Теперь по теме.
каждому своё. Каждый мерит, как он верит.
Нет, дорогой Ярослав. Этот бухенвальдский лозунг ошибочен. Экономика вполне поддается конкретной числовой оценке. И вера здесь вторична.
Эта идиома была вывешена на воротах Бухенвальда, но отнюдь не изобретена там.
Оценка произошедших изменений в экономике и социальной жизни (в той же Прибалтике) у разных категорий населения разная. И обусловлена она, как правило, конкретными изменениями в социальном бытии и просто в быту у данной конкретной личности. Обогатившийся видит одну картину, обедневший - другую. И в этом смысле, действительно, "каждому своё". И эта идиома абсолютно точно отражает один из фундаментальных нравственных постулатов неолиберализма и даёт моральное право обогатившимся считать социальное неравенство справедливым результатом свободной конкуренции. Насколько это нравственно и насколько эта конкуренция свободна - вопрос отдельный.
Каждому своё - и есть тотальный пафос неолиберализма: мол, креативные люди, предприимчивые и свободные, справедливо занимают высшие ниши в социуме, а тупое быдло и вата - низшие. Да так ли это? На самом ли деле высшие ниши в социуме занимают именно творческие натуры, а не самые бессовестные, изворотливые, нахрапистые, хитрые, лживые и жадные? Этот вопрос исключительно субъективный, как все вопросы совести, и потому убедительный ответ на него может дать только Суд Времени и Высший Судия.
Экономический расизм неолиберализма ничем не отличается по нравственной сути от биологического расизма или нацизма, и лозунг "каждому своё" так же подходит этой идеологии и так же цинично и самодовольно позволяет её адептам презирать неполноценных.
Мало кто, вопреки своему личному социальному статусу, может абстрагироваться от него и исходить в своих оценках из действительно объективных данных. Пока я вижу, что все Ваши политические оценки, Яник, совершенно жёстко обусловлены догматикой неолиберализма и рыночного фундаментализма, чётко очерченным идейным катехизисом с очень ограниченным набором штампов-идеологем. Ни единого исключения и выхода за рамки этого катехизиса я за все годы общения с Вами не наблюдал. Ни разу. Ваша оценка любого события, любой политической или экономической картины, любого деятеля абсолютно предсказуема и может быть заранее угадана со стопроцентной точностью. Типичная оценка типичного идеологического клише.
Так что, именно -
это вопрос веры. Причём, это не просто вера, но
вера политическая, продиктованная тоталитарной идеологией, и она берёт верх и над нравственными, и над философскими, и даже над религиозными оценками (например, отношение к той или иной церкви и её деятелям целиком и полностью предопределено текущей политической конъюнктурой и требованиями идеологии).
Все т.н. "объективные данные", "числовые оценки" и проч. пропускаются через идеологический фильтр и выдаются выборочно согласно политической конъюнктуре. Никакой свободы мысли и совести тоталитарная идеология своим адептам не оставляет. Взамен же этим утратам даётся добровольным идейным рабам
сладкое чувство пребывания в истине вместе с передовой частью человечества. Это чувство сопричастности передовой элите, интеллектуальная гордыня (как правило, ничем не обоснованная, кроме материального достатка и затверженного раз и навсегда набора идеологических штампов) позволяет бесконечно самолюбоваться и самоутверждаться, презирать всех не прикоснувшихся к истине и за то справедливо влачащих жалкое существование тупого стада, лузеров и дураков. И вот за этот сладкий душевный морок человек отдаёт тоталитарной идеологии своё первородство и всю свою свободу.
Этот тот самый безысходный вид рабства, когда
раб уже считает себя свободным, а всех свободных - рабами. Собственно, по такому замкнутому кругу и ходят все диалоги с адептами тоталитарных идеологий: "дурак - сам дурак". Смысла ноль, самостоятельной мысли ноль, процесс ради процесса. Установка воли одна - без устали доказывать всем, что моя вера вернее, а все, кто хоть немного отклоняется от неё, пребывают во тьме и во лжи.
Процесс непрерывного самоутверждения за счёт неверных является целью, а темы, люди, события - поводом. Средства же хороши любые, лишь бы давали возможность длить сам процесс. Это в чистом виде душевная и умственная наркомания. Показательно ещё то, что
идеологический наркоман считает свободой сам наркотик. А не употребляющих его - соответственно "врагами свободы". И пока этот наркотик есть у наркомана, все доводы и все разговоры с ним проваливаются в пустоту. Начать сомневаться в своей химере идеологический раб может только в двух случаях: полном политическом и экономическом крахе химеры в действительности или в случае какой-то тяжелейшей жизненной катастрофы. А пока всё внешне благополучно - любому сомнению доступ в душу раба блокирован наглухо.