Здравствуйте, уважаемые администраторы и пользователи портала Воздушный замок! Представляю на обсуждение автореферат своей диссертации. Ваше мнение будет важным!
Работа выполнена на кафедре «Философия и методология науки» Философского факультета Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека
доктор философских наук, профессор
_________________________________
_________________________________
Защита состоится ____________ на заседании Объединённого Специализированного Совета Д. 067.02.01 по защите диссертаций на соискание учёной степени доктора (кандидата) философских наук при Национальном Университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека и института Философии и права имени И.Муминова Академии наук Республики Узбекистан. Адрес: город Ташкент, 100174, ВУЗ-городок, НУУз, Философский факультет, аудитория 215
Актуальность темы исследования. Широкомасштабная деятельность человека в XIX – XX веках привела к одному из самых глубоких кризисов в истории – экологическому. В XXI веке мы только начинаем по-настоящему осознавать всю полноту этого кризиса, и пытаемся замедлить его ход.
Представители одного из влиятельных направлений в области социально-экологической деятельности – инвайронментализма (от англ. environment – окружающая среда) уже на протяжении века пытаются сформировать теоретические основы планетарного экологического сознания с целью предотвращения экологической катастрофы.
Президент нашей страны Ислам Абдуганиевич Каримов отмечал: «Рассматривая потенциальные угрозы национальной безопасности, особое внимание необходимо обратить на проблему экологической безопасности и охраны окружающей среды. Надо открыто признать – на протяжении многих лет в условиях старой командно-административной системы этой проблемой серьёзно не занимались. По существу она была предметом исследований отдельных ученых-энтузиастов, “криком души” людей неравнодушных, остро переживающих за будущее своей страны, за сохранность её природных богатств» . Основные концепции инвайронментализма, их ценностные ориентации, теоретический и методологический аппарат изучения основ подлинного экологического сознания могут сыграть весомую роль в полномасштабном формировании экологической активности и ответственности и экологического сознания в целом в Республике Узбекистан.
Зародившись в США в конце XIX века, инвайронментализм распространился в основном в западных странах и только в конце 80-х – начале 90-х годов ХХ века его идеи дошли и до стран постсоветского пространства.
В Узбекистане проблемы экологического характера имеют сегодня первостепенное значение, а их решение и замедление кризиса, связанного с водными ресурсами предполагает дальнейшее благополучное развитие нашей страны. Особенно остро результаты этих проблем сказываются в центральноазиатском регионе Аральской экокатастрофы. По этому поводу Президент Республики Узбекистан отмечал: «Сегодня совершенно очевидно, что в Приаралье возник сложный комплекс эколого-климатических, социально-экономических и демографических проблем, имеющих глобальный, я бы сказал, планетарный масштаб» . Это означает, что нельзя говорить об экологических проблемах отдельно от всех других. Эти проблемы комплексные.
В существующих условиях решение экологических проблем связано не только с материальной базой. Также оно связано и с реформированием старого экологического мышления, ограничивающегося простой констатацией фактов, трансформацией его в «Новую инвайронментальную парадигму» с характерным для неё экологическим сознанием.
Проблемы экологии и охраны окружающей среды были одними из центральных в докладах участников Саммита ООН «Цели развития тысячелетия». И.А.Каримов, принявший участие в Пленарном заседании Саммита ООН отметил: «Огромное значение для достижения целей, поставленных Декларацией тысячелетия, особенно в условиях современных аномальных природных изменений, приобретает защита экологии и сохранение окружающей среды» . Возвращаясь к проблеме Арала Президент Республики Узбекистан ещё раз высказал свою мысль: «Наглядным примером – свидетельством нашего безответственного отношения к проблемам экологии – является трагедия Арала, который практически в период жизни только одного поколения превратился из когда-то одного из уникальных красивейших морей в высыхающий и исчезающий водоём» . Подводя итог части выступления, касающегося экологических проблем нашего региона, Ислам Абдуганиевич Каримов отметил: «Проблемы высыхающего Арала – это проблемы миллионов людей, проживающих в этом регионе, которые с надеждой о помощи обращаются в адрес такой авторитетной организации, как ООН» .
Решение вопроса об отношениях в системе «Человек – Природа – Общество», причём кардинальное, где интересы окружающей среды встанут на один уровень с интересами человека и общества, будет способствовать разумному диалогу человека и общества с природой.
В данном контексте обусловливается радикальный переход к новой парадигме, который неминуемо должен произойти, если человечество желает сохранить генофонд планеты и, в частности, свой генофонд.
Итак, актуальность темы исследования сводится к следующему.
Во-первых, кризис старой «Парадигмы человеческой исключительности» очевиден и требует немедленной метаморфозы. Столетиями человечество, не задумываясь, брало у природы всё, что было необходимо, ничего не отдавая взамен. Сегодня отношение человека к окружающей среде заставляет пересмотреть положение дел. Именно инвайронментализму принадлежит достаточно радикальный взгляд на существующие проблемы во взаимоотношениях между человеком и средой.
Во-вторых, для становления «Новой инвайронментальной парадигмы» требуется формирование подлинно экологического сознания и мышления и в этом направлении инвайронменталистские концепции могут сыграть значительную роль. В инвайронментализме большое значение имеют категории «экологическая активность», «экологическая ответственность», «экологическая ментальность» и др.
В-третьих, идеи инвайронментализма в нашей стране изучены не достаточно глубоко, что не позволяет в полной мере объединить усилия учёных и философов в сфере экологии для решения накопившихся проблем. Это связано с тем, что концепции и течения в инвайронментализме во времена Советского Союза считались «буржуазными», «пессимистическими» и «абсолютно чуждыми для советского образа мышления». На самом же деле, представители инвайронменталистских направлений ещё в 60-70 гг. ХХ столетия пропагандировали ценности «Новой парадигмы».
В-четвёртых, в соединении с ценностями нашего народа, имеющимся богатым наследием родного края, национальным экологическим сознанием и мышлением инвайронментальные ценности получат совершенно новое толкование и будут рассматриваться под иным гуманно-натуралистическим углом зрения.
В-пятых, в центральноазиатском регионе экологические проблемы являются одними из особо важных и занимающих ведущее место в стратегии будущего всех стран, и, что для нас наиболее важно, Узбекистана. Инвайронментализм может выступить своего рода идеологией, позволяющей до конца сформировать, углубить и укрепить экологическую политику стран нашего региона.
В-шестых, инвайронментализм рассматривает не только влияние человека на окружающую среду, но также и обратное воздействие окружающей среды на человека. Этот факт является очень интересным, так как обратное влияние часто интерпретируется только с позиций медицинской науки и физиологии. Важно отметить, что инвайронментализм не рассматривает человека как часть природы, а как часть, выделившуюся из природы и оказывающую, а также претерпевающую влияние со стороны окружающей среды. В данном контексте для соблюдения баланса между человеческой деятельностью и окружающей природной средой актуализируется привлечение негосударственных некоммерческих организаций. В этой связи И.А.Каримов отмечал: «Актуальное значение приобретает разработка пакета актов законодательства, создающих правовую основу участия ННО в решении важнейших государственных программ в сфере здравоохранения, охраны окружающей среды, обеспечения занятости, особенно среди молодежи, социальной поддержки уязвимых слоев населения и других проблем, имеющих большую социальную значимость. В частности, назрела необходимость в разработке проекта Закона «Об экологическом контроле», направленного на определение роли и места ННО в системе обеспечения охраны окружающей среды, ряда других актов законодательства» .
Степень изученности проблемы. Основное развитие теории инвайронментализма получили в США в XIX веке. Однако необходимо отметить, что идеи, связанные с взаимоотношениями человека и окружающей среды упоминаются ещё в древних источниках. Так, например, в священной книге религиозно-философского учения зороастризма – Авесте всё, что окружает человека – священно, а любое проявление жизни обладает высшей ценностью. Основателя мировой религии Буддизма – Сиддхартху Гаутаму Будду можно считать не только одним из основоположников экологической этики, но и природоохранной эстетики. Так, Будда учил ценить красоту дикой природы саму по себе, без всяких дополнительных чувственных ассоциаций . Китайский мудрец Конфуций в своих размышлениях, собранных его учениками, «Лунь Юй» («Беседы и суждения»), призывал бережно относиться к природе и к живым существам. Основатель мировой религии Ислама – Мухаммед учил, что охрана природы должна осуществляться альтруистически, а не только для того, чтобы люди могли максимально пользоваться её ресурсами . Мухаммед призывал заботиться не только о животных и растениях, но и о горах, как божьих созданиях. Мухаммед учил, что всё, созданное Аллахом – свято – «Вся эта земля – мечеть» . Нельзя проклинать природу (из-за стихийных бедствий). Мухаммед учил: «Не ругайте природу, потому что она подчиняется господу богу» , а также: «Не загрязняйте стоячих вод и водоёмов» . Экологическая этика, проповедуемая Мухаммедом, не ограничивается лишь физической защитой, она запрещает даже словами оскорблять животных.
История развития социально-экологической идеи США во многом связана с европейскими традициями социал-дарвинизма, географической школы, эволюционизма, натурализма в целом. По мнению автора, адаптация этих идей в американской социально-философской и социологической теории проходила под влиянием Г.Спенсера, Э.Дюркгейма, Г.Зиммеля, Ф.Тённиса и других европейских философов и социологов.
Среди основных направлений в инвайронментализме выделяют, как правило, консервационизм, охранительное движение и экологизм. Консервационистская концепция инвайронментализма была развита в трудах Б.Фернау и Дж.Пиншо , Дж.Пауэлла. Они были представителями так называемого утилитаристского крыла инвайронментализма.
В противоположность консервационистскому утилитаризму («техноцентризму»), охранительное движение («биоцентризм») выступало за сохранение нетронутой дикой природы, которая обладает ценностью независимо от перспектив её продуктивного использования. Биоцентризм был развит в работах представителей экологической организации «Сьерра Клаб» . Видными представителями охранительного движения считаются Дж.Мьюир, Кэтлин, Лоу Олмстед, Элиот и другие . Они основывались на романтических представлениях о природе новоанглийского трансцендентализма Р.У. Эмерсона и Г. Торо .
Представители экологизма, наиболее близкие к академическим кругам, на взгляд автора, строят иную, научную модель взаимодействия общества и природной среды, основанную на объективных (естественнонаучных) закономерностях. Идеи экологизма нашли своё отражение в работах таких учёных, как Дж.П.Марш, Э.Ист, Э.Росс, Ф. Клементс, А.Леопольд, Р.Парк, Л.Вирт, Э.Бёрджесс, Р.Маккензи, О.Данкан, Л.Ф.Шноре, А.Хоули, У.Кэттон, Р.Данлэп и др.
В западно- и восточно-европейской социально-экологической мысли идеи инвайронментализма были развиты в работах М.Жолливе, Ж.-Ф.Барде, А.Паве, Дж.Шелла, А.Маркандиа , Н.Постмана, В.Хёсле, Р.Пелке, К.Эрмера, П.Бонда, Н.Брауна, Э.Ласло, Д.Ж.Марковича, М.Кастельса и других
В последние годы существования СССР история и идеи инвайронментализма были раскрыты в трудах таких исследователей как О.Н.Яницкий, Л.П.Астантин, К.Н.Благосклонов, С.П.Баньковская, Н.Н.Моисеев, Н.Ф.Реймерс .
На постсоветском пространстве идеи инвайронментализма и близкие к ним являются центральными у таких авторов, как Н.М.Солодухо, А.Н.Чумаков, И.В.Катерный, Э.Б.Алаев, И.Г.Несын, Г.Н.Алмаев, Н.Пилипчук, А.Каптерев, И.П.Кулясов, Е.О.Новожилова и др. В работах этих исследователей основополагающим мотивом является рассмотрение истоков развития инвайронментализма, характеристика основных концепций инвайронментализма и теоретическое обоснование и рациональная критика их отдельных моментов, влияние развития инвайронментальных идей на формирование гражданского общества и др.
В Узбекистане характеристика и некоторые идеи инвайронментализма нашли отражение в работах З.Абдуллаева, Б.Б.Алихонова, Э.С.Хашимовой, Ю.Шадиметова, С.Мамашакирова, Н.А.Шермухамедовой, С.Сангинова, В.О.Левинской, Н.Хакимова, М.Н.Абдуллаевой, А.К.Бердимуратовой, Г.Х.Расулевой, Т.Куйлиева, М.И.Гуламова, Р.У.Рахимбекова, А.Эргашева, Т.Эргашова, Э.М.Иззетовой, З.М.Мухамедовой, Ш.Л.Махмудовой, М.М.Баходирова, Э.М.Усманова, и др. Так, З.Абдуллаев, Б.Б.Алихонов, И.С.Хашимова и Г.Х.Расулева анализируют понятие экологического сознания и роль экологических проблем в процессе модернизации, С.Мамашакиров проводит анализ понятий «экологическая активность» и «экологическая ответственность», Н.А.Шермухамедова рассматривает закономерности формирования экологического мышления, С.Сангинов выявляет важную роль ННО в реализации экологической деятельности, В.О.Левинская свои исследования посвящает главным аспектам формирования экологического сознания и экологической культуры в гражданском обществе, Н.Хакимов в своих работах непосредственно рассматривает конкретные проявления негативного влияния человека на окружающую среду, М.Н.Абдуллаева большое внимание уделяет теоретическим аспектам углублённого реформирования и модернизации взглядов на человеко-средовые отношения, А.Бердимуратова является одним из крупных специалистов в области изучения экологической катастрофы Аральского моря и Приаралья и поэтому её работы посвящены данной проблематике, Т.Куйлиев анализирует способы формирования экологической культуры, Э.М.Иззетова, З.М.Мухамедова, Ш.Л.Махмудова рассматривают развитие социальной экологии в Узбекистане, а Э.М.Усманов свои исследования посвящает рассмотрению функционирования экологической политики и т.д. Кроме того, отечественными учёными социологами и психологами, – О.Ата-Мирзаевым, Н.Умаровым, М.Ганиевой и М.Карамян, – впервые было проведено социологическое исследование, рассматривающее отношение узбекистанцев к окружающей их природной среде .
Связь диссертации с тематическими планами НИР. Тема диссертации входит в рамки научно-исследовательских работ кафедры «Философия и методология науки» Философского факультета НУУз имени Мирзо Улугбека. Тема также связана с содержанием фундаментального гранта ОТ-Ф8-251 «Роль современной эпистемологии в развитии методологии науки» 2007-2011 годов.
Цель исследования. Отразить характерные черты формирования инвайронментализма и его основных концепций и направлений, выявить ценностные ориентации инвайронментализма и обосновать его теоретическое и практическое значение в формировании экологического сознания.
Задачи исследования. К задачам исследования относятся:
- выявить исторические предпосылки возникновения и формирования инвайронментализма как возможной новой социально-экологической парадигмы;
- анализировать основные направления в инвайронментализме и указать их важность в формировании экологического сознания;
- раскрыть сущность альтернативных теорий современного инвайронментализма и критически осмыслить моменты абсолютизации природы, присущие некоторым течениям инвайронментализма (например, экологизму);
- выявить и анализировать теоретические и практические основы инвайронментализма как социо-культурного феномена на постсоветском пространстве и охарактеризовать инвайронментальную ситуацию до и после распада СССР;
- изучить особенности формирования пространственно-временных характеристик в инвайронментализме и обосновать синхронность появления инвайронментализма и начала проявления результатов нерациональной деятельности человека, вылившейся в последствии в экологический кризис;
- показать основные ценностные ориентации инвайронментализма с целью пропаганды этих ценностей и закрепления их в сознании людей, особенно молодёжи, что в дальнейшем будет способствовать укреплению экологического сознания и мышления;
- рассмотреть процесс формирования и углубления экологического сознания в триаде «Человек – Природа – Общество» и раскрыть взаимовлияние этих трёх систем, так как именно в результате действия тройственной и обратной связей этот процесс будет наиболее эффективным;
- обосновать образовательное, воспитательное и практическое значение инвайронментализма, показать, что именно радикальный пересмотр человеко-средовых отношений с инвайронментальных позиций позволит по-новому взглянуть на процессы экологического воспитания и экологического образования;
- раскрыть роль ивайронментализма как одного из регламентирующих факторов экологической деятельности человека, выявить некоторые особенности инвайронменталистских концепций, имеющих общие черты с идеологией.
Объект исследования. Объектом исследования выступают взаимоотношения в триаде «Человек – Природа – Общество».
Предмет исследования. Предметом исследования служат человеко-средовые отношения на основе ценностных ориентаций «Новой инвайронментальной парадигмы».
Методы исследования. Методологической основой диссертационного исследования являются методы аналитической обработки информации, методы исторического и логического анализа, системный подход, феноменологический, герменевтический методы и другие.
Гипотеза исследования. Основу гипотезы исследования составили предположения о том, что углублённое формирование экологического сознания в условиях «Новой инвайронментальной парадигмы» будет проходить более эффективно, чем в условиях прежних Парадигм «человеческой исключительности» и «человеческой освобождённости», если:
1) будет понята и раскрыта истинная сущность инвайронменталистских теорий и концепций;
2) в выявлении факторов и условий развития инвайронментализма основным будет являться зарождающееся отношение человека к окружающей среде как к одной из важнейших ценностей;
3) инвайронментализм и альтернативные теории экологической модернизации будут рассматриваться как социокультурные явления, имеющие свои ценностные ориентации и пространственно-временные характеристики;
4) в логике реализации принципов связи инвайронментализма с практической деятельностью в процессе повышения экологического воспитания и образования идти от осознания человеком необходимости повышения собственной экологической активности и ответственности через теоретическое и практическое обучение к осознанию приобретённых знаний, использованию полученной информации для регулирования человеко-средовых отношений, начиная с индивидуально-личностного уровня.
Основные положения, выносимые на защиту. 1. Становление инвайронментализма со всеми его этапами и формами является объективным процессом и при должном внимании и критике к нему можно обогатить взаимоотношения между человеком и окружающей средой в условиях глобализирующегося мира, в частности, в условиях Республики Узбекистан.
2. Изучение альтернативных инвайронментализму концепций может внести значительный вклад в формирование экологического сознания.
3. Культура инвайронментализма на постсоветском пространстве имела место быть, однако теоретическое обоснование она получает только с начала 90-х гг. ХХ в.
4. Пространственно-временные характеристики инвайронментализма имеют свои уникальные особенности формирования и распространения.
5. Ценностные ориентации инвайронментализма служат основой формирования так называемой «Новой инвайронментальной парадигмы» не только в научном сообществе, но и в обществе в целом.
6. Практическое применение идей инвайронментализма играет важную роль в формировании экологического сознания и экологической деятельности в рамках триады «Человек – Природа – Общество».
7. С учётом критики и выборности отдельные моменты основных концепций инвайронментализма имеют образовательное, воспитательное и практическое значение.
8. Инвайронментализм в целом (вместе с инвайронменталистскими концепциями) является регламентирующим фактором экологической деятельности человека.
Научная новизна.1. Раскрыты сущность и содержание понятия инвайронментализма, основных его концепций, а также выявляется наиболее полно раскрывающее значение этого направления терминология.
2. Исследованы основные современные концепции и направления инвайронментализма.
3. Выявлены социально-философские и социально-экологические ценностные ориентации инвайронментализма и их влияние на формирование экологического сознания в современных условиях.
4. Проведена экстраполяция основных идей инвайронментализма применительно к условиям Республики Узбекистан.
5. Рассмотрены и обоснованы альтернативные концепции инвайронментализма, что может выступать критическим анализом самих инвайронменталистских течений. Критикуются некоторые абсолютные утверждения инвайронменталистов по поводу примата окружающей среды над человеком.
6. Описаны особенности формирования пространственно-временных характеристик инвайронментализма в ракурсе медиафилософии.
7. Указаны практические методы и способы улучшения экологической ситуации с учётом применения основных выводов и идей инвайронментализма.
Научная и практическая значимость результатов исследования. Результаты исследования реализованы в разработке теоретических курсов по социально-философским проблемам окружающей среды, средологии, энвиронике для учащихся средних специальных учебных заведений, а также для студентов бакалавриата и магистратуры всех специальностей. В частности, разработан спецкурс «Социально-философские проблемы науки об окружающей среде» для учащихся средних специальных и студентов высших учебных заведений. Также выводы диссертации реализованы на практике. В частности, внесены практические предложения по разработке новых методик формирования экологического сознания и мышления, предложены новые методы утилизации ТБО, а также методы регулирования водопользования с учётом рационального потребления.
Реализация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования использованы в преподавании одного из разделов темы «Философия глобальных проблем современности» - «Истоки и ценностные ориентации инвайронментализма» в рамках дисциплины «Основы философии», преподаваемой для студентов 2 курсов нефилософских специальностей в Ташкентском архитектурно-строительном институте, а также одного из разделов темы «Философия глобальных проблем. Глобалистика как феномен» в курсе «Философия», преподаваемого для студентов 2 курсов нефилософских специальностей, а также 1, 3 и 4 курсов специальности «Философия» в Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека.
Апробация исследования. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры «Философия и методология науки» Философского факультета Национального университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека (Протокол №8 от 31 марта 2010 года), на научно-теоретическом семинаре по защите диссертаций на получение учёной степени доктора (кандидата) философских наук Объединённого Специализированного Совета Д. 067.02.01 при Национальном университете Узбекистана имени Мирзо Улугбека и Институте философии и права имени И.Муминова Академии наук Республики Узбекистан (Протокол №3 от 13 июня 2011 года).
Также результаты диссертации были апробированы на семинарах и на встречах «за круглым столом» в 2009-2010 гг., проводимых под эгидой Экофорума ННО Узбекистана.
Опубликованность результатов исследования. По теме диссертации всего опубликовано 52 работы. Из них: 6 журнальных статей (4 – в журналах, рекомендованных ВАК и 2 – в научно-популярном журнале), 26 статей и 20 тезисов вузовских, республиканских и международных конгрессов, симпозиумов, конференций, семинаров и круглых столов.
Структура и объём диссертации. Диссертация состоит из введения, основной части, включающей три главы, каждая из которых содержит три параграфа, заключения и библиографии. Объём диссертации на данный момент составляет 174 страницы.
Автор выражает глубокую благодарность и признательность доктору философских наук, профессору Шермухамедовой Нигине Арслановне за оказанную помощь при работе над диссертацией.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Первая глава «Исторические предпосылки возникновения инвайронментализма» посвящена характеристике субъектно-объектных условий формирования инвайронментализма, развитию теорий инвайронментализма в кон. XIX – нач. ХХI вв.; анализу основных направлений инвайронментализма и их особенностей.
В первом параграфе данной главы «Ретроспективные основы формирования инвайронментализма и этапы его развития» автором даётся развёрнутая характеристика экологической ситуации, сложившейся на рубеже веков. По мнению автора, к концу ХХ – началу XXI века экологический кризис, происходящий на нашей планете, стал важнейшим пунктом развития экономики и политики развитых и развивающихся стран. Нерешённость данной проблематики не позволит развиваться человечеству в русле прогресса. В этих условиях значительное влияние на развитие подлинного экологического сознания должны оказать концепции инвайронментализма.
Инвайронментализм (от англ.
environment – окружающая среда) – общее название концепций социальной экологии; теории, изучающие закономерности и формы взаимодействия общества со средой обитания, многообразие связей социальных изменений с изменениями в жизнеобеспечивающих материальных предпосылках социальных процессов.
Инвайронментализм в целом, представляет собой, прежде всего, общетеоретическую и мировоззренческую ориентацию, в центре внимания которой стоит взаимодействие социума со средой обитания, проявляющуюся в различных сферах теоретизирования и практики.
Наиболее полное концептуальное развитие, по мнению диссертанта, идеи инвайронментализма получили в американской социально-философской и социологической мысли. Социально-экологические концепции во многом связаны с социал-дарвинизмом, эволюционизмом, инструментализмом, натурализмом. В условиях перехода от экстенсивного к интенсивному природопользованию в середине XIX в. сформировались четыре основных социально-реформистские ориентации в решении проблемы взаимодействия общества и природной среды: консервационизм, охранительная концепция, экологизм и экономизм. Даётся анализ данных ориентаций, причём анализ критический, так, например, выявляются достоинства и недостатки каждой из этих концепций, а также анализируется вклад представителей этих концепций в инвайронментальное движение в целом.
Также автор полагает, что в последние десятилетия ХХ в. и в первое десятилетие XXI в. инвайронментализм перерастает узкие научные и национальные рамки, становится обоснованием глобальной переоценки ценностей, формирования нового мировоззрения, новых целей и приоритетов научного творчества, новым типом рациональности. Это заключается в том, по мнению автора, что «Новая инвайронментальная парадигма» в науке, в частности, в социологии (У.Кэттон, Р.Данлэп и др.) отрицает так называемый социологический «герметизм», антропоцентризм в изучении общества, необходимость «экспоненциального экономического роста» и возможность непрерывного социального и культурного развития.
Диссертант делает вывод, что социально-экологическая концепция инвайронментализма базировалась на том, что общество это сложная система, организм, глубоко биологический феномен, следовательно, оно обладает, помимо социокультурного уровня, биотическим свойством, лежащим в основе всего социального развития и, в конечном счете, определяющим социальную организацию общества.
Итак, социокультурная среда является определяющим контекстом человеческой деятельности, а биофизическая среда, в основном, безотносительна к ней. Поскольку культура обладает свойством кумулятивности, технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно, и все социальные проблемы, так или иначе, принципиально разрешимы. Пытаясь соединить разнородные теории в некое целое, инвайронменталисты выделяют некоторые общие их характеристики: антропоцентризм, социальный оптимизм, антиэкологизм, преодолеть которые стремилось инвайронментальное (экологическое) движение.
Во втором параграфе первой главы «Основные направления инвайронментализма и их особенности» диссертант пытается проанализировать основные направления в инвайронментализме, а также описать их характерные черты.
Наиболее близкими теориями, схожими с инвайронментализмом нам представляются теории экологической модернизации (ТЭМ), которые анализируются автором в данном параграфе. ТЭМ – это социально-экономические теории в рамках институционализма, которые развивались еще с конца XIX в., а в 40-60-е годы XX в. переросли в неоинституциональные теории или теории модернизации. Это многоплановые теории, относящиеся как к социологии, так и к экономической теории роста. В этих теориях анализировалось социально-экономическое развитие в целом, выяснялись причины динамических изменений в развитии экономики, раскрывались закономерности развития общества. В институциональных теориях применялись такие методы исследования, как анализ конъюнктурных циклов в экономике и рассмотрение длинных волн коллективных действий. С помощью этих методов исследователи данного направления старались дать прогноз развития общества и проследить закономерности экономического роста.
Анализируется ряд теорий, связанных с изучением развития всех сфер общества. К таким теориям относятся: теория институционализма (Т.Б.Веблен, У.Митчелл и Дж.Коммонс), теория экономической динамики (И.Шумпетер), эволюционный подход к экономическому росту (Н.Кларк и К.Юм), теория неоинституционализма (Р.Коуз, Р.Познер, С.Пейович, Дж.Стиглиц, Й.Майкнил), а также теории постиндустриализма и теории модернизации. Основной акцент автор делает именно на анализе последних двух теорий.
Экологическая проблематика появляется именно в постиндустриальной теории американского ученого У.Хармена и его группы. Центр Хармена указал на возникновение колоссального спектра макропроблем. Одной из важнейших У.Хармен, и в этом мы с ним полностью согласны, назвал проблему экосистемы – перенаселение, истощение ресурсов, загрязнение. В число макропроблем вошли безработица, борьба внутри стран и между странами за обладание ресурсами и возникновение опасной для человека техники массового уничтожения, возможность злоупотребления генетической инженерией. Центр Хармена делает вывод, что ожидается переход от индустриального к постиндустриальному обществу, при этом мнение, что технологическое или правительственное вмешательство будет способно смягчить мировые макропроблемы, более не заслуживают доверия. Диссертантом подтверждается вывод о том, что переход этот будет зависеть от базисных изменений существующей промышленной системы.
Все перечисленные теории придавали решающее значение развитию техники и технологии, и во многом благодаря этому, по мнению автора, можно напрямую рассматривать их в качестве источника ТЭМ.
Анализируются теория позднего модерна Э.Гидденса и теории рефлексивной модернизации и общества риска У.Бека. Эти теории возникли немногим ранее ТЭМ и являются как одним из её теоретических оснований, так и динамично развивающимися параллельными теориями, рассматривающими механизмы и перспективы развития общества. При этом экологический фактор показан в них, как играющий в настоящее время определяющую роль в общественном развитии. Оба автора рассматривают взаимодействие природы и общества, в первую очередь, как продуцирующее постоянные риски.
Таким образом, мы пришли к выводу, что теория общества риска выдвигает аргументы, которые можно рассматривать как критику ТЭМ. Основное противоречие её с ТЭМ состоит в оценке перспектив общественного развития и возможностей решения экологических проблем. Теория общества риска, в отличие от ТЭМ, видит в экологической модернизации некое смягчение или ослабление риска в определенном пространстве или времени, но не ключ к решению социально-экологических проблем.
Итак, характеризуя ТЭМ можно увидеть каково практическое значение глубокого анализа человеко-средовых отношений, что и является центральной темой средологии, или инвайронментализма.
В третьем параграфе первой главы «Альтернативные теории современного инвайронментализма и их особенности» более подробно рассматриваются основные альтернативные теории в инвайронментализме.
Даётся анализ учения американского исследователя Р.Парка и его последователя Л.Вирта, который, стремясь избавить «классическую» концепцию социальной экологии и инвайронментализма от эклектики, допускавшей равную возможность различного рода интерпретаций городских процессов (географическая, историческая, этнографическая и др.), конструировал «чисто социологическую» теорию городской жизни.
Другой исследователь, Р.Маккензи, определяя основные категории социальной экологии, выделял: «экологическую организацию» (пространственная организация населения и институтов в локальном или более обширном обществе), «экологическое доминирование» (динамический, функциональный аспект пространственных отношений без указания на его содержание, которое Р.Парк видел в конкуренции), «экологическую последовательность» (временные изменения в экологическом сообществе опять же безотносительно к их содержанию).
Таким образом, содержательная сторона экологического процесса, представленная «классической» социальной экологией, уступила место формально-методологической, а введение средовых переменных, было связано с большой долей абстрактности такого анализа.
По нашему мнению, социально-экологические методы – зонирование, социальное картографирование – использовались для установления и проверки тесноты связи между различными социальными переменными, давая при этом возможность представить широкие обобщающие описания различных социальных связей с множеством переменных, не указывая при этом на какую-либо причинную зависимость между переменными, но давая представление о функциональной зависимости.
Однако, с середины 30-х годов ХХ в. абстрактность пространственно-временного функционализма социальной экологии подвергается критике с разных точек зрения. Так, например, по мнению автора, в социологии города на основе экологического подхода начинается разработка методологии анализа социальной сферы, исходя из выделения трех основных переменных – социального положения (социоэкономический статус), уровня урбанизации и сегрегации для описания подсистемы города с использованием данных переписей. Этот подход был призван снять акцент с локальности и отношения к физической среде, здесь ничего не говорится о физических (естественных) зонах и их отношении и социальным процессам; социальное пространство ограничивается и формируется комбинациями только социальных переменных. Наконец, неортодоксальное направление социальной экологии имело целью преодолеть «дурную бесконечность» эмпиризма социально-экологического метода, предлагающего в качестве окончательного результата описательные образцы локальныx сообществ.
Ещё один исследователь-инвайронменталист А.Хоули определяет сообщество как территориально-локальную систему (экосистему) взаимосвязей между функционально дифференцированными частями; социальная экология, по А.Хоули, связана с общей проблемой организации, рассматриваемой как атрибут популяции. Также небезынтересной диссертанту представляется теория «экологического комплекса», разработанная О.Данканом и Л.Шноре, предложила описание этого механизма. В комплексе выделялись четыре компонента – население, или популяция (Р), среда (Е), технология, в расширенной трактовке включающая не только овеществленные средства взаимодействия со средой, но и культуру в целом (Т), и организация (О) – сокращенно РОЕТ.
Аналогичную структуру социально-экологического процесса предлагал и Р.Парк, когда рассматривал его в социобиотическом континууме: человеческое общество, по Р.Парку, состоит из населения (Р) и культуры, которая представляется состоящей из артефактов и технологических средств (Т) и «обычаев, верований», культура как «согласие», контроль, организация (О); все это взаимодействует со средой (Е).
Но если Р.Парка в процессе взаимодействия интересует «движение населения и артефактов» к биотическому и социальному равновесию во времени и пространстве, то О.Данкан и Л.Шноре сосредотачивают внимание на функционировании одного, центрального, фактора в комплексе – социальной организации. В меньшей мере их интересуют движущие силы (субсоциальные) или формы проявления (пространственные) функционирования социальной организации. Социальная экология, имеющая предметом изучения «социальную организацию как коллективную адаптацию популяции к среде», была противопоставлена другим подходам к изучению социальной организации – культурологическому и бихевиористскому.
Итак, анализ существующих теорий инвайронментализма, касательно экологической социологии, позволяет нам сделать вывод о том, что нет единого мнения о том, что какой-либо подход к рассмотрению человеко-средовых отношений является абсолютно верным. Более того, автором делается заключение, что все подходы имеют своё «рациональное зерно», однако подходы А.Хоули, О.Данкан и Л.Шноре являются наиболее приемлемыми вследствие их комплексности.
Вторая глава «Теоретико-методологическое значение инвайронментализма как системы ценностных установок» посвящена выявлению теоретической базы инвайронментализма, практических основ значения культуры этого течения, характеристике инвайронментализма как нового идеологического направления, рассмотрению возможностей изменения парадигмы «Человек – царь природы».
Первый параграф данной главы «Теоретическое и практическое состояние культуры инвайронментализма на постсоветском пространстве» посвящён теоретическим и практическим проблемам формирования экологической культуры в странах бывшего СССР, и, в частности, в Узбекистане.
По мнению автора, в истории государств постсоветского пространства выделяются три социально-исторических периода воспроизводства проэкологических ценностей. Предлагаются конструкции парадигм «Системной исключительности» и «Системной адаптируемости» в качестве гипотез, объясняющих механизмы воспроизводства антиэкологических установок массового сознания и слабость социальных институтов, призванных осуществлять экологическую модернизацию экономической и политической систем.
Понятие инвайронментальной культуры достаточно широко. Оно подразумевает изменение целей производства, его переориентацию на сохранение природы и самого человеческого рода; экономию всех видов ресурсов, преодоление потребительской ориентации организаций и отдельных лиц; реальную заботу государства о здоровье и безопасности настоящего и будущих поколений.
Диссертант полагает, что экологизация культуры на постсоветском пространстве малоизученная проблема. Культура инвайронментализма на сегодняшний день является, по большому счёту, феноменом Запада. Поэтому в некоторых странах СНГ «Новая экологическая парадигма» воспринимается как очередная утопия. Однако, с другой стороны, постсоветское общество, менталитет которого сформировался в условиях форсированной и незавершенной до сих пор индустриализации и тоталитарного политического режима, вряд ли может быть восприимчиво к экологическим стратегиям западных демократий, переходящих сегодня в фазу постиндустриального развития.
По нашему мнению, философы, социологи на постсоветском пространстве должны эксплицировать доминирующую социальную парадигму, отражающую экономическую ситуацию, мировоззрение и культуру своей страны, и на этой основе сформулировать собственную «Экологическую парадигму». Это не значит, что законы природы действуют в наших государствах по-иному. Это лишь означает, что их восприятие, осмысление постсоветской культурой отличается от «западного».
На этом пути автор делает акцент на три критически важные задачи. Во-первых, концептуализация взаимодействий государства как институциональной системы и его «среды обитания». Во-вторых, для выявления этих механизмов воспроизводства необходим анализ взаимодействия национальных государств и глобальных (транснациональных) социально-экономических систем. В-третьих, в конструкциях доминирующей и новой экологических парадигм, предложенных западными социальными исследователями, отсутствует такой принципиально важный параметр, как время – астрономическое, социальное и некоторое синкретическое, характеризующее эволюцию постсоветской социобиотехнической системы.
Инвайронментальная ценность, по мнению диссертанта, – базовая и наиболее древняя из человеческих ценностей, поскольку она есть отражение в культуре основополагающей потребности человека в ресурсах для производства и восстановления жизненных сил. Эта ценность универсальна в том смысле, что отражает потребность индивида и человеческих сообществ в воспроизводстве среды своего обитания, природной и социальной.
Также в данном параграфе анализируется ситуация с инвайронментальной культурой на постсоветском пространстве с 20-х гг. ХХ в. до первого десятилетия XXI в.
Итак, общий вывод заключается в том, что процессы экологизации постсоветской индустриальной культуры находятся в тесной связи с процессами формирования гражданского общества. Дальнейший демонтаж командной системы, демонополизация, появление все большего количества независимых социальных акторов на политической арене – суть необходимые, хотя и недостаточные, предпосылки «экологического поворота».
Второй параграф второй главы «Особенности формирования пространственно-временных характеристик инвайронментализма» характеризует ТЭМ как достаточно сложное многоаспектное явление, которое в связи с человеко-средовыми отношениями определяет социальную ориентацию в обществе. Пространственно-временные характеристики инвайронментализма до конца не определены, а это значит, что ещё есть поле для исследования.
Автор убеждён, что основой идей теорий экологического модернизма (ТЭМ), послужили эмпирические исследования и осознание связи между социальными практиками и институциональными изменениями, которые приводили к природным изменениям. Можно утверждать, что большую роль в появлении ТЭМ сыграла серия докладов экспертов Римскому Клубу. В настоящее время, большинство крупных научно-практических исследований, связанных с социально-экономическими решениями экологических проблем и дальнейшим социальным и экономическим развитием человечества, базируются на фактах и выводах, полученных в результате прогнозных исследований экспертов Римского Клуба.
Наиболее прогрессивные ученые уже в 60-е гг. ХХ в. осознали, что необходимо долгосрочное решение проблем, связанных с экономическим ростом. Они рассматривали экономический рост с точки зрения истощения ресурсов, увеличения населения, воздействия на окружающую среду, изменения в конечном итоге социально-экономической структуры, целей и задач общества, а также экономики. Одним из сформировавшихся при этом подходов к экологическим проблемам экономического роста был социально-экологический пессимизм или алармизм .
В 1987 году Международная комиссия по окружающей среде и развитию, опубликовала доклад «Наше общее будущее» . Этот доклад стал общепризнанной теоретической основой для разработки концепции устойчивого развития (sustainable development – жизнеспособное развитие), где устойчивое развитие определялось как развитие, удовлетворяющее потребности настоящего поколения и не ставящее под угрозу возможности будущих поколений удовлетворить их собственные потребности. Под этим определением Комиссия понимала создание такой социально-экономической системы, которая обеспечила бы на длительную перспективу не только высокий уровень жизни, но и высокий уровень её качества: рост реальных доходов и образовательного уровня, улучшение здравоохранения и окружающей среды. В докладе Комиссии делался акцент на необходимость удовлетворения потребностей беднейших слоёв населения и ограничение потребностей с учётом ассимиляционной способности среды.
Большой вклад в осмысление понятия «устойчивое развитие» внёс английский исследователь Р.Тёрнер. Он делил инвайроментальные идеологии на два лагеря – лагерь слабой устойчивости и лагерь сильной устойчивости, связывая концепцию устойчивого развития с двумя основными направлениями инвайронментализма: техноцентризмом и экоцентризмом. Представители техноцентризма, в основном, принадлежат к лагерю слабой устойчивости, экоцентристы выражают настроения лагеря сильной устойчивости . Похожее деление автор применяет и при анализе ТЭМ. При этом необходимо отметить, что ТЭМ в большей степени относится к теориям слабой устойчивости.
В концепции устойчивого развития отмечается, что цель обеспечения непрерывного, устойчивого развития цивилизации по сути дела превратилась в задачу перехода от неуправляемого стихийного развития в управляемое гармоничное, стабильное, безопасное во всех отношениях поступательное развитие при сохранении биосферы и её устойчивости
Итак, большинством ведущих специалистов в области человеко-средовых отношений признаётся, что теории экологической модернизации являются единственной доминирующей социологической и социально-философской теорией, которая с 80-х годов ХХ в. пытается понять и интерпретировать, как модернистское индустриальное общество справляется с экологическим кризисом.
В третьем параграфе второй главы «Ценностные ориентации инвайронментализма» непосредственно проводится анализ ценностных ориентаций инвайронментализма.
Автор считает, что сегодня инвайронментальное течение в философии в целом оправдывается глубоким экологическим кризисом, перед лицом которого закономерно очутилось человечество. Сторонники различных и порой противоречащих друг другу инвайронментальных концепций сходятся во мнении, что необходимо формирование новых ценностных ориентиров, моральных принципов и даже религиозных установок.
Ценностные ориентации инвайронментализма в корне отличаются от ориентаций предшествующих и ныне существующих социально-экологических концепций и направлений. Конечно же, инвайронменталисты не умаляют ценности человеческой жизни и добродетелей человека, им отводится значительное место. Однако, тенденция такова, что без изменения глобальных ценностных ориентиров дальнейшее существование человечества на Земле становится проблематичным.
Конечно, есть мнение, что новые ценностные ориентации, предлагаемые инвайронментализмом, угрожают устоявшимся общечеловеческим ценностям. И дело заключается здесь даже не в том, что инвайронменталисты чересчур активно пропагандируют свои ценности и пытаются убедить (а иногда и запугать) человечество в предстоящей глобальной экологической катастрофе. Здесь решающее значение имеет боязнь человеческой цивилизации пересмотреть имеющиеся моральные, духовные, эстетические, религиозные, политические, философские и др. ценностные ориентиры, так как это повлечёт за собой ломку устоявшихся традиций, уклада жизни, отказ от некоторых благ цивилизации, которыми беззаботно пользовались люди на протяжении многих веков.
На основании анализа ценностных ориентаций инвайронментализма диссертантом делаются следующие выводы:
- во-первых, в центре ценностных ориентаций инвайронментализма стоит окружающая среда, как высшая ценность;
- во-вторых, ценностные ориентации инвайронментализма носят глубинный гуманистический и гуманитарный характер и способны вывести формирование подлинно экологического сознания на новый более высокий уровень;
- в-третьих, критика по отношению к абсолютизации некоторых ценностных ориентиров инвайронментализма не беспочвенна. Перегибы в любой концепции могут привести к подмене понятийного аппарата и кризису внутренней логики системы категорий;
- в-четвёртых, моральные постулаты инвайронментализма действительно порой невозможно совместить с существующим уровнем экологического сознания. Но по мере возрастания экологической активности и экологической ответственности и перехода на новый уровень экологического сознания моральные постулаты инвайронментализма станут неотъемлемой частью взаимоотношения человека с окружающей средой;
- в-пятых, ценностные установки и ориентиры инвайронментализма с их яркой интерпретацией экологических реалий нашего времени помогли, по крайней мере, в развитых государствах, осознать всю опасность неконтролируемой и нерациональной человеческой деятельности;
- в-шестых, деятельность учёных-инвайронменталистов повлияла на создание и успешную деятельность таких организаций в сфере решения проблем экологии, как Сьерра Клаб, Римский клуб, Фонд дикой природы, Гринпис и ряда других.
- в-седьмых, в свете современных экологических преобразований в мире, Узбекистан не может оставаться безучастным и поэтому инвайронментальные идеи объективно способны ускорить процесс формирования подлинно экологического сознания, а также развить основные принципы экологической активности и ответственности у наших граждан, особенно у молодёжи.
Итак, ценностные ориентации инвайронментализма неоднозначны и небесспорны. Однако необходимо учесть и тот факт, что к началу XXI в. человечество вплотную подошло к необходимости изменения экологической парадигмы, а без изменения ценностных установок в этой сфере дальнейшая перестройка экологического мышления будет просто невозможна.
Третья глава «Практические методы и способы улучшения экологической ситуации в рамках ценностной программы инвайронментализма» посвящена анализу взаимодействия в триаде «Человек – Природа – Общество» и возможностей формирования подлинного экологического сознания внутри неё; выявлению образовательного, воспитательного и практического значения инвайронментализма в современных условиях, в частности в Узбекистане.
В первом параграфе данной главы «Формирование экологического сознания в триаде “Человек – Природа – Общество”» автором даётся характеристика этапов формирования экологического сознания в рамках триады «Человек – Природа – Общество». Каждый этап анализируется с нескольких точек зрения, что придаёт исследованию новизну. Так же описываются уровни экологического сознания и основные моменты их формирования. Также видное место в параграфе занимает анализ автором понятий «экологическая активность» и «экологическая ответственность».
По мнению экспертов ЮНЕП (Экологической программы ООН), экологическая деятельность должна быть сосредоточена на четырёх ключевых направлениях:
1) устранение пробелов в знаниях;
2) анализ исходных причин;
3) применение интегрированного подхода;
4) мобилизация усилий.
Нами подробно рассматриваются эти направления и выводятся их основные положения.
Далее диссертант проводит ретроспективный анализ развития экологических отношений в триаде «Человек – Природа – Общество», в котором показывает, что на протяжении всей истории человечества постепенно проходил процесс отчуждения человека от природы.
Затем проводится сравнительный анализ между консервационистским, экологистским течениями инвайронментализма и идеями русского космизма.
Автор считает, что экологическая активность и ответственность по своей сущности и содержанию является духовно-нравственной ценностью. Поэтому невозможно отделять природоохранную деятельность от аксиологических принципов общества. Наоборот, экологизация нравственно-духовных ценностей является критерием и индикатором уровня развития общества . Основной целью развития экологической активности и ответственности является не только сохранение природы, пригодной для продолжения жизнедеятельности современных поколений, но также сохранение генофонда и популяции людей, что стало важной социально-политической задачей человечества .
Мы убеждены, что содержание категорий «экологическая активность» и «экологическая ответственность» не может раскрываться вне таких категорий, адекватно отражающих экологическую ситуацию, как: «экологическая опасность», «экологический кризис», «экологическая катастрофа» и других. Общность этих категорий заключается в том, что они охватывают все системы отношений «Природа – Общество – Человек» .
Итог параграфа подводится применительно к условиям Узбекистана. Автор считает, что в условиях формирования в Узбекистане свободного гражданского общества с социально ориентированной рыночной экономикой возрастает необходимость повышения экологической активности и ответственности граждан. Решение этой задачи позволит прогнозировать возможные изменения в окружающей среде, сформировать экологический менталитет, а также предотвратить некоторые последствия неразумной человеческой деятельности. Игнорирование данной проблемы поставит под угрозу саму возможность дальнейшего существования нашей планеты и соответственно человеческой цивилизации.
Во втором параграфе третьей главы «Образовательное, воспитательное и практическое значение инвайронментализма» диссертантом проводится анализ взаимоотношения инвайронментализма и современной дисциплины медиафилософии (на примере фотоискусства) и повышения их активности в формировании экологического мышления.
Парадигма экологического мышления ХХ века базировалась на: пассивном наблюдении за воздействием человека на окружающую среду; констатацию фактов; подсчётах урона; проводимых мероприятиях по воспитанию молодёжи в духе любви и уважения к природе; на итогах многочисленных семинаров, конференций, симпозиумов, саммитов и т.д. и т.п. Но начало ХХI века показывает, что эта парадигма не дала того эффективного результата, который был продуман в перспективе. Хотя деятельность экологических организаций за последние десятилетия заметно активизировалась, факты говорят о том, что природа истощается очень быстро и в больших масштабах.
Автор считает, что сегодня экологические проблемы можно разделить по их масштабности: локальные (национальные), охватывающие территорию одной страны, региональные, распространившиеся на территории нескольких государств, на суше или на море и глобальные – проблемы, имеющие статус самых широкомасштабных и угрожающих человечеству в целом. Но, ни одна из этих категорий не является проблемой одного или нескольких государств. Это проблемы всего человечества. При решении экологических проблем важно не только перекрыть их источник, но сделать так, чтобы этого больше никогда не повторилось. А это уже задача экологической философии.
Формирование нового подлинно экологического сознания и мышления связано с проведением грамотной экологической политики. Успешное проведение экополитики, в свою очередь, связано с распространением идей инвайронментализма посредством различных медиаформ, таких как фотоискусство, кино, масс-медиа, экожурналистика и др. Также интересным представляется анализ автором некоторых аспектов экологической культуры различных народов и её функционирование в эпоху глобализации.
Также на основе программы социологического исследования, разработанной непосредственно с учётом темы диссертационного исследования, нами был проведён социологический опрос учащихся двух ташкентских школ и Интернет-опрос посетителей сайта
www.philosophy.pp.net.ua. Данные опросов приведены в приложении к диссертации.
Итак, инвайронментальные ценности, конечно, не должны абсолютизироваться, но идея сплочения людей вокруг ценности окружающей среды, предлагаемая инвайронментализмом, не безосновательна.
И, наконец,
в заключительном параграфе третьей главы и всей диссертации «Роль инвайронментализма как одного из регламентирующих факторов экологической деятельности человека» рассматриваются характерные черты инвайронментализма как одного из регламентирующих факторов человеческой деятельности. В частности, автором делается вывод о том, что базирующееся на «новой инвайронментальной парадигме» экологическое сознание в целом может быть названо экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности:
1) Высшую ценность представляет гармоничное развитие человека и природы. Природное признается изначально самоценным, имеющим право на существование «просто так», вне зависимости от полезности или бесполезности и даже вредности для человека. Человек не собственник природы, а один из членов природного сообщества.
2) Отказ от иерархической картины мира. Человек не признается обладающим какими-то особыми привилегиями на том основании, что он имеет разум, наоборот, его разумность налагает на него дополнительные обязанности по отношению к окружающей его природе. Мир людей не противопоставлен миру природы, они оба являются элементами единой системы.
3) Целью взаимодействия с природой является максимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Воздействие на природу сменяется взаимодействием.
4) Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «экологическим императивом» – правильно и разрешено только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие.
5) Природа и все природное воспринимается как полноправный субъект по взаимодействию с человеком.
6) Этические нормы и правила равным образом распространяются как на взаимодействие между людьми, так и на взаимодействие с миром природы.
7) Развитие природы и человека мыслится как процесс коэволюции, взаимовыгодного единства.
8) Деятельность по охране природы продиктована необходимостью сохранить природу ради нее самой.
Большую роль в формировании нового типа экологического сознания, в преодолении взгляда на природу как на простой объект человеческих манипуляций, по мнению диссертанта, сыграло такое направление американского инвайронментализма, как биоцентризм. Биоцентристы рассматривают Природу как наиболее совершенное и наделенное духовными качествами сущее, воплощающее в себе основополагающие принципы жизнедеятельности всего живого и разумного и выдвинули три основные идеи: синкретичность мира, биосферный эгалитаризм, принцип экологического самообеспечения. Эти принципы указывают на необходимость поворота от антропоцентризма в экологической парадигме к экоцентризму.
Итак, экоцентрический тип экологического сознания – это система представлений о мире, для которой характерны: 1) ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы, 2) восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком, 3) баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.