Аэродром литературного героизма
Детская болезнь оригинальности в литературе (вторая стадия дилетантизма)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

ОффлайнАдвокат неадеквата

  • Ума палаты (вход свободный)
По многократным и утомительным просьбам Начальника Аэродрома и его Адвоката сие изъято из "Критических будней Владимира Павлова" и перенесено в хозяйство Сумалётова.
Сестра-хозяйка


Следственный эксперимент

Давайте штампы. И корявости. Чтобы аж воротило, как здесь. Возьмите средней руки автора - не гения, например, Астафьева.

Да зачем же какими-то средними руками себя пачкать?.. Вот, чисто по Вашему лекалу, сооружена самая что ни на есть объективная критика разных штампов и корявостей небольшого и весьма простенького текста:

Я вас любил: любовь ещё, быть может
"Любил, любовь" - конечно, стихи же о любви, значит нужно сразу заявить: "любил, любовь", чтобы глуповатый (автор не раз говорил, что пишет для глуповатых, даже возвёл это в некий эстетический принцип) читатель понял - о любви, о любви, мол, речь, а не о чём-то другом. Так прямо в лоб и два раза оглоушил. Для глуповатых. Синонимами автор себя утруждать не желает. "Любовь быть может"- а может и не быть? Так быть или не быть? Почему не сказать "вероятно"? Хотя бы, если уж автор считает, что о любви можно говорить только банальности банальными словами, твердя: "любил, любовь, быть может". И читатель должен такому автору верить? С какого бодуна? Дальше можно и не читать - разумеется, где любовь, там и душа на свет вылезет - и точно:

В душе моей угасла не совсем
Угасла. Как лампочка в глазу. То потухнет, то погаснет. Быть может: пожухла? затёрлась? забылась? зависла? Но нет, у нас же любовь - и она естественно, пламенная! Дальше тривиальностей и штампов автор ступить не может. Тошнит уже от всех этих "пламенных любил" и "гаснущих любовь", воротит уже! И если всё угасло, откуда тогда свет, куда душа вылезла в поисках своих банальностей? Все эти "совсем", "вовсе", "ведь" - для связки слов в стихах - первый признак безвкусицы!

Но пусть она вас больше не тревожит
Кто не тревожит, кого? Любовь, душа, он, она... Разбирайся, читатель, сам. Автору главное побольше "высоких слов" засунуть в три строки, остальное его не волнует. Бедный-бедный наш язык! Используют его, как носовой платок, для утирания сентиментальных соплей. Да хоть бы стирали, что ли, эту тряпочку периодически. Нет же, читатель должен наслаждаться созерцанием авторских соплей.

Я не хочу печалить вас ничем
Конечно, вылил на нас кучу банальностей, шмыгнул носом, что тут и кого может опечалить?

Я вас любил безмолвно, безнадежно
Так, пламенно или безмолвно, безнадежно? Автору согласовывать слова не нужно, главное - побольше, побольше всяких чувств показать читателю - подряд, наобум, неважно, согласуются они между собой или нет, просто путём перечисления банальностей. Сойдёт и так. Вот это "сойдёт и так" - главная уверенность подобных авторов. Нет, "не сойдёт", если ты художник. Ты должен ковать свой талант, а не выливать в читательские уши набор первых пришедших на ум банальностей. Но автор привык пить сиропную водичку в окружении таких же, как он! А попробуй выступи с дружеской критикой - мигом прижмут тебя к стене казуистики и отпинают ногами в круговой поруке. Но истина мне дороже шкурных интересов!

То робостью, то ревностью томим
Ну, где любовь, там, разумеется, и ревность. А как же? Без ревности и робости мыльная опера не намылится о любви, которую любил, быть может.

Я вас любил так искренно, так нежно
Опять "любил"! Третий раз подряд. Других глаголов автору невдомёк поискать. Не сомневайся, читатель: автор же тебе три раза сказал, что он любил! Три раза - это убедительно. И конечно же, как ещё он мог любить - только "нежно", только "искренно", кто бы сомневался! Да вот только как искренность совмещается со слащавой патокой этих банальностей? От такой искренности мухи липнут на читателя.

Как дай вам Бог любимой быть другим
В четвёртый раз - "любимой". Это уже даже не смешно. Тут уже кроме зевоты ничего в читателе остаться не должно. И куда без Бога? Бог - как оправдание собственного неумения писать грамотно. Пожелаем и автору, и читателю того же - быть любимыми другим. Тем, кто не пишет за пять минут стишков о любви, используя первые попавшиеся под руку штампы, но кто работает над языком, кто уважает читателя: вот пусть такой автор и станет им любим. Это будет справедливо.

