Субъективизм и антиэстетизм Достоевского
Цитату Достоевского я привёл совсем не для того...
– чтобы противопоставить символ веры Достоевского православному Символу веры (да и нет никакого непримиримого противоречия у одного с другим). Мне хотелось показать
абсолютный субъективизм Достоевского, которому любовь к Личности Христа дороже
любой «объективной истины». Вот здесь уже существует подлинное духовное противостояние: истины-любви и истины-объективации. А предельного конфликта эти две истины достигают у Достоевского в споре Великого инквизитора с Христом...
Раз хочется, значит надо поговорить.
Давайте поговорим:
Подчеркнутая контрастность последнего эпизода коробила эстета Набокова...
Достоевский не только абсолютно субъективен, но и антиэстетичен. Подчёркнуто антиэстетичен. Достоевский антипод Набокова, да и любого эстетизма. Потому и все сцены, где Достоевский излагает устами героев самые глубокие и прекрасные свои интуиции о человеке и Боге, происходят в подчёркнуто антиэстетичной обстановке. И с Христом инквизитор тоже беседует не где-нибудь, а в тюрьме; а поэма Иваном читается в кабаке.
Беспощаден Достоевский даже к самым своим любимым (светлым) персонажам: старца Зосиму заставил провонять, Соню сделал проституткой, а князя Мышкина – уже действительным идиотом в конце романа. Крайне редки у Достоевского описания природы и вообще прекрасного, по форме. Есть исключения, но они лишь подчёркивают общий (намеренный) антиэстетизм. Достоевский антиэстет и в стилистике речи, порою до
неприличия. Иногда эта его писательская небрежность доводила меня до бешенства: «ну нельзя же так писать! нельзя употреблять слово «чрезвычайно» по нескольку раз на каждой странице; нельзя «ломая руки» вставлять буквально через фразу Сони; так и сломать недолго...» Невыносимым для эстетического чувства бывает стиль языка Достоевского, а не только антураж описываемых сцен. Буквально –
хоть святых выноси...
И этот вызывающе антиэстетский писатель провозгласил один из самых потрясающих по глубине и высоте смыслов в человечестве: «
Красота спасёт мир». (Или «красотою спасётся мир» – некоторые критики пытались сравнительно обыгрывать эти два варианта, но мне показались неубедительными подобные изыскания.) Сказать «Красота спасёт мир» не мог бы ни один эстет. К нему такое в принципе прийти не может (ни в голову, ни в сердце). Такое могло прийти лишь к тому, кто мог предположить, что Христос вне истины, и выбрать всё равно не истину, а Христа.
У Достоевского противостоят друг другу две красоты: красота-сущность и красота-форма. Было бы интересно в контексте настоящей темы рассмотреть не только противопоставления сакрального и мирского у Достоевского, но и двух сакральностей. Сакральности внутренней и сакральности внешней.
Понятно, почему Набокову претит антиэстетизм Достоевского: здесь сталкиваются, ко всему прочему, и разные «температуры души», если так можно выразиться. Понятно, почему так много можно извлечь смыслов, сравнивая Толстого и Достоевского. А давайте попробуем сравнить Достоевского и Чехова. Общее у них – это Божий дар любви к человеку, величайший дар, редчайший. Но чеховский идеал «в человеке всё должно быть прекрасно» и достоевский конфликт между сущностью и формой, субъективным и объективным несовместимы так же, как тонкий, отточенный и деликатный стиль одного и небрежное писательство другого. В каком-то смысле, Достоевский, как стилист, юродивый. А Чехов – высшая проба интеллигентности.
Но великая Правда стоит за каждым из них. И оба боготворят красоту. Красота и у Достоевского, и у Чехова воистину
сакральна. В отличие от красоты эстетов, которой они наслаждаются (или даже пользуют её). Достоевский и Чехов целомудренны: их отношение к красоте возвышенно-молитвенно, не утилитарно.
Красота у Достоевского, как и Христос в диалоге с великим инквизитором,
формально молчит. Много и доказательно говорит только инквизитор (хорошо по форме, а по сути безобразие). Кричит уродство, но голос Красоты, как и голос молчащего Христа, всё сильнее и убедительнее раздаётся внутри человека – как его ответ на слова инквизитора. Инквизитор у Достоевского символизирует объективацию Бога и объективацию веры, торжество царящего в мире закона роста энтропии. Смерть, как победа безобразия и бессмыслицы, объективна, доказательна, неизбежна. Красота неуловима и субъективна. Но остаётся Достоевский с красотой-истиной, а не с истиной-смертью.
Сакральное, как объективная форма, у Достоевского, как правило, является ловушкой дьявола, его личиной, маской, украденной у Красоты. Но и Чехов прав: должно быть прекрасно всё, и внутреннее, и внешнее. Должно быть. А для этого нужно пройти сквозь крестные муки и очищение достоевщиной, вырваться за пределы видимого (кричащего) мира. Для эстета такой путь закрыт: он весь от мира сего, как и великий инквизитор. Он хочет наслаждаться здесь и сейчас.
Гениальная глубина и зоркость Достоевского в том, что у него не сакральное противостоит мирскому, не ложь – правде, не форма – содержанию, но одно сакральное – другому сакральному, одна правда – другой правде, одна истина – другой истине, одна красота – другой красоте. И Достоевский на стороне молчащей истины. Говорят у него другие истины, старающиеся заслонить собою ту, что спасёт мир. Мир говорит, а Красота молчит. Заговорить она должна в душе читателя, которого Достоевский не только любит, но и бесконечно уважает. Хотя его писательскую небрежность можно считать вопиющим неуважением к читателю. И это тоже будет правда; но она не из тех, что могут спасти...