Скрыто ли будущее в настоящем и прошлом?Ошибка ПротагораВсе знают изречение древнегреческого философа Протагора (ок. 490 до н. э. — ок. 420 до н. э.) «Человек есть мера всех вещей, существующих и несуществующих».
Однако, принятие этого изречение за истину, за закон ведёт к странному, дикому положению. Получается, что выше человека не существует Того, Кто являет собой Человеку Высшую Меру. Ссылка на то, что говорится только о «вещах» материальных, неубедительна. Мы видим, однако, что в Природе всё является размеренным независимо от человека, от его желания. Человек может размерить лишь то, что создаёт сам и что вписывается в Меру Природы. Мало кто будет спорить с этим.
Высшая Мера для любого из нас – это он сам – так, якобы, следует по Протагору. Нужно ли доказывать религиозному человеку эту ошибку? Конечно, нет.
Ярослав Таран в своей книге
«Роза Мира или родонизм? (вспоминая будущее)» сетует на превращение рм-сообществ (сообществ последователей идей Даниила Андреева, представленных им в его книге «Роза Мира») в свою полную противоположность тому, что декларировалось участниками сообществ при их создании. Провозглашение всеобщего братства быстро превратилось в духовную враждебность, носящую корпоративную окраску.
Попытки объяснения автором книги такого положения неким демоном зла оказываются не очень убедительными по причине традиционности доказательной базы. Получается, что высшая идея Даниила Андреева, якобы, не смогла проникнуть в души людей, его последователей, и её место занял демон.
Автор книги, на наш взгляд, достаточно правильно интерпретирует суть движения событий, связанных одним критерием (критерий – оценка, мера по-гречески:
http://genmir.ru/b/58.htm), если его назвать причиной: «Главная причина – в будущем, она определяет тот ряд случайностей, который придаёт смысловую направленность событию, а вовсе не та причина, которую мы видим в прошлом и считаем ведущей» (с. 39).
Такой «причиной», как доказываем мы, является сам главный критерий, который оказывает на человека ведущую роль. Эта ведущая роль названа нами одухотворяющей (см. «Что такое дух и духовность?»). Однако, Высшая Мера, главный критерий действует на человека всегда – в прошлом, в настоящем, в будущем. И если человек мало соответствовал в прошлом и мало соответствует в настоящем его требованиям, это ещё не значит, что он может избежать в будущем подчинения главному критерию. Возможно, что время Жизни бесконечно, человечество бессмертно.
В дальнейшем, ниже, мы можем попытаться отказаться от несистемного понятия «причина», а будем рассматривать всю совокупность системных данных и их изменение в динамике, то есть во времени, в виде системы, включающей в себя, кроме объекта, и оценочную, и регулирующую части. Не сделав последнего, можно скатиться к случаю статического тупикового доказательства, подобного апории Ахилла и черепахи (Ахилл никогда не догонит черепаху, с какой бы скоростью он ни двигался, так как, пока он добегает до середины расстояния между ними, черепаха преодолевает ещё некоторое расстояние.). А рассматривая человека системно, мы представляем его истинным субъектом: оценка характерна только для субъекта.
Как увидеть действия главного критерияЕсли у каждого человека или сообщества – свой Бог как главная оценка или система оценок, то человек и будет вынужден её максимизировать всеми своими усилиями и мыслями, даже не осознавая, что делает. В этом состоит закон действия главного критерия как одухотворяющего фактора Жизни. В этом процессе максимизации и лежит источник природной и даже Божественной воли, подчиняющей человека.
То, что человек без специальных усилий не осознаёт свои действия по максимизации главного критерия, является основным признаком существования духовного пространства, наделённого волей и мало зависимого от человека, пространства, которое задаётся этим критерием.
Отличие главного критерия от всех остальных оценок в том, что он не имеет ограничений (системное качество). Согласимся, что под этот закон подпадает лишь нравственный критерий. Ни свобода, ни что-либо другое не могут быть главным критерием, так как требуют для своей реализации нравственных ограничений. Это значит, что нравственность является вершиной критериальной одухотворяющей иерархии.
В данном случае мы не делаем специальный акцент на силе (воле) и качестве, модальности, духовного пространства. Оно может быть разной модальности и полярности – добрым, злым, высшим, промежуточным и так далее. Это качество определяется модальностью главного критерия. Поэтому при демоническом критерии пространство носит демонический характер.
Повторим критериальные определения морали и нравственности (см. статью автора «О формировании человека нравственного с опорой на знания»:
http://par.genmir.ru/23.htm ):
«Мораль – это практика поведения, общения личности с подобными себе. Её положительная вершина: «Делай и желай другому того, что ты хочешь для себя».
Нравственность – это практика поведения личности в отношении общества. Её положительная вершина: «Делай и желай всем того, что ты хочешь для себя».
Мы видим, что моральное поведение является частным случаем нравственного поведения».
Мораль и нравственность могут принимать и негативную окраску, однако, тогда они нежизнеспособны, вызывают духовное пространство взаимной вражды, а вражда, как известно, – это способ самоочищения духовного пространства путём взаимного уничтожения враждующих сторон.
О духовно-волевой сфере ЖизниВозьмём цитату из упомянутой книги Я. Тарана:
«Локомотивом цепи событий во времени является будущее. Об этом говорит опыт Козырева. Главная причина – в будущем, она определяет тот ряд случайностей, который придаёт смысловую направленность событию, а вовсе не та причина, которую мы видим в прошлом и считаем ведущей. Такой взгляд мне не только ближе, но понятнее даже. Из прошлого тянется нить необходимости, а из будущего действует творчески активная сила, и она, как иголка, ведёт за собой эту нить. Все попытки основать критерий истинности какой-то теории на том, сбываются или нет её предсказания, есть покушение на свободный диалог Творца и творения. Только мёртвая составляющая времени, целиком принадлежащая царству необходимости, может быть событийно детерминирована прошлым.
Главную причину возникновения под вывеской «Роза Мира» родонизма я вижу именно в будущем: она определяет всё происходящее в сетевом рм-поле, она вызывает из бездны и самого рм-демона, формирует его характер и стиль, даже ту его специфическую особенность, что он может питаться только излучениями вражды между двумя крыльями своей идеологии и между людьми внутри отдельного, созданного им сообщества. Демоническая воля антикосмоса пытается изменить ход событий, а точнее подменить собою тот Замысел, что находится в будущем и вытягивает из нашего времени, акцентирует целый комплекс исторических случайностей, которые должны привести к расширению нового религиозного сознания и становлению всемирного ансамбля культур и религий» (с. 39).
Уточним ещё раз, что вражда является, прежде всего, духовным противостоянием, при котором главные критерии сторон различны либо противоположны. Добавим, что в динамике развития событий в духовном (критериальном) поле не может быть состояния стабилизации, ибо критерии требуют постоянной своей максимизации, что однозначно приводит к максимизации степени противостояния. И соответственно это обязательно ведёт к настоящим военным действиям.
«…творчески активная сила» - это и есть главный критерий, духовно действующий на людей из их будущего и настоящего. Он свой у каждого человека и он свой у каждого общества, будь то рм-сообщество или церковь, или какое-то другое объединение людей. Мы почти всегда можем наблюдать, как действует главный критерий в каждом конкретном случае хотя бы по тому, что человеком или сообществом декларируется в качестве высшей оценки и что на самом деле максимизирует этот человек или это сообщество.
«Из прошлого тянется нить необходимости» – представляется неверным. Оно, к сожалению, противоречит всему контексту приводимой цитаты и сути книги Я. Тарана.
Автор настоящей статьи за несколько лет (1998 – 2005 г.) написал и издал несколько книг под общим заголовком «Человек Будущего». В них обоснована точка зрения на будущее человека, которое заложено в тех главных и генеральных критериях, что заданы нам по необходимости из другой, духовно-волевой, сферы Жизни, нежели сфера видимого биологического, сознательного и психологического типа человека.
Осознанная необходимостьЧто необходимо, чтобы чувствовать себя человеком? Другими словами, что является для человека самым необходимым?
К. Маркс назвал свободу осознанной необходимостью. С таким же успехом необходимостью нужно назвать и любовь, причём, даже с успехом большим, чем свободу, ибо Любовь нравственная есть вершина нравственности, которая не может иметь никаких ограничений.
И Любовь нравственную необходимо назвать генеральным критерием Бога и Жизни, придав ей волевую силу нравственного порядка, по-настоящему одухотворяющую поведение человека или сообщества.
Если говорить о причине, то с большой натяжкой мы могли бы сказать, что главной причиной будущего является всё-таки вполне осознаваемый при нашем желании главный критерий как одухотворяющий центр, дух которого человеком или сообществом максимизируется. Повторим попутно, что человек или сообщество максимизирует не просто своё кровное желание или свою страсть, получая при этом удовлетворение, а Нечто духовное, находящееся вне человека или сообщества и обладающее непреодолимой волей притяжения к Жизни. По отношению к этому Нечто человек обладает качеством эмпатии, то есть это Нечто сливается с самим человеком или сообществом, подавляя все их другие желания и внушая своё желание, никаким образом непреодолимое человеком.
При этих условиях «демоническая воля антикосмоса» проявляется в этих духовных действиях критерия и совсем не подменяет «собою тот Замысел, что находится в будущем». Наоборот, критерий как духовный вестник из будущего проявляет собой свою духовную реальность и духовную волю по отношению к реальности настоящего (и духовной, и материальной), в котором человек или сообщество вынуждены находиться.
Поэтому прошлое и настоящее являются не причиной, а исходными условиями для будущего движения. Причины движения в рассматриваемом нами системном континууме проживания человека нет вообще. Она находится за его пределами.
При этом получается, что «демоническая воля антикосмоса» реализуется, как воля соответствующего критерия ненравственного порядка, который максимизируется усилиями людей независимо от их кажущейся индивидуальной воли. Если нет нравственного критерия, то любая система, будь то человек или сообщество, скатится к любому другому критерию, который продиктует ей главный дух ненравственного поведения. Но любой критерий, кроме нравственного, является «демоническим», ибо он при своей максимизации отменяет нравственные ограничения.
Максимизация этого критерия-духа приведёт к положению системы, далёкому от нравственного идеала. Учитывая, что общение людей или сообществ происходит, прежде всего, в их оценочных полях, на основании их духовной (критериальной) составляющей, разница между их духовными вершинами начнёт в процессе их общения тоже максимизироваться, что совершенно естественным образом приведёт к максимизации вражды между ними как духовной основы их дальнейших отношений. В этом собственно и проявляется «демоническая воля антикосмоса».
Имитаторы духовностиНетворческие по большому счёту люди часто имитируют творческую и духовную деятельность, ощущая поддержку соответствующего главного критерия со своим духовным пространством, далёким от нравственного. На Востоке таких деятельных людей называют тёмными (В. Сидоров. Семь дней в Гималаях:
http://genmir.ru/prorok/2.htm ). Страсть игры в кубики, в трансформеры не даёт им покоя. Их «творчество» – это создание новых конструкций из готовых деталей, в числе которых могут находиться и великие идеи, и бездарные «кубики». Это своеобразная «куча мала», из которой человек, наделенный такими качествами имитации, строит свои «теории», «учения», «церкви».
Имитатор всегда имеет свою закрытую логику доказательств, в которой нет места тонким нравственным нюансам, являющимся основой переходов одного уровня духовной иерархии в другой вплоть до высшего уровня нравственной ответственности человека перед Богом. В такой иерархии не вытекает естественно жёсткая зависимость поступков человека от нравственной вершины позитивного плана. В ней вершиной может стать любая идея любого промежуточного уровня. В таком случае и всё духовное пространство поведения становится заданным таким промежуточным «главным критерием». А поскольку это при своей максимизации рано или поздно полностью отменит нравственность, то и проявится такое движение демоническим.
Ярким примером подобных случаев является жизнь людей и существование государств, исповедующих религию капитала. Её апологеты намерено отбрасывают высший критерий нравственности, заменяя нравственность лишь некоторыми ограничениями капиталистического критерия качествами «капитализма с человеческим лицом».
Тёмные любят свою логику и любят пользоваться ею к месту и не к месту. Их особенность – это страстное стремление быть лидерами любых сообществ. Если даже слегка выйти за пределы их логики в логику нравственного порядка, можно легко обнаружить в их рассуждениях неожиданные переходы от предварительных точных логических построений к выводам противоположного вида. В этом удивительном феномене заложен постоянно действующий Закон обратного зеркального отражения Природы (книга: Мирошниченко Г. «Критериальное сознание. Том 1. Изд-во ИАМ: – Тула. ISBN 978-5-7362-0156-3. С. 73, 77, 240:
http://genmir.ru/Books/ks1.htm).
Реализация подобных схем в жизни возможно лишь в том случае, когда люди оказываются убаюканными красноречием такого «лидера». Это своего рода коллективный гипноз, при котором критическая способность к восприятию смысла недостаточно определённой информации не просто снижена, а часто совсем нулевая. Доверие масс при этом может быть безграничным. Подобное происходит не так уж и редко. Это в течение нескольких десятков лет происходило с народом СССР перед развалом этого государства. Ложь на государственном уровне зашкалила, лишив большинство граждан реальной оценки происходящего. Масса народа была так вышколена с помощью коллективного гипноза, настолько чудовищно гипнабельна, что даже события 1991 – 1993 годов не вызвали сколько-нибудь реалистической оценки. Прогноз на основе этики и нравственности был полностью исключён, хотя он и является самым надёжным.
Оказывается, что система человечества часто оказывается почти полностью забитой информационным шумом, среди хаоса которого без специального перехода к генеральному критерию нравственного порядка принципиально невозможно выделить кластер полезных сигналов (Статья автора: «Отчего развалился СССР. Ложь как террор»:
http://opp.genmir.ru/28.htm ).
Сказанное относится и к любым человеческим сообществам, которые независимо от желания людей строятся на принципах системного плана, то есть на принципах кибернетики, среди которых первое место по праву занимают принципы целостности, устойчивости и жизнеспособности, полностью отражающие действие высшего критерия духа. Модальную сторону влияния последнего мы обсудили выше.
Резюме Итак, на вопрос: «Чем является прошлое и настоящее для будущего?» мы вынуждены ответить категорически: «В нашем прошлом и в нашем настоящем, то есть в нашей культуре, наше будущее спрятано совсем не причиной, а лишь исходными условиями». Зеркало нашего будущего скрыто в том Генеральном Критерии духовности человечества, который спущен нам из Духовного Мира Жизни.
Постоянное движение в акте максимизации критерия приводит каждую следующую ситуацию в противоречие с предыдущей. Поэтому люди по-настоящему нравственные и моральные всегда будут самыми неудобными для окружающих – они вечно мешают всем своими поисками и поправками, требованием улучшения.
«Демоническая воля антикосмоса» есть вполне конкретное, но слабо осознаваемое нами волевое и оценочное пространство, в котором духовность человека и сообщества и их поведение задаётся действиями главного критерия ненравственного порядка.