Вадим, спасибо, что напомнили о видении Валаамского старца. Я тоже слышал эту историю. Слава Богу, что в нашем монашестве так глубоко засела мысль о Толстом, что он приходит в видениях. Может быть, некоторые и молятся о спасении его души – частной молитвой, разумеется, общественной же нельзя после отлучения. Вообще от монахов этого скорее можно ожидать, чем от людей околоцерковных. Меня к этому подводят свои наблюдения. В учебном пособии «Евангельские притчи», разработанном под моей редакцией в 2011 году и победившем с тех пор на нескольких конкурсах инновационных продуктов, мы много используем тексты Толстого. Просто потому, что ничего лучше для детей на темы евангельских заповедей у нас в России никто не писал. Так вот, мы получили очень добрый отклик на наше пособие от нескольких епископов РПЦ, благочинных, заведующих отделами катехизации, просто священников. А отрицательную рецензию мы получили от Государственного музея истории религии (и атеизма - в прежние времена). И знаете за что? За Толстого («Вы что, не знаете разве, что он от Церкви отлучен? Зачем же вы его детям предлагаете?») Выходит, что так же ревностно они служат государственной идеологии, как в советские времена.
Еще один пример ревности подает некто А.В. Венедиктов. В 2000 г. в журнале «Русский дом» вышла его статья с предложением довести отлучение Толстого до конца и «вычеркнуть его из культурного оборота». Обсуждались в статье трудности, связанные с этим благородным делом: как, например, быть с литературной премией имени Льва Толстого и т.п.
Видение старца – аллюзия на тему последнего путешествия Толстого и того, как и что его «не пустило» в Оптину. А встретили его там, судя по имеющимся воспоминаниям, тепло. И он, судя по всему, колебался, остаться ли. Но когда понял из слов сестры, что проповедовать ему запретят, принял свое, наверное, единственно возможное «толстовское» решение. Можно ли было его вообще не отлучать? Не думаю. Принять то, что он говорил о Евхаристии или сделать вид, что мы этого не слышим – все равно, что алтарь заплевать. Но с другой стороны понимаю и то, что сказал мой любимый Розанов: «Толстого могла бы осудить, "отлучить от Церкви" толпа закричавших мужиков, баб, -- веру и даже "суеверия" которых он оскорбил. Пусть и "суеверия", но под ними века, кровь и умиление. Я хочу сказать, что "отлучение" понимаю и даже допускаю (ведь отлучение -- "от себя" только, от верующих, без универсального тезиса): но нужны эти воспламененные лица, горячо дышащие груди, поднятые руки, загоревшиеся глаза. Нужно "с кровью" оторвать такое явление, такого человека от своей груди, от народной груди; а вот "крови"-то мы и не видели, а только бумагу и номер».