И посмотрите в довершение картины на рифмы: "может-тревожит", "совсем-ничем", "безнадежно-нежно", "томим-другим" - это не что иное, как пошлость. Прочь руки, пошлость, от любви человеческой!

Творческой удачи!

Мир тесен. Адекватных прошу не беспокоиться.
«Последнее редактирование: 08 Январь 2017, 11:02:09, Золушка»

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
Детская болезнь оригинальности в литературе (вторая стадия дилетантизма)

Я тут как пациент со стажем пока выскажусь вкратце с серьёзным лицом наперевес (в Калевалу отъеду на днях).

Человек, которого застигла страсть к литературе, сначала пишет много, почти без помарок, черновик и конечный продукт сливаются во что-то единое. Это первая стадия, в ней немало чистого подражательства (бескорыстного) и почти нет мастерства. Само понятие о мастерстве кажется чем-то мёртвым и формальным. Искренность бьёт через край, всё лепится на скорую руку. Многие до конца дней остаются на этой стадии.

Вторая стадия — другая крайность. Кто-то испугал автора — и он сумел посмотреть на свои тексты как бы со стороны, задумался о формальной и технической стороне дела. Стал много работать над словом. Если застрять на этой стадии, то постепенно перестанешь видеть самую суть творчества, уйдёт непосредственность чувства, уйдёт смысл. Останется только сосредоточенность на фразе и страх оказаться банальным.

С этим постоянным страхом не только писать начинаешь, но и читать: всюду выискиваешь приёмы, формальные ходы или банальности. Кроме стремления писать оригинально и строить оригинальные фразы, ничего не остаётся в душе. Это сродни какой-то фобии банальности, почти паранойе — всё гонится через рассудок, каждое слово, каждая фраза. Читатель из таких текстов может вынести только одно — автор очень старается писать оригинально. В таких текстах и нет более ничего: автор давно забыл, что позвало его в литературу. Огонь погас. Осталась лишь бесконечная (по кругу) погоня за внешними атрибутами совершенства. Так сходят с ума. И так становятся ненавистниками от литературы.

Если первая стадия дилетантизма — живая, хотя неотёсанная, не оригинальная, кроме самого автора мало кому интересная. То вторая (если в ней застрять) — уже мертвечина. К сожалению, немало авторов провалилось в эту трясину литературного формализма навсегда. Такие авторы напоминают глубоко больных людей, задумывающихся при ходьбе о том, как они ставят ногу, оригинальна ли их походка. Смысл и цель пути подменяются совершенствованием способа ходьбы. Со стороны это весьма жалкое зрелище (большинство безнадёжных пациентов в нашей литературной клинике — именно из застрявших на этой стадии).

Я описал лишь две первых, детских стадии дилетантизма. Путь же к мастерству лежит через много других этапов и ступеней. Подлинное же мастерство приходит тогда, когда из рассудка уходит забота о форме вообще. Это как в карате, например: вся формальная работа проходит автоматически, на уровне спинного мозга. Голова же и сердце заняты другим и не отвлекаются на техническую сторону дела.

Вкус и стремление к оригинальности — две вещи несовместные. Можно писать и штампами, когда это диктует внутреннее солнце произведения, даже необходимо штампами — если нужно показать простое, непосредственное чувство. Совершенное произведение то, где читатель не видит форму вообще, но входит в живую душу произведения, сам того не замечая и не отвлекаясь на то, оригинально или нет автор строит фразу. Если же автор расставляет в тексте флажки для читателя: посмотри, как я лихо подобрал эпитет, какая у меня нетривиальная метафора, — значит автор занят не столько искусством, сколько собою. Любит не искусство в себе, а себя в искусстве.

«Красивая луна», как и «прекрасная пора» могут сказать очень много и сердцу, и разуму, всё зависит от контекста. Всё определяется пропорциями, уместностью или неуместностью того или иного приёма, метафоры. Нужностью их Замыслу (внутреннему солнцу) произведения в том или ином его месте. А над этим Замыслом художник не властен: настоящий мастер тот, кто забывает о себе и о мнении о нём окружающих и полностью отдаётся воле Замысла. Умение слышать эту волю и соответствовать ей во всех частных проявлениях своего искусства и есть мастерство, а вовсе не оригинальничанье или техническая оснащённость. Если же автор занят тем, чтобы обратить внимание публики на своё мастерство: посмотрите, как я могу, а ещё я вот как могу, а ещё вот так могу, — перед нами имитатор, но не художник.

И последнее: настоящая начитанность и вкус несовместимы с хамским напором. В принципе несовместимы. Хамство и есть безвкусица. И этот порок никакими формальными и техническими средствами неустраним. Всё равно вылезет и будет торчать из текста, сколько ни шлифуй его стилистику.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов
«Последнее редактирование: 08 Январь 2017, 11:03:57, Сумалётов»

ОффлайнСумалётов

  • Упёрся – отойди.
По многократным и утомительным просьбам Начальника Аэродрома и его Адвоката сие изъято из "Критических будней Владимира Павлова" и перенесено в хозяйство Сумалётова.

Премного благодарен, Золушка! И двух месяцев не прошло, как исполнила ты мою великодушно просьбу. Впредь буду я скромнее. Тему считаю перспективной и бесконечной. Пригодится тема в хозяйстве. Вот увидите.

Твой злонежелатель,
недалёкий от народа
Слава Сумалётов
«Последнее редактирование: 08 Январь 2017, 11:19:22, Сумалётов»

ОффлайнАдвокат неадеквата

  • Ума палаты (вход свободный)
Тему считаю перспективной и бесконечной. Пригодится тема в хозяйстве. Вот увидите.

Согласен. Увидим. Хорошо бы ещё с адресатами последнего конкурса разобраться по-человечески, пока оный не прошёл даром.

Мир тесен. Адекватных прошу не беспокоиться.
«Последнее редактирование: 08 Январь 2017, 11:18:35, Адвокат неадеквата»

с адресатами последнего конкурса разобраться по-человечески, пока оный не прошёл даром.

Гусь, опять Вы за своё...

Путинцева Т

ОффлайнАдвокат неадеквата

  • Ума палаты (вход свободный)
Я за своё, Вы на своём. А конкурс стоит, в чём мать родила. И время течёт, как с гуся вода.

Мир тесен. Адекватных прошу не беспокоиться.

А конкурс стоит, в чём мать родила.

"У нас свободная страна", Гусь.
То есть, пинками загонять в конкурс я никого не буду. А условия конкурса не изменю по той причине, что считаю их удачными, я б в таком конкурсе приняла участие... Наши народы не хотят участвовать? - Ну и ладушки, их право.

Путинцева Т

ОффлайнАдвокат неадеквата

  • Ума палаты (вход свободный)
Не корысти ради, а только волею пославшей меня Правдоматки. По просьбам трудящихся в непритязательной форме. Хотел помочь шутя. Пошёл на это дело ради новогоднего праздника рвущихся к эпистолам масс. Когда низы не хотят своих адресатов, а те ничего им не могут ответить, никакие пинки уже никому не помогут. Но шутки ради и старого нового года можно бы и ослабить вожжи. Впрочем, менять удачные условия — только портить, это Вы точно сказали. И пусть народ заткнётся со своей Правдоматкой. А не заткнётся — пнём. Пни тоже были деревьями. И ничего, больше не шелестят.

Мир тесен. Адекватных прошу не беспокоиться.

И пусть народ заткнётся со своей Правдоматкой. А не заткнётся — пнём.

Это не моя метода, Гусь. Гораздо проще и безболезненней заткнуться самой. Я говорю и молчу с одинаковой лёгкостью, перетекаю из состояния эктив в состояние пэссив (в вербальном плане перехожу - гусары, молчать!   ;D) без напряжения.

Путинцева Т

ОффлайнАдвокат неадеквата

  • Ума палаты (вход свободный)
Это не моя метода, Гусь. Гораздо проще и безболезненней заткнуться самой.

Согласен: лучшая метода - подобное к подобному и личный пример. Заткнулись все! Может, конкурс "молчание - золото" объявим параллельный? Я готов отжурить бронзовых призёров путём здорового естественного отбора.

Мир тесен. Адекватных прошу не беспокоиться.

ОффлайнПравдоматка

  • Пресс-служба
Ничего я не поняла с этим Гусем... Ну не нравится мне Керенский! Мне Кантюша нравится!.. Пойду заткнусь лучше.

Сенсация в руках лучше, чем журнал в небе. Люблю гусей.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика