"Хождение по Москве (и под Москвой)"
стр.2.
Хоть вы привыкли ездить на машине, передвигаться на городском транспорте, ходить пешком, метро остаётся тем тоннелем, миновать который невозможно. Так или иначе, в один прекрасный день вы окажетесь под землёй, в недрах московского метрополитена, если вы, конечно, в Москве. И хорошо, если вам посчастливиться проехаться в поезде-галерее, в самом настоящем музее на колесах. Вагоны поезда увешены произведениями мастеров 19-го века, картинами художников-авангардистов и прочими работами неизвестных мне авторов. Ехать в таком поезде, можно представить, не совсем обычно. Читать в нем, разглядывая стены, ещё более необычней. Атмосфера побуждает к творческому осмыслению информации. Настроение людей тоже меняется, лица преображаются, глаза из унылого омута погружаются в синеву картинных пейзажей, в реалистичность портретных образов, в предметную суету натюрмортных зарисовок.
Удивительно, несмотря на контраст эпох на портретах и в реальности, попадаются живые персонажи, едва отличимые от людей, изображённых на холсте; вот рядом с изображением студента 19-го века стоит молодой человек практически аналогичной внешности, будто он, а никто другой сотни лет назад, явился прототипом воплощённого художником образа.
Но таких поездов в многомерном, разветвлённом во все стороны города тоннеле, немного. Ехать в обычном вагоне куда привычней, к тому же можно стать участником занимательной беседы с представителем трудовой интеллигенции, например. Стоило мне только заглянуть внутрь газетного чтива в руках одного из пассажиров, одетого в камуфляж и дачные сапоги (эдакий пролетариат 21-го столетия), как я услышал:
- Барррдак! А эти то бумагомаратели ( сентенция, следует полагать, была отпущена в адрес пишущей братии «КП») пишут, что хотят»!
Я подумал, - если спросит меня, кто я по профессии, интриговать не буду, скажу как есть – тренер по боксу.
Отрекшись мысленно от нерадивых, в глазах пожилого пролетария, коллег, я подал знак, что готов на время одолжить свои уши.
- Что творится-то, - обрадовавшись находке, отчеканивая согласные в словах, проговорил мужчина. – Никакой логики нет в действиях властей. Вот я, если чиню стиральную машину, соблюдаю логику, а у них логики нет, так как они могут чинить страну. А ей, между прочим, нужен капремонт.
Я не стал уточнять, какой именно капремонт ей нужен.
- Пишут о последствиях увольнения Кудрина…Да какие последствия-то? Вот тот же флот торговый - всем скопом ходит под флагами зарубежных государств. А кто создал условия для этого, если не Кудрин?!
Убедительность слов моего собеседника подкреплял запах перегара, голос его звучал как мотор, выжимавший из баков оставшееся горючее.
- А эти двое, - сказал он, указывая, напоминавшим ржавый, съежившийся от многолетней коррозии болт, пальцем, на фотографию двух первых лиц государства. – Ведь нет логики в их действиях; то один у власти, то другой. Подменил, Дмитрий, спасибо, уходи!... Ну куда это годится?!
(Речь пролетария слегка усовершенствована).
- А как вы относитесь к рокировке? - Последнее слово из моих уст прозвучало, как некий символ, понятный и доступный всем, объемлющий своим масштабом действительность наших дней, наподобие таких лингвистических громад, как «импичмент» в конце 90-х, «ускорение» в конце 80-х, «интернациональный долг» в «застойные» 70-е.
- Так что же разве у него другой выход есть, если он на Запад подастся, его там быстро в Гаагу переметнут и должности не спросят…
Глаза пролетария блестели, голос хрип, говоря о том, что мотор уже нуждался в дозаправке. Незаметно для меня, монолог, минуя всякие логические формы, оторвался от прежней темы, выдвинув совершенно новую. Нелогично на первый взгляд, но каждый ведёт беседу сквозь призму той области знаний, в которой он наиболее разбирается.
-Власть нужно передать не им, а нам, технарям, мы лучше разбираемся в жизни и в управлении государством. Вот пишут о Николашке тут… А что он сделал-то?! В своё время пришёл к нему Жуковский, предоставил проект нового учебного заведения, будущего ЦАГИ. Учёный убеждал его строить авиазаводы, а Николашка в ответ ему заявил, что самолёты мы будем покупать у Европы. То же самое происходит и сегодня…
«Станция Площадь Революции»! – Объявили по громкоговорителю.
- А вот Ленин услышал учёного и предоставил ему все условия для работы. Благодаря Советской власти мы получили свой авиапром. Благодаря нам технарям Россия ещё не стала сырьевым придатком. Но нужен новый всплеск учёной мысли. Революция умов, сильнее революции оружия!...
Трудно было не согласиться с этим.
И я пошёл. Пошёл делать революцию, революцию сознания, пытаясь слушать любую, самую жалкую речь, не жалея своих ушей, ведь всегда и везде, в каждой из них можно услышать то, что не услышишь и по телевизору, даже если речь там совершенна, тема изыскана, собеседники идеально подобраны.
Выйдя из поезда, я стал додумывать за своего собеседника, ведь что-то в его монологе осталось недосказанным…
Кровь Земли течёт наружу,
бухнут денежные лужи
в портманэ скупых дельцов.
Принял кризис образ зверя,
всюду признаки потери,
близок уж Конец концов!...
16 окт.