бордо – 50 шт.  двух-трех-этажных серийных домов.
Загонял в эти дома "палкой" :
«Быть современным — это не мода, это состояние. Каждый из нас должен принимать условия, в которых он живет, и приспособление к ним — его долг, а не выбор...»

«... я поставлю задачу и перед властями; они должны будут обеспечить социальный контингент, способный заселить наш комплекс».
1947-1952 —  построена Марсельская жилая единица (9 этажей)
Узнаете?

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 10 Сентябрь 2018, 21:00:16, Золушка»

.....конструктивным стилем тех зданий, которые возникли среди русских городов в 20-х годах и в начале 30-х: лишённые каких бы то ни было украшений    ... конструктивизм на Западе ....

Между русским конструктивизмом и рационализмом (модернизмом) Ле Корбюзье нельзя ставить знак равенства. Это совершенно разные явления по своему идейному содержанию. Русского конструктивизма мы не стыдимся, античеловеческой эстетики в нем не было, а архитектура была. И это было не заимствование, а свое.
И насчет "украшений":  архитектура - это не украшательство. И конструктивисты это понимали.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 10 Сентябрь 2018, 21:00:58, Золушка»

Ле Корбюзье (вернее, те, кто за ним стоял) целенаправленно "бил в корень".
В  июне 1924 года в Сорбонне Ле Корбюзье прочитал свою программную лекцию «Новый дух в архитектуре», в которой потребовал общество «вырвать из своего сердца и разума застывшее понятие дома», провозгласил дом машиной для жилья, ящиком с открывающимися дверями и окнами,  утвердил новую, всеобщую прямоугольную систему в архитектуре, поставил обществу условие: серийная архитектура или ... революция.

Текст этой лекции переиздается до сих пор:
https://archspeech.com/article/kniga-le-korbyuz-e-novyy-duh-v-arhitekture
Вот и здесь аннотация к книге лукавая. Именно этой цитаты Вы на этой странице не найдете. Прекрасно написано об архитектуре, но замалчивается главное. Поэтому так зловеща фигура Ле Корбюзье, что он прекрасно понимал, как делается архитектура, и намеренно загонял человечество в резервации.

Кстати, сам жил в особняке стиля Людовика XV и на недоумение коллег отвечал:  «Мой друг, «современная» архитектура – это для клиентов...»

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 13 Сентябрь 2018, 21:03:22, Людмила Клешнина»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Ле Корбюзье (вернее, те, кто за ним стоял)
А это еще кто?

Слово - это вышивка по ткани молчания.

Покрыто тайной до сих пор. Почитайте его биографию (в интернете легко найти).  До войны его идеи мало кто принимал, общество сопротивлялось сильно. Главный идейный противник - американский архитектор Фрэнк Ллойд Райт, один из столпов современной архитектуры, основатель так называемой органической архитектуры, его творчество до сих пор замалчивается, как бы заслоняется фигурой Ле Корбюзте, а труды по теории архитектуры издаются совсем не соизмеримыми тиражами. На русский язык переведено не все, а понятие органической архитектуры до сих пор в учебниках дается искаженным по смыслу. В США был построен всего один объект Ле Корбюзье, больше не получилось. Но Райт сильно пострадал - у него не стало заказов, журналы с его обоснованной и разгромной критикой уничтожались полными тиражами. И мы теперь не имеем возможности прочитать его критические статьи.
Все эти "мероприятия" стоили много денег. Кто их финансировал? И стремительная карьера выскочки (см. биографию) смотрится очень подозрительной, в архитектуре так не бывает, его сильно продвигали.

Можно найти несколько цитат, говорящих об отношении общества к проектам Ле Корбюзье, они обычно даются как доказательство невежества обывателей. Но надо читать между строк.
Отзывы о его работах :
1925 – выставка в Париже :  «Здесь нет никакой архитектуры!»
1932 – «Это дикая мазня!»
1924. Город-сад Пессак (51 дом). Бойкот со стороны предпринимателей и общества. Несколько лет в городе не было воды и населения. (Но кто-то дал деньги на это строительство, и Ле Корбюзье вовсе не разорился).
1925. Проект дома в Париже. «Господин Ле Корбюзье, вы отвратительный инженер, у вас нет сердца, вы бесчувственны и эстетически слепы.»
1937. План перестройки Парижа. В 1960 году писали : "Мания величия, превосходящая идеи Леду; уникальный в истории вандализм; унылое однообразие; тщеславие и монотонность небоскребов; концентрация, демонстрирующая духовный и материальный ущерб; презрение по отношению к историческому и художественному наследию».
После визита в США сам писал в 1948 году :  «Это предложение было встречено жестоким сопротивлением не только в Европе, но и у вас, в США, под предлогом защиты человеческого достоинства, искусства и красоты, даже во имя родины!»

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 11 Сентябрь 2018, 20:33:51, Людмила Клешнина»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Покрыто тайной до сих пор.

На ум приходят только два варианта: жидо-масонский заговор или мировая закулиса (так как различия до сих пор не установлены, то значит и вариантов-то нет...)  :o :-)-) _::-

Википедия, однако, даёт более конкретную информацию. Пессак финансировал промышленник Анри Фрюже. Нашего героя также поддерживал министр культуры Франции поэт Андре Мальро. Потом были заказы для Индии от Джавахарлала Неру, также из Алжира. Вообще для стран третьего мира этот практичный стиль был по-видимому в самый раз в силу своей индустриальности. Когда людям вообще негде жить, куда угодно залезешь лишь бы отдельная квартира ... ну и Западный Берлин тоже он восстанавливал. Там похоже почти не было неповрежденных зданий, так что этот стиль тоже подошел. Ну и наши хрущобы - теперь-то  я знаю благодаря Вам, что их надо называть "брутальный бетон!".

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 13 Сентябрь 2018, 11:21:44, Андрей Охоцимский»

Ну, вообще-то "хрущобы" строили из силикатного кирпича. И, кстати, с продольными несущими стенами, поэтому их легче перестроить-приспособить к новым условиям, чем панельные дома.
С подачи Хрущева не только отменили "излишества" в архитектуре, но и ликвидировали Академию архитектуры, реформировали систему образования архитекторов. Академия архитектуры издавала прекрасные книги, справочники и пособия проектирования, их остатки, затерявшиеся в библиотеках проектных институтов, выбросили на помойку после 1990 года. Мне удалось несколько таких изданий спасти. Это было откровение ... Мы получили ущербное образование, нас воспитывали на "гении" Ле Корбюзье, лишних знаний не давали. Например, скатные крыши никто не проектировал, срубы тоже, и т.д. Но у нас было фундаментальное школьное образование, поэтому мы смогли сами восполнить эти лакуны.
И к Вам вопросы : гениального архитектора Людвига Бонштедта - знаете? имя такое слышали ? Это был настоящий гений, не "сделанный", и его судьба печальна, не было у него тайных покровителей. А министр культуры другой, который  посмел бы не поддержать Ле Корбюзье, на своем посту не удержался бы. И кто был Анри Фрюже ? Почему он финансировал невыгодный проект ?
В Алжире было большое сопротивление. А Индия, как и мы - наивно старались угодить.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

1955 г. Католическая капелла в Роншане, Франция.

Эта капелла – одно из программных произведений Ле Корбюзье, по его словам:  «Абсолютно свободная архитектура». При проектировании капеллы архитектор поставил заказчику условие, что католическая церковь предоставит ему полную свободу самовыражения. Криволинейная крыша церкви была навеяна не христианским учением, а формой раковины, которую Ле Корбюзье подобрал на пляже в Лонг-Айленде и разглядел в ее форме естественное воплощение идеи крова и защищённости. Подчеркнутая утяжеленность массы и приземленность внутреннего пространства были продиктованы сознательным отрицанием канонической символики, поиском новизны архитектурных форм. Автор откровенно сформулировал свою задачу в этом проекте: «Я хочу создать культовое здание по принципу светского сооружения... Мне не ведомо чувство веры...». Наверное, поэтому трудно угадать конфессиональную принадлежность здания. Такое, навязанное архитектором, решение вызвало бурные протесты местных жителей, которые даже отказывались подавать в храм воду и электричество. Однако, эти протесты не были приняты во внимание заказчиком проекта.

Капелла в Роншане, ныне одно из известнейших во всем мире сооружений современной архитектуры, послужила образцом для дальнейших подражаний в сфере культовой архитектуры, стимулируя процесс стирания различий между церковным и светским искусством,  между архитектурой храмов разных конфессий, тем самым способствуя разрушению канонического архитектурного образа христианского храма.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 12 Сентябрь 2018, 22:29:43, Людмила Клешнина»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Да, мрачноватое сооружение. Гениальность дает своеобразное право делать плохие вещи, которым имя автора придает ауру чего-то, на что надо смотреть взявшись за подбородок, сделав серьезное лицо, слегка нахмурив брови, вперив прищуренный взгляд, расправив самую натренированную мозговую извилину и приоткрыв рот для умных комментариев ...

Ну, вообще-то "хрущобы" строили из силикатного кирпича.

Разные были. Кирпичные - это да, еще ничего, моя супруга в такой выросла. Но панельных гораздо больше и они и доселе украшают города среднерусской равнины ...

гениального архитектора Людвига Бонштедта - знаете?

Не знаю, расскажите ...

Слово - это вышивка по ткани молчания.

Я тоже недавно "открыла" для себя этого архитектора 19 века. Риге посчастливилось иметь его замечательный объект. Можно найти его по поиску в интернете, но это довольно пустые тексты. У меня есть статья о нем, но тоже на лат. языке. Стала переводить свой же текст, но по русски хочется сказать больше, если получится, предложу на сайт мои размышления. Предтеча современной архитектуры, не оцененный по достоинству как современниками, так и потомками. У него много работ по теории архитектуры, надо идти в библиотеку читать по-немецки, .... текущая работа отвлекает.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

....Вообще для стран третьего мира этот практичный стиль был по-видимому в самый раз в силу своей индустриальности. Когда людям вообще негде жить, куда угодно залезешь лишь бы отдельная квартира ... ну и Западный Берлин тоже он восстанавливал. Там похоже почти не было неповрежденных зданий....

В Алжире и в Индии совершенно другой климат, в железобетонных коробках там невозможно жить. Где-то читала, что в Чандихархе люди не хотели селится. Да и на современных фото - пустота, как будто жителей нет.

Насчет Берлина тоже большой вопрос. В Германии были тогда свои крепкие традиции идей Баухауза - рискну предположить, что они восстанавливали город. Баухауз - решение социальных проблем, комплексное проектирование, и человеко-ненавистническую идеологию лидеры Баухауза не исповедовали.
А для Ле Корбюзье - простор после бомбардировок - организованный его тайными покровителями.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

... своеобразное право делать плохие вещи...

Андрей, в том-то все дело, что в этом объекте есть архитектура, это вещь не "плохая", а зловещая. Идея есть, она сильная, и подана очень выразительно. Идея этого сооружения направлена против Бога, автор вовсе не скрывал своей цели. Он не собирался выражать вероучение, не знал его и знать не желал. И на фоне атеизма нас на этом объекте профессионально воспитывали... До войны подобных храмов никто не проектировал, например, в Латвии церкви строили, но в традиционном духе. А после 1970-х для нас это был эталон, как надо строить храмы - смотрели журналы и завидовали.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика