Сегодня мы размещаем на страницах «Воздушного Замка» две интереснейшие записи. Одна из них получила название «Золотое житьё» и относит нас в сентябрь 2012 года. Вторая запись, названная нами
«Фортепиано: маска и душа» была сделана в конце декабря 2012 года, в редакции журнала «PianoФорум».
Две эти записи связаны между собой и очень дороги для каждого из нас.
Для Евгения Морошкина они связаны с воспоминаниями его учёбы в Московской Консерватории: Всеволод Всеволодович Задерацкий был деканом теоретико-композиторского отделения Консерватории, который Женя заканчивал в конце 80-х годов.
Для меня обе эти записи представляют собой своеобразные вехи на путях моих трудных поисков философских определений тождества и различия музыки и слова. Эта тема лежит в русле размышлений «Розы Мира» о судьбах культуры и интеллигенции, об этических коррелятах их творческих поисков.
Противоречивое единство музыки и слова, несомненно, сознаётся как философами, так и музыковедами, как композиторами, так и исполнителями. Оно присутствует в поисках театральных режиссёров, ищущих новых ключей к слову классической литературы. Оно же находит себя в публикациях литературного творчества музыковедов, композиторов и исполнителей.
Оно еще не разгадано до конца, еще не обозначены социальные границы этой темы, значимые для самосохранения как европейской, так и российской культуры и их традиций. Вместе с тем, оставаясь ноуменом и не подчиняясь рассудку, оно обеспечивает культуру тем уникальным психологическим, информационным и диалогическим потенциалом, который сохраняет и транслирует её живую жизнь, придаёт её хрупким созданиям социальный статус, шлифует в обществе его культурную память и расширяет её пределы.
Публикуемые нами сегодня записи, – хотя и не прямо, а по касательной,– но сопричастны этой сложной, но чрезвычайно перспективной для разрешения множества проблем и трудностей взаимопонимания культур, темы.
Первая из них знакомит читателей и пользователей портала с литературным творчеством композитора Всеволода Петровича Задерацкого (1891-1953).
Всеволод Петрович Задерацкий – до сих пор малоизвестное имя в истории русской советской культуры. Малоизвестное имя и особая судьба, примыкающая по своей социальной событийности к творческой судьбе Даниила Андреева, но и во многом отличная от неё. Он был отмечен предназначением к музыке и гармонии, и в течение всей жизни сочинял музыку, угадывая в бушующих вокруг него социальных преобразованиях новые диссонансные звучания русской истории.
Однако, обращение к литературе и её слову для В.П. Задерацкого, который, по словам его сына, доктора искусствоведения В.В. Задерацкого, «был музыкантом-профессионалом в абсолютном значении этого слова – композитором, пианистом, дирижёром, педагогом, обслуживающим весь круг музыкально-исторических и теоретических дисциплин», – обращение к литературе, тем не менее, не было для него случайным.
Надо полагать, что вера в своё призвание, глубина профессиональных познаний, неиссякаемая творческая энергия и драматические перипетии личной судьбы создавали вокруг него то особое состояние неустойчивости, преодоление которого, – как это ни парадоксально, – позволяло ему сохранять свой жизненный и личностный этос. В этом отношении овладение всеми гранями профессии музыканта само узнавание слова делало заманчивой перспективой познания жизни и времени.
Поэтому выход в свет собранных воедино и опубликованных под названием «Золотое житьё» глав его неоконченного романа стало одним из знаковых событий сентября 2012 года, и его презентация в Архиповском музыкальном салоне, – а она состояла из чтения отдельных глав романа и исполнения музыкальных сочинений В.В. Задерацкого, – представила всю глубину его творческих поисков, оправдала векторные пересечения музыки и слова и доказала, что блестящая литературная форма сродни музыкальному произведению.
Прежде чем опубликовать запись презентации этого удивительного литературного произведения, основанного на личных воспоминаниях и принадлежащего перу композитора, скажу несколько слов не о мотивации, – о побудительной силе к его созданию.
Я глубоко убеждена, что личные воспоминания, попав в поле притяжения его творческого воображения в трагически неспокойный и переломный для хода войны 1942 год, стали для В.П. Задерацкого социально ощутимой границей жизни и смерти. И, вольно или невольно, но обрели форму романа с личными воспоминаниями перед лицом небытия. Острота памяти преодолевает страх: неслучайно одна из первых его глав так и названа «Жизнь начинается с воспоминаний».
Так, начатые им главы жизненных воспоминаний в рукописи остались главами его романа с творчеством и судьбой. Не будучи предназначенными к публикации, они невольно сохранили в себе глубинный личностный, открытый времени, живой образ своего автора, его мнения, его удивительные, разбросанные по тексту наблюдения памяти обо всем социальном составе рухнувшей в небытие Российской империи.
Однако их яркий и образный язык, музыкальная точность композиционного замысла, поразительный по своей социальной ёмкости диапазон характеров и событий превращал личные воспоминания автора в живые и разнообразные, сочные и внезапно целостные картины жизни предреволюционной России, еще ничего не знавшей о предстоящей ей исторической судьбе.
Поэтому, собранные воедино, и опубликованные как «главы романа», современному читателю они предстали уже как литературное произведение, характер и особенные достоинства которого прошли одно из самых главных испытаний, предназначенных произведениям искусства, – испытание временем.
А испытание временем обнажает главное. Не надо забывать, что время – умелый ткач смыслов и его испытания всегда являются мерой жизненной полноты литературных образов: так оно испытывает крепость нити, из которой соткан тонкий холст искусства слова. Тем более, когда литературное произведение подразумевает сложное, но отчётливо предполагаемое автором единство с гармонией музыкальной формы.
Поэтому, если задумываться о жанровых особенностях представленного ранним сентябрьским вечером 2012 года в Архиповском музыкальном салоне литературного произведения В.П. Задерацкого и проводить историко-музыкальные аналогии, то, – как мне представляется, – наиболее точной и определённой была бы аналогия с «Картинками с выставки» М.П. Мусоргского.
Представляем Вам запись этой презентации. Главы из романа «Золотое житьё» читают народный артист РФ С.К. Шакуров и народный артист СССР, профессор ВГИК В.С. Лановой.