Диалог культур
Гамелан – национальный оркестр народов Индонезии

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Гамелан – национальный оркестр народов Индонезии, как форма коллективного музицирования возник около трех тысяч лет назад, в классическом виде сложился в 14-15 веках. Основу гамелана составляют ударные инструменты, иногда добавляются флейты и щипковые. Звучание гамелана может сопровождать танцы и церемонии, обряды и представления национального кукольного театра.


Подробнее в двух статьях из Музыкальной энциклопедии:
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/3169
http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/1873
Несколько видеосюжетов можно найти здесь:
http://www.myspace.com/nagamas

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 20 Декабрь 2015, 11:29:50, Ярослав»

Европейские слушатели впервые познакомились с музыкой Юго-восточной Азии в 1889 году, когда на Всемирной выставке в Париже прошли выступления этнических музыкантов из Китая, танцевальных ансамблей с Явы и индонезийского гамелана. В истории отношений европейской художественной элиты с культурой Востока это было переломным моментом. До этого обращение к восточному материалу не выходило за рамки «ориентализма». Это значит, что художники могли восхищаться своеобразием и пышностью восточного искусства, обогащать собственный художественный язык отдельными ориентальными красками, но это ни в коем случае не разрушало их европоцентрического мышления и, в конечном счете, их высокомерного взгляда на «отставшие» культуры, для которых им виделся единственный путь: приобщаться к европейской цивилизации и входить в нее на правах ее провинциального варианта.

Постепенно отношение стало изменяться. Новаторски мыслящие художники увидели, что в некоторых направлениях Восток опередил художественные поиски Европы и может в чем-то стать для нее ориентиром. Сначала это касалось только выразительных средств, элементов языка различных искусств. Позднее открылись новые возможности жанров, разработанных во внеевропейских традициях, красота новых, более свободных и гибких художественных концепций. А потом дошла очередь и до почтительного отношения к восточным религиозным и философским системам.

Этот процесс постепенного отказа от европоцентризма занял почти всё 20 столетие. А одним из первых пунктов в этом процессе был прорыв восточной музыки в 1889 году.

Выступление гамелана произвело сильное впечатление на Клода Дебюсси, находившегося тогда в стадии поисков собственного художественного лица. Оформившийся к середине 90-х годов стиль Дебюсси не только дал начало французскому музыкальному импрессионизму, но и определил многое в музыкальном мышлении всего 20 века.

Воспоминание о гамелане чувствуются в ряде фортепианных произведений композитора – например, в пьесе «Пагоды» (из цикла «Эстампы», 1903). А также у его младшего современника Мориса Равеля – в одной из частей оркестровой сюиты «Матушка гусыня» (по мотивам французских сказок, 1908). И в том и в другом случае в музыке раскрывается условно-восточный, условно-китайский сюжет. На смену этническому своеобразию пришли изящество и легкость французского композиторского письма. Необычное ладовое мышление гамелана превратилось в обыкновенную пентатонику, но это компенсировано прозрачностью многослойной фортепианной фактуры у Дебюсси и несравненным оркестровым мастерством Равеля.

Таким образом, мы видим здесь образец переосмысления элементов внеевропейской музыки под пером французских композиторов, включение этих элементов в другую стилистическую систему. Здесь не то чтобы глубокое проникновение в другую культуру, а скорее ориентальная условность, но уже не на прежних эстетических основах, утвержденных 19 веком, а на принципах более свободных, раскованных, делающих наше восприятие более открытым и внимательным к широте мирового художественного опыта.


https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/indonezia/Pagody.mp3


https://rmvoz.ru/lib/fonoteka/etnic/indonezia/Ravel.mp3

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 11 Январь 2010, 22:08:23, Е. Морошкин»

Недавно я был на вечере индонезийской культуры в галерее «Беляево». В программе вечера, среди прочего, были два танцевальных номера под традиционную музыку гамелана. Здесь помимо ударных инструментов, на первый план выходят флейты разных регистров и своеобразное глиссандированное звучание струнных.


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2014/0124/1.MP3

Второй танец (балийский) исполнялся под авторскую композицию для гамелана. Здесь интересен способ приближения к европейскому музыкальному мышлению, что достигнуто не путем разрушения этнической звуковой ткани: она полностью сохранялась с ее тембровым и интонационным своебразием. А от европейской музыки пришла более рельефная композиция, заостренные контрасты между небольшими эпизодами. В противоположность равномерному течению времени (как в предыдущем примере), здесь была направленная драматургия классического типа, традиционные ритмические и интонационные формулы выявлены более четко, создавая подобие классического музыкального тематизма.

Таким образом было продемонстрировано, что композиторское творчество не обязательно европеизирует и разрушает традиционную музыкальную ткань, композитор может на ней основываться, внося авторские элементы в другие параметры музыки, что лежат в области ее развертывания во времени и более ясной артикуляции.


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2014/0124/2.MP3

На вечере было также выступлении Наталии Круминой, занимающейся изучением языка и литературы Индонезии. Она рассказала об участии в проводимой по инициативе МИД Индонезии международной культурной стажировке в стране. Это также, на мой взгляд, ценный опыт введения своей традиционной культуры в общемировой контекст. Помимо адаптации национальных явлений под нужды и вкусы мирового туризма (наверное, не обходится и без этого, как и в любой стране), здесь развивается практика знакомства приезжающих с аутентичной музыкой, танцами и ремеслами через практическое в них участие.


https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2014/0124/3.MP3


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика