Удивительный Вы спорщик, Ярослав!
А Вы уверены, что я вообще с Вами спорю? (Я, например, не уверен.)
Я столько сообщений потратил на то, чтобы подвигнуть Вас на дифференциацию (различение) Вашего стиля мышления, но Вы так и не стали это делать
Я объяснил, почему. Что ж, повторюсь: мой стиль мышления - это и то, и то, и то. А не одно какое-то "то".
Теперь же, когда я едва-едва попытался ограничить процедуру различения, Вы тотчас встали на ее защиту…
В разных контекстах слово "различение" имело совершенно разный смысл, а Вы переносите его из одного контекста в другой и удивляетесь моей "странности", приписывая мне же "сальто-мортале". Перенос одного слова в другой контекст, с сохранением прежнего смысла, и есть полемическое сальто-мортале. Такие приёмы, конечно, могут привести к победе, только победа (достигнутая как цель) будет по сути равна использованным средствам.
Хорошо, давайте разбираться, тема философская.
Давайте. Но чтобы не терять не только нашего времени, но в первую очередь не покушаться на время читателя (который просто уйдёт), я сразу же, как и в диспуте с Геннадием Мирошниченко, признаю своё полное и безоговорочное поражение в споре (если Вы мои тексты воспринимаете как спор с Вами лично) и прошу больше не рассматривать в таком ракурсе наш обмен мнениями.
Никакую "свою картину мира" или "систему взглядов" я ни продавливать, как единственную, универсальную и общеобязательную, ни "навязывать" (упрёк в соседней ветке) не собираюсь и не собирался (да у меня и нет такой "системы"). Я могу лишь делиться своей точкой зрения (отдавая себе полный отчёт в её относительности и не универсальности) и выслушивать точки зрения других. Задавать вопросы, отвечать на вопросы, по ходу диспутов узнавая что-то для себя новое, удивляясь этому новому и меняя благодаря ему (расширяя и дополняя) свою "картину мира".
Вопрос снова и снова стучится с настоятельной силой: откуда идея С?
А откуда берётся любовь? Например, любовь-эрос (избирательная форма любви). А откуда берётся замысел эпоса? мифа? трансмифа? культуры? метакультуры? религии? церкви?
Идея С не может быть ансамблем, иначе бы состояла из разных идей, и тогда для них тоже должна быть более высшая идея С1, и вопрос бы ушел в дурную бесконечность.
Отнюдь. Ансамбль (допустим, симфонический оркестр) состоит из разных музыкантов и музыкальных инструментов, но способен создать синтез - исполнить симфонию, которую не может исполнить каждый из инструментов и исполнителей в своей отдельности. И вовсе не нужен для этого отдельный музыкальный инструмент "ансамбль". Но нужны: а) идея ансамбля; б) желание его объектов сыграть в ансамбле; в) замысел композитора, который этот ансамбль несёт миру; г) дирижёр, которому согласны подчиняться составляющие ансамбля (не теряя своего лица и своих инструментов при этом).
Если всё-таки не видеть в различии взглядов друг друга препятствия для синтеза, а видеть его, синтеза, побудительное условие, то я рискну (рискну, потому что не первый раз натыкаюсь на не совсем адекватную реакцию со стороны "оппонента": на переход к таким обвинениям как "ненависть" и так далее - по отношению к своему vis-a-vis). Я рискну сказать опять о различии в наших подходах (главном, как мне видится, камне преткновения, что с Вами, что с Геннадием Мирошниченко):
1. Для Вас "метафизика" (кстати, Вы так и не привели пример "метафизического языка" и не дали исчерпывающего определения "метафизики", которое могло бы удовлетворить и науку, и религию (все), и искусство) - это то поле (система), где могут синтезироваться наука, религия, искусство, философия и т.д.
Для других участников - другая система ("критериальное сознание", например), но тоже универсальная, общеобязательная и единая для всех.
Последние века такой объединяющей системой себя считала наука. В средние века - религия (церковь). В социуме на эту роль претендует государство.
2. Мой же подход (он очень близок, если говорить о науке, подходу Козырева и его школы) отличается тем, что такой единой системы нет и быть не может в мире относительном. В нашем мире любая система - это частная относительна истина (одна из проекций Истины).
В полном объёме ни одна система не может вместить в себя Истину, стать всеобщим синтезом. Ни религия, ни наука, ни философия, ни метафизика, ни искусство (но оно и не претендует на систему) не могут дать нам такой "синтетической системы".
Но возможно другое.
Создать "поле для диалога" различных систем (этим и занимался Козырев и его последователи), язык, на котором эти системы смогут понимать друг друга.
И этому языку прежде всего надо учиться у мифологии (если брать религиозные системы - то языку межрелигиозного общения надо учиться у индуизма).
Метафизика - лишь один из путей познания, но не единственный и не универсальный.
К слову, "метафизический трактат" ("метафилософия истории") - подзаголовки к "Розе Мира" Даниила Андреева - это что?
Мне ближе из всех языков философии афористический, антиномический, совершенно не систематический язык Бердяева (отчасти - стилистически, но не по смыслу - язык Розанова и Померанца).
Мне кажется, что Истина и может быть выражена в нашем мире прежде всего как антиномия, но не как система. (Хотя и системы всяческие я люблю, но лишь - как частные и относительные, а не универсальные: от универсальных мне быстро становится нечем дышать и незачем жить.)
Я никому не хочу навязывать такой подход. Допуская (и надо быть или тупым, или сумасшедшим, чтобы не допускать), что многим и многим систематическое мировоззрение ближе и понятней.
И главный критерий (тут я полностью согласен с Геннадием Мирошниченко) - критерий этический.
Главная претензия к научному мировоззрению у меня - это его внеэтичность и как следствие абсолютно безнравственное, утилитарное, эгоцентрическое отношение к Природе.
За Канта спасибо. Прочитал с интересом. Вступать в дискурс по Канту не буду (не хочу, как Преображенский... или как Шариков - тут уж оставляю выбор персонажа, подходящего мне, за Вами).