Эта тема, названная нами «Фортепиано: маска и душа», является продолжением
темы, связанной с открытием и знакомством с музыкальным и литературным творчеством В.П. Задерацкого. Начинается она записью нашей беседы с главным редактором журнала «PianoФорум», доктором искусствоведения, профессором В.В. Задерацким и его генеральным директором Мариной Брокановой.
Мы познакомилась с журналом в конце прошлого года и сразу стали его благодарными читателями.
Журнал уникален по своему объективному замыслу представлять и знакомить читателей с миром высокого пианистического искусства. На страницах журнала этот мир предстаёт как сложно организованная система образования и воспитания, знания и понимания, существования высоких требований к личной культуре исполнителей. Эта система, несомненно, тесно связанная с историей фортепианного факультета Московской Консерватории, всегда отличавшимся своими организационными особенностями и спецификой.
И поэтому журнал стремится публиковать записи уроков выдающихся фортепианных педагогов, затрагивая особенности русской школы пианизма, сочетая и обособляя стилистику современной игры на фортепиано, свойственную молодым исполнителям, – сегодняшним выпускникам Московской Консерватории, которые концертируют по всему миру.
Журнал представляет также и современные фестивали фортепианного искусства, публикует заметки о фортепиано как технически меняющемся музыкальном инструменте, рассказывает о сочинениях современных композиторов, написанных специально для фортепиано, информирует о международных и российских конкурсах пианистов, представляет фортепианные ансамбли, даёт слово наиболее авторитетным пианистам-педагогам, анализирует концерты, которые дают в России выдающиеся зарубежные исполнители.
Словом, жизнь журнала наполнена стремлением сохранить и как можно полнее представить тот круг проблем, успехов и перспектив, задач и возможностей, в который вступает каждый, кто решается связать свою творческую судьбу с исполнением фортепианной музыки.
Тем самым журнал выполняет одну из важнейших функций социализации чистого музыкального опыта, сохраняя и расширяя диапазон музыкальной социологии, которая занимается не только музыкой как таковой, но и людьми, посвятившими себя её исполнению и представлению на концертных площадках всего мира.
В этом смысле журнал принципиально сохраняет установку на охват информации о современной концертной деятельности в международном масштабе, оттеняя тем самым позиции русской школы пианизма и успехи её представителей, концертирующих в городах Европы и Америки, дающих мастер-классы в рамках музыкальных фестивалей и программ музыкального образования.
Мы попытались выстроить нашу беседу таким образом, чтобы подчеркнуть высокую планку информационной культуры, которую держит редакция журнала «PianoФорум» и его авторы.
Это, как представляется, расширяет интеллектуальный диапазон его содержания, а «исполнительское искусство» позволяет оценивать как понятие о воспитании навыков и требованиий, постепенно входящих в состав личной культуры человека. Овладение ими становится своеобразным предохранителем от сбоев в отношении человека к судьбе и творчеству, жизни и культуре. С нашей точки зрения, это делает журнал очень своевременным и актуальным изданием, выходящим далеко за рамки узкопрофессионального интереса.
В дальнейшем, с согласия редакции и соблюдая условия авторского права, мы предполагаем размещать отдельные материалы журнала «PianoФорум» в подразделе «Исполнительское искусство».