Геннадий Нейман. Стихи.Моление о чаше
Знаешь, папа, так тихо в рощице.
Ни зверей кругом, ни людей.
Мне совсем умирать не хочется,
даже ради твоих идей.
Ну не звали б меня учителем —
был бы плотник, пастух, рыбак...
Папа!
Можно не так... мучительно?
Или лучше — совсем никак?
Да скрутил бы ты в небе дулю им,
откровением для властей.
Ты ж меня не спросил — хочу ли я
жизнь заканчивать на кресте.
Милосердия мне бы, толику —
нож под сердце, в кувшине яд,
как представлю — в печенках колики
и озноб с головы до пят,
и душа, словно заяц, мечется —
перепугана и проста.
Извини... я — сын человеческий
от рождения до креста.
С чем сравню эту жизнь? Да с ветошью —
руки вытер и сжёг в печи...
А Иуда два дня не ест уже
и неделю уже — молчит.
Плохо, папа, ты это выдумал,
хоть на выдумку и мастак.
Может, ты их простишь? Без выкупа?
Просто так?...
Триптих Иуды
Глупо спорить с судьбой
Глупо спорить с судьбой.
Рок и фатум извечно в законе,
и фортуна по жизни моей не бывала подружкой.
Положил я гадалке монеты в сухие ладони,
да вина из баклаги налил в запыленную кружку.
Ворожея пророчила войны, погромы, напасти —
знать, на старости лет разучилась гадать по-иному:
на потёртый платок выпадали всё черные масти,
обещая суму да тюрьму, да дорогу из дому.
Покатились монеты из рук по истоптаной глине,
ворожея стояла, как идол, лицом каменея —
словно я в самых страшных грехах перед нею повинен,
словно тем, что живу — я уже виноват перед нею.
И пошел я в кабак. И напился там зло и тоскливо,
всё надеялся — может быть, карты напутали что-то....
...Оставалось лет семь до засохшей на склоне оливы
рыжекудрому парню, ушедшему из Кариота.
Мать
Пришли и сказали:
«Сын твой, за тридцать сиклей
или динариев...
Точно не знаем, но умер.
То ли его на крест, то ли сам — на осину...»
А в доме мал-мала меньше, кручусь до сумерек,
до упаду. Муж бездельник
и пьяница — должен всему Кариоту,
вечно без денег,
всегда без работы...
Одна надёжа — на сына,
на старшего — вырос и умным,
и сильным.
И вот, то ли его на крест, то ли — сам на осину...
А ведь говорила:
«Cыночек, милый,
куда же ты с этим нищим?
Что тебе — дома мало?
Места под крышей?
Пусть даже прохудившейся —
ну так починим...»
Сказали: «Даже не знаем, где схоронили...»
Маленький был — рыжий, забавный,
проныра.
Упал с обрыва — ножку поранил,
плакал — «Mама, так больно!»
А я шутила — «До свадьбы залечим...»
И вот — то ли его на крест, то ли...
Нечем....нечем....
нечем дышать...
Жизнь свою в щепки кроша,
ты и не думал о маме, мальчик.
Вой по-собачьи,
псиной
скули над непутёвым сыном...
То ли на крест его, то ли сам — на осину.
А может, все это сплетня?
Вернется через неделю,
смеясь: «Мама, это все глупые сказки
на Пасху.
Ты к старости стала
доверчива да плаксива.
Какие осины под Ершалаимом? —
Оливы...»
Истлела жизнь
Истлела жизнь.
Взлетела в небеса
комочком пара над людскою кашей.
Ты выбрал сам. Я тоже выбрал сам.
Один гончар лепил нам эти чаши.
Я не святой, не ангел, не пророк
и не стремлюсь ни в дьяволы, ни в боги.
Да если б в смерти был какой-то прок —
я сам себя распял бы у дороги.
Взгляни, Учитель — это ради них
идёшь на крест, и незлобив, и кроток?
Для тех, кто выл «распни его, распни»
на площади десятком сотен глоток?
Я знаю — завтра ученичья рать
рассеется среди простого люда,
пойдёт по городам и весям врать,
как продавал Учителя Иуда —
когда ведется подлая игра,
меняют знаки небыли и были...
--------------------------
Ты мне сказал — «Иуда, нам пора»,
и мы с тобою вечность пригубили.
Ты мне сказал — «Тебе я верю, брат».
А я ответил — «Я с тобою, ребе».
И принял камнем в тысячу карат
кусочек хлеба.
Мой злосчастный жребий.
Допрос
Боги, что же вина так мало?
Впрочем... суд, приговор и —
лягу.
Эй, вы, дети степных шакалов,
приведите того бродягу.
Отпустил бы тебя, бездельник,
ты юродивый — видит небо,
ни почета с тебя, ни денег,
только, знаешь ли, есть проблема.
Каиафа, старик упрямый,
(между нами — большой зануда)
говорит —
ты поносишь храмы,
говорит —
ты разносишь смуту.
Да какая, к Харону, вера?
Вечно лезете в зад без мыла.
Вот распнём тебя — для примера,
чтоб другим неповадно было.
Овцы топчут сухую землю,
Гриф жрёт мясо — но только падаль.
Я своих богов не приемлю
И чужих мне даром не надо.
Что ж ты выбрал в друзья Иуду?...
Ладно.
Хватит с меня допроса.
Завтра праздник у вас, как будто?
Так и быть, отпущу, философ.
Стража!
Всыпать ему горячих,
Чтоб надолго осталась память!
Завтра зайцем домой поскачет,
милость кесаря будет славить...
***
...Сколько минуло зим и весён.
Вы за что так караете, боги?
Все мне снится нагой философ,
крест роняющий в пыль дороги.
Сердце в рёбра —
больней и чаще,
темнота впереди —
бездонней,
еженощно к проклятой чаше
подношу я свои ладони.
Воронье над холмами стаей,
старый талес в потеках крови.
Не его — а меня толкает
солдатня остриями копий.
Вою —
раб у пустой могилы,
доведенный судьбой до края...
кто б ты ни был — за что караешь?
Не казни.
Отпусти.
Помилуй.
http://www.bukvitsa.com/20094/b_150611500_14_neyman.html