Музыкальный фольклор Тувы и Алтая имеет неповторимый, сразу узнаваемый звуковой облик. Во многом это определяется своеобразной техникой горлового пения, а также применением инструментов, использующих полость рта исполнителя в качестве резонатора (в первую очередь это варган, местное название – хомуз). В результате наиболее выразительной стороной звучания становятся обертоны, т. е. призвуки к основному тону, выходящие на поверхность при определенных акустических условиях. Особенно это заметно в приводимых примерах № 3, 4, 6, 7, где из игры обертонами рождается самостоятельная мелодическая линия. Это наводит на мысль, что, возможно, пентатонная мелодика, распространенная в фольклоре многих народов, первоначально также имела обертональное происхождение, возникнув из подобия горлового пения или из своеобразной игры на смычковых, когда обертоны становятся ясно выделены.
Полноценное впечатление от этой музыки можно, конечно, получить только в натуральных условиях – когда она звучит на открытом воздухе, среди высокогорного пастбища или в широкой горной долине. Тогда пронзительность звука и его направленность в пространство объединяется с реальным ощущением пространства и его акустикой.
Сегодня существует уже много профессиональных коллективов, исполняющих алтайскую и тувинскую музыку. Наиболее известен тувинский ансамбль Хуун-Хуур-Ту, он владеет и аутентичной манерой исполнения, а также постоянно экспериментирует с различными стилями аранжировки, более или менее органичными. Выступает и в совместных проектах с российскими и зарубежными исполнителями.
Здесь я привожу примеры чисто фольклорного стиля исполнения ансамбля, почти неотличимого от звучания подлинных этнографических записей: