Наконец годы ссылки остались в прошлом, а борьба ещё предстояла впереди. И кажущийся компромисс с властью не был им на самом деле, но была попытка поверить в перемены, царящие в её высших эшелонах. На Горбачёва тогда многие смотрели, как на реформатора, но мало кто видел, что он уже был сломлен теми глобальными процессами, которые происходили в стране и в мире.
Последняя зацепка погибающей империи в лице первого президента за выживание системы и доктрины, была обрублена строителями нового порядка и новой страны, для которых многие идеалы узников совести и защитников прав (в первую очередь А.Сахарова) оказались более материальными субстанциями, выражавшимися в рейтингах популярности, в кредитах доверия со стороны зарубежных покровителей и финансовых ресурсах.
Сахаров и за ним Горбачёв, их деятельность и убеждения, – это эволюция ленинского сознания, ленинского политического и идеологического начала. Ленин уже при жизни повернул вспять, а в посмертии с помощью Провиденциальных Сил изменил метаисторию. В какой-то степени судьбоносный выбор учёного-политика-правозащитника, его деятельные шаги, поступки несут в себе революционный аспект. Эпоха Сахарова, породившая и Горбачёва, – это отголосок событий в Друккарге. Отпадение от демонического стана Великого Игвы Друккарга, ослабило узел, стягивавший в руках богоборческих сил волю и умы лидеров государства, ведущих политиков страны.
Сахаров при жизни совершил великий бунт против системы и тоталитарного режима, но, само собой, в менее драматичном проявлении, нежели восставший в шрастре античеловечества. Последующая судьба просветлённого вождя и судьба Сахарова могут быть связаны сотворчеством в осуществлении «Великого чертежа»…
Вопросом остаётся, стоял ли в период создания водородной бомбы за тогдашним академиком антидаймон. Если и да, то Сахаров, очевидно, высвободился из под его влияния, разорвал эту связь, и продолжил свой труд уже на благо человечества, в чём проявилась воля светлых сил.
Думаю, эти строки -
В ком древо мысли не взыскует
плодов отверженных душой,
в ком океан любви бушует
и кто надежды не лишён
на перемены в государстве -
какому жизнь он посвятил, -
тому врата открыты в царство,
в обители Небесных сил.- не будут преувеличением, ведь Сахаров до последнего стремился привнести в систему государства этические принципы, одушевить её политикой гуманности в интересах свободы личности. Без этого и Запад был бы для него чужим, но он видел разницу между положением личности там и в Советском Союзе, и только это позволяло ему относиться к этой проблеме так, как он к ней относился. Сахаров создавал мосты между военными противниками, которых он по праву не хотел видеть таковыми, не только потому что понимал, что это противостояние может закончиться фатально для всех сторон, но, наверное, потому что верил в будущее объединение народов и питал особую надежду на преобразование государств.
Стоит подчеркнуть некоторые сведения из биографии А.Д.Сахарова, чтобы лучше понять идеалы и мотивы деятельности этого человека:
В роду Сахаровых (с конца XVIII века) – несколько поколений священников. Прадед Андрея Дмитриевича, Николай Иванович Сахаров, был священник. Дед, Иван Николаевич, первым ушел из духовного сословия, стал адвокатом, занимался литературной и общественной деятельностью. В доме у него бывал В. Г. Короленко. Иван Николаевич переписывался с А. П. Чеховым.
Благотворительная деятельность Сахарова вообще не имеет сравнений, так как осуществлял он её, живя в тоталитарном Советском Союзе:
В 1969 г. А. Д. Сахаров передал почти все свои сбережения на строительство онкологической больницы и в Красный Крест.
В 1974 г. А.Д.Сахаров получил международную премию Чино дель Дука. На эти деньги был основан фонд помощи детям политзаключенных.
Слова Сахаров подтверждал делами:
Наше общество заражено апатией, лицемерием, мещанским эгоизмом, скрытой жестокостью. Большинство представителей его высшего слоя – партийно-государственного аппарата управления, высших преуспевающих слоев интеллигенции – цепко держатся за свои явные и тайные привилегии и глубоко безразличны к нарушениям прав человека, к интересам прогресса, к безопасности и будущему человечества. Другие, будучи в глубине души озабочены, не могут позволить себе никакого ”свободомыслия” и обречены на мучительный разлад самих с собой…
Для духовного оздоровления страны необходима ликвидация условий, толкающих людей на лицемерие и приспособленчество, создающих у них чувство бессилия, неудовлетворенности и разочарования.
А. Д. Сахаров.
За каждой, вручённой ему премией стоял труд:
Премии, присужденные А. Д. Сахарову:
* Нобелевская премия мира
* Премия Чино дель Дука
* Премия имени Элеоноры Рузвельт,
* Дом Свободы (США)
* Премия Лиги прав человека (при ООН)
* Премия Международной антидиффамационной лиги
* Премия имени Бенджамина Франклина
* Премия имени Лео Сциларда
* Премия имени Тамалла (физика)
* Премия св. Бонифация
* Премия мира имени Альберта Эйнштейна и др.
Повседневный тяжёлый труд и борьба с бездушным госаппаратом и чиновничьим лицемерием и произволом, пик этой деятельности, сконцентрировался в одном этом человеке.
Он не просто размышлял о будущем, он строил его, пробуждая самосознание и этическое начало в обезволенном государством обществе и личности.
Сильные и противоречивые чувства охватывают каждого, кто задумывается о будущем мира через 50 лет – о том будущем, в котором будут жить наши внуки и правнуки…
Я верю, что человечество найдет разумное решение сложной задачи осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного прогресса с сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
А. Д. Сахаров
В науке его деятельность была связана далеко не только с созданием оружия.
Крупнейший ученый современности, он был автором выдающихся работ по физике элементарных частиц и космологии. Ему принадлежит основная идея осуществления управляемого термоядерного синтеза. Его мысль о нестабильности протона поначалу казалась нереальной, но через несколько лет мировая наука провозгласила поиски распада протона ”экспериментом века”. В равной мере оригинальные идеи он выдвинул и в космологии, дерзнув проникнуть в раннюю историю Вселенной.
(«Исторический портрет Сахарова.»)
Благодаря деятельности Сахарова был поставлен препон низшим силам в их устремлениях развязать войну во что бы то ни стало. Тем самым была сведена к минимуму угроза установления мировой тирании под эгидой США и американского космополитизма.
Сахаров «отработал» на всех фронтах, трудясь ради мира, подобно титану, рискуя всем, в том числе и жизнью.
Но он не несёт ответственность за тех, кто преследовал свои цели, используя высокое имя правозащитника.
Те, кто извращает идеи и использует имена выдающихся людей в своих неблаговидных целях, ответственны за это лично сами. Никто не может управлять нитями их душ, кроме них самих и тех, кому они в действительности служат.
Цинизмом можно обесценить всё. А обвинения в адрес Сахарова в том, что он породил волну нечистых защитников прав человека – это и есть цинизм.
Как может сам Сахаров нести ответственность за тех, кто предал его дело, изменив интересам личности, страны, человечества? Основатель не несёт полной ответственности за последователей по аналогии с лидерами мировых конфессий и поздних продолжателей их дела. Аналогичных примеров множество.
Недруг страны и народа не стал бы открыто перед тем, при ком начался застой и разложение государства, защищать позицию, которая отражала
жизнесущие нужды общества.
Из ”Памятной записки” А. Д. Сахарова Генеральному секретарю ЦК КПСС тов. Л. И. Брежневу:
Я высказываю мнение, что было бы правильным следующим образом охарактеризовать общество, к осуществлению которого должны быть направлены неотложные государственные реформы и усилия граждан по развитию общественного сознания:
* а) Основной своей целью государство ставит охрану и обеспечение основных прав своих граждан. Защита прав человека выше других целей.
* б) Все действия государственных учреждений целиком основаны на законах (стабильных и известных гражданам). Соблюдение законов обязательно для всех граждан, учреждений и организаций.
* в) Счастье людей, в частности, обеспечено их свободой в труде, в потреблении, в личной жизни, в образовании, в культурных и общественных проявлениях, свободой убеждений и совести, свободой информационного обмена и передвижения.
* г) Гласность содействует контролю общественности за законностью, справедливостью, целесообразностью всех принимаемых решений, способствует эффективности всей системы, обусловливает научно-демократический характер системы управления, способствует прогрессу, благосостоянию и безопасности страны.
* д) Соревновательность, гласность, отсутствие привилегий обеспечивают целесообразное и справедливое поощрение труда, способностей и инициативы всех граждан…
Разложение Союза случилось потому, что его словам не вняли вовремя и не предприняли попытку к воплощению его реформаторских идей.
В дальнейшем к власти уже в новой России пришли «деформаторы» наследия Сахарова и подлинных демократических ценностей в целом.
Андрей Дмитриевич пытался убедить руководство страны в том, что узники совести в тоталитарном государстве препятствуют его преобразованию, как ничто другое из прочих существующих дефектов этой политической системы. Они как камень у него на шее. Но призывы его долгое время оставались гласом вопиющего в пустыне.
Одна из важнейших составляющих борьбы Сахарова, была борьба против национализма и национальной нетерпимости, со всеми вытекающими из тёмных недр сознания, охваченного этим синдромом, явлениями, – такими как ксенофобия, расизм, и фашизм.
Протестные заявления Солженицына он разделял, но выражал подобные мысли по отношению ко всем без исключения народам Советского Союза. И в этом было главное отличие двух великих людей. Если Солженицын говорил:
«русским запрещено заикаться не только о национальном возрождении, но даже – о «национальном самосознании», - то Сахаров видел эту беду, воспринимал эту проблему в более глобальном масштабе, учитывая тягостное положение и других наций.
Роза Мира снимает этот «запрет», но не проповедует никакого «здорового национализма».
Всякий национализм болен тем, что неспособен дать возможность проникнуть душе в святая-святых духовной культуры народа и сверхнарода, увидеть его мистическую связь с Богом и иерархиями метакультуры.
Исповедующие свою культуру, трудящиеся на благо своего отечества совсем не обязательно должны придерживаться националистических или близких им взглядов. Нельзя впадать из одной крайности в другую. Среди националистов любой масти больший процент экстремистски настроенных элементов, что есть потенциал и самовыражение национализма. А где провести грань между здоровым и больным, сам чёрт знает.
Цитата из Бердяева:
«Национальность подменила Бога. У меня есть настоящее отвращение к национализму, который не только аморален, но всегда глуп и смешон, так же как и индивидуальный эгоцентризм.
Отталкивает меня лишь национальное самомнение и национальная исключительность…» и т.д.
Согласно «лестнице В. С. Соловьева»:
« национальное самосознание – национальное самодовольство – национальное самообожание – национальное самоуничтожение», - национализм деградирует и ведёт к падению нацию, растратившую пассионарность на утверждение собственного превосходства.
Духовную культуру России надо исповедовать в душе, а не «затаптывать» её или вытягивать её на всеобщее обозрение, как некий фетиш.
В «Железной мистерии» Андреева, как один из вариантов поворота (мета-)истории, описаны события куда более драматичней для России. И вхождение иностранных войск в «святая-святых» родины – это крах для любой, не только националистической, но и национальной позиции. Сахаров о таком и не помышлял. И даже видеть не желал подобного развития событий, но стремился (может, и в недостаточно ясном понимании) к исполнению всемирной миссии России через её всемерную демократизацию, создание таких форм общественного устройства для существования народов, что стали бы первым шагом на пути становления Всемирной Федерации Братства, которая может быть основана только на принципах Свободы.
Сколько угодно можно гадать на «кофейной гуще метаистории», но, следуя ( даже не интуиции и прозрениям) логике, которую предложил сам Д.А., становятся ясны те или иные законы многосложных явлений. Если традиционные религии не дают понимания процессов, связанных с кармическим движением судеб и государств, то Роза Мира открывает новый взгляд на эту проблему. Карма же напрямую влияет на метаисторические события. Эти два явления связаны между собой. Любая душа, которой не хватает тех или иных качеств для восхождения в посмертии, но вся жизнь, которой, являла собой устремление к Свету, проходит те или иные слои чистилищ по мере их обретения, подготавливаясь к дальнейшему служению и сотворчеству Провиденциальным силам. Такового был бы лишён Сахаров, если продолжил свою военно-научную деятельность, выражавшуюся в строительстве и разбухании мощи цитадели государства.
Но он, по мнению некоторых исследователей этой темы, искупил свою карму ещё при жизни. И это больше похоже на правду, чем приписывание ему связи с какими-то масонскими теориями и антирусским заговором. Для России он сделал больше, чем многие иные, и дело его не только в создании сложнейшего оружия, но если говорить конкретно об этой сфере, – в установлении этических норм по отношению к нему, его использованию и испытанию. Он показал всем крах дальнейших устремлений в деле развития урана в боевых целях. Создание термоядерного оружия было неизбежно, и если бы не великий академик, то появился бы другой учёный, который вполне возможно не обладал бы теми нравственными качествами и ответственностью за содеянное, в отличие от Сахарова. Тогда сдерживающий факт со стороны Науки свёлся бы на нет, что приблизило бы угрозу Третьей мировой войны. Но важно понять, что личности, деятельность которых препятствовала приближению войны и возникновению новых форм тирании, подготавливались Провиденциальными силами для исполнения своей миссии на Земле, в том числе и в России, задолго до их физического воплощения.
И тот факт, что процесс вооружения государств дело не угодное Богу и синклитам, не упраздняет метаисторическую логику в вопросе необходимости установления паритета, как непременного условия для обеспечения относительно безопасной жизни народов на Земле на тот исторический момент. Только великий учёный мог осуществить эту двойственную, в кармическом смысле, задачу и, как положительно то, что её воплотил в жизнь он, а не тёмный гений, с отсутствием нравственно-этической ответственности за дальнейшую судьбу своих изобретений.
Сахаров, говоря о себе, осознавал свою роль в этом мире и чувствовал силу своего предназначения.
«… судьба моя была в каком-то смысле исключительной … Не из ложной скромности, а из желания быть точным замечу, что судьба моя оказалась крупнее, чем моя личность. Я лишь старался быть на уровне собственной судьбы …».
Однако он не был человеком религиозным в традиционном понимании этого слова. Вероятно, великий учёный сознавал разумную силу, упорядочивающую этот мир, все элементы и тайные движения в нём, но все его силы были сконцентрированы на стремлении преобразовать государство, дать обществу возможность к прогрессивному развитию, а народам возможность мирного существования в условиях равновесия и гармонии.
Он высказывался о вере, вспоминая своё прошлое:
«Мой папа, по-видимому, не был верующим, но я не помню, чтобы он говорил об этом. Лет в 13 я решил, что я неверующий – под воздействием общей атмосферы жизни и не без папиного воздействия, хотя и неявного. Я перестал молиться и в церкви бывал очень редко, уже как неверующий. Мама очень огорчалась, но не настаивала, я не помню никаких разговоров на эту тему».Невоинствующий атеизм – это стадия сознания преходящая; не на этом, так на том свете…
Дорога к Розе Мира, по словам Андреева, открыта и для атеистов, готовых к совместному творчеству ради воплощения в жизнь её гуманистических идей. На первом плане всегда стоит сама жизнь человека, его деяния и светлая сторона его души. Если этот сосуд прочен и открыт, Господь вольёт в него нектар веры и религиозного восприятия жизни.
Мы можем быть уверены, что путь Сахарова не закончился. Что его земная жизнь была подготовкой к творчеству в иных мирах, в ином времени и пространстве, где опыт его жизни может послужить на благо народов Земли и связанных с ней слоёв нашей брамфатуры.
Только души чистых праведников, минуя слои искупления грехов, попадают в миры восходящего ряда. Фигуры двойственные при жизни, находившиеся в тяжёлых политических условиях, но продолжавшие выполнять возложенные на них судьбою задачи, связанные с улучшением и развитием общественно-государственного строя той или иной страны, проходят свой загробный путь, свои испытания для того, чтобы очищенными от груза земной жизни, быть принятыми в братский синклит сил Света.
На весах справедливости чаша добрых дел Сахарова несомненно окажется весомей ошибок, промахов и иллюзий, имевших место быть в его научной и политической жизни. А это говорит о стремлении его личности к победе тех идеалов, которые являются основными для человечества: это свобода слова, свобода вероисповедания, не обезображенная приставкой «квази» – демократическая власть, на основе разума и одухотворённых законов, совершенствуемых самими обществами всех стран мира.
Марат Шахманов