Короля играет свита.
Сначала король создаёт свиту, потом становится её рабом и заложником её вкусов. А это одно из самых тяжких видов рабства для души человеческой.
Король вынужден служить свите, она это чувствует и тиранически показывает королю его подлинное место. Дух короля бунтует - и вдруг, указав на что-то новое, король говорит: "А мне понравилось!.." Он ждёт, как раньше, послушной поддержки своей свиты. Не тут-то было: свита уже почувствовала запах подлинной власти - власти над королём. И эту власть, как всякую власть, нужно постоянно доказывать.
Серость всегда чует неладное в любом новом и непривычном явлении. Свита становится стеной: "как такое могло понравиться?" И Король...
Король выкручивается, лебезит, мельтешит, заискивает перед свитой, ищет "козла отпущения"... - Только бы не я! - король впервые чувствует страх самому сделаться "козлом отпущения грехов своей же свиты".
Власть короля кончилась - началась власть ничтожества, которым король себя окружил, подбирая себе "удобную" свиту, собирая её из тех, на чьём сером фоне - он король!
Свита потом сполна отомстит королю за его былое неуважение к ней - и он станет такой же серостью, таким же ничтожеством, "как и мы все, даже хуже". Потеряв однажды уважение к людям, потеряет уважение к себе. И будет рабски доказывать свите свою преданность, подавляя внутри своего сердца все протесты совести. Из этой тюрьмы нет выхода. И в эту тюрьму попадёт любой король, кто нуждался в "серой и послушной свите". Тот, кто нуждался в "коллективной безопасности", сам попадает под её коллективную власть и будет однажды разорван этим "коллективным эго", как стаей, увидевшей, что вожак промахнулся.
Единственный вариант королю остаться свободным - никогда не создавать свиты, пресекать в зачатке любую "коллективную травлю" кого бы то ни было, не нуждаться ни в какой "группе поддержки", не поощрять в людях "стадных инстинктов". Быть свободным - значит отвечать только перед своей совестью за свои слова и поступки. Только перед совестью и ни перед кем другим. Не бывает "командного духа" - это не дух, но утрата духовной свободы совести и замена её "совестью коллективной". Коллективной совести не бывает. Коллективизм - "обезьяна соборности".
С серостью, ловящей на лету твои слова и желания, проще только в самом начале (это ловушка!), потом серость возьмёт тебя за горло "коллективной рукой" - и никуда не денешься, дашь надеть ошейник и водить тебя на поводке: от сих до сих. И этот ошейник будет делаться всё более строгим, а поводок становиться всё короче. А в итоге - свита тебя самого объявит виновным в своих же собственных грехах, как раньше она объявляла таким виновным того или иного изгоя.
Окружая себя серостью, неизбежно сам станешь изгоем, король. Станешь зеркалом этой серости, а серость больше всего на свете не любит узнавать своё подлинное лицо в чужом зеркале. Такое зеркало должно быть разбито: ему и серости нельзя жить в одном мире.