В полемике об отношении к Заключению неоднократно «всплывает» следующее суждение:
Да, ОРГовская компания малосимпатичная, но это не повод обращаться на сторону. В конце концов, каждый имеет право на свою точку зрения, свое мировоззрение. Надо быть толерантным.
Мне представляется, здесь происходит путаница понятий. Свою лепту в смещение понятий внёс барабанный бой «идеолога» ОРГа: «Стук, стук, стук …». Толерантность подразумевает, в первую очередь, терпимость к чужой позиции, не совпадающей с собственной, истинность или ложность которой еще окончательно не проверена опытом. Любая точка зрения, как бы неожиданно, на первый взгляд, она не выглядела, имеет право быть услышанной, в ней может быть зерно истины.
Но в данном случае мы имеем дело с явлением известным, проверенным временем и печальным опытом человечества. Оно лишь немного мимикрировало, но не настолько, чтобы его не узнать. Надо дать себе ясный и однозначный ответ - с чем мы имеем дело. Является ли идеология, культивируемая в последнее время на ОРГе, нацистской. В первую очередь необходимо ответить на вопрос, является ли система взглядов, исповедуемая и декларируемая М. Босым, идентичной идеологии А. Гитлера, так как именно им и только им определяется всё, что публикуется на ОРГе. Все остальное вторично. Да, да, именно так и не иначе, не больше и не меньше. Если является, то конформизм здесь просто преступен. В противном случае придется согласиться с тем, что «история учит тому, что она ничему не учит». И пусть нас не вводит в заблуждение тот факт, что «фюрерок» он микроскопический. Всё начинается с малого.
Далее я привожу отрывок из своей еще незавершенной работы, посвящённой исследованию психологического генезиса этических понятий. В нем рассматривается типаж А. Гитлера.
«Итак, типаж А. Гитлера. Психологические состояния: самомнение, самоуверенность.
Комбинация Эго-характеристик: высокомерие (гордыня) – авантюризм.
Комбинация Социальных характеристик: деспотизм – прожектёрство.
Для авантюриста характерно перманентное ощущение, что жизнь проходит мимо, и он куда-то не успевает. Осмыслить, куда именно, у него нет времени. Ему необходим немедленный результат, и он спешит действовать. Но, все же, какой-то «теоретический» базис, который служил бы в глазах окружающих фундаментальным обоснованием своей бурной деятельности, желательно раз и навсегда, необходим. Принудить себя к углубленному изучению чего-либо у него недостает терпения. Максимум, на что его хватает, так это «причаститься» к какой-либо грандиозной идее. Поэтому, чаще всего, он становится апологетом какой-либо одной доктрины или одной книги. Причем трактует её поверхностно, дилетантски. И, по большому счету, пребывает в невежестве. Будучи ещё и гордецом, он ставит ценность своей личности выше остальных, для него это очевидность, не требующая доказательства. Посему умозаключения, к которым он приходит, представляются ему окончательными истинами. И, если кто усомнится в этом, подвергается остракизму. Отождествляя себя с носителем окончательной истины, призванным активно проводить её в жизнь, гордец-авантюрист мнит себя центральной фигурой и бесцеремонно присваивает себе право регламентировать жизнь окружающих.
Интегральная Эго-характеристика – эгоцентризм.
Сам термин достаточно красноречив. Будучи включенным в социальные отношения, эгоцентрист стремится преобразовать их под себя, чтобы весь мир «вращался» вокруг него. Для этого им предлагаются скороспелые инициативы – прожекты, авантюрные по целям и эклектичные по содержанию. Эклектичность мышления – его характерная неотъемлемая черта, обусловленная невежеством и попытками элементарными категориями судить о многогранных явлениях. Фактически это возврат к доисторическому примитивизму. Не в силах усвоить и противопоставить что-либо достижениям культурно-исторической мысли, последние объявляются архаизмами, не заслуживающими большего, чем пылиться на полках. А когда появляется возможность, то отправляются в костер. Что мы и наблюдали в нацистской Германии. Другим следствием эклектичного мышления является формирование образа врага, виновного во всех проблемах. Антагонизмы разнообразных сторон социальной жизни подразумевают диалектическое единство методов их разрешения, осуществляемого в процессе эволюции социально-исторической действительности. Но диалектика не воспринимается эклектическим сознанием. Социальная действительность в таком сознании мозаична, распадается на независимые элементы. При такой перцепции безапелляционно верифицируются «ненужные, вредные» элементы, которые объявляются главными причинами проблем. Достаточно, по мнению эгоцентриста, «устранить» их и автоматически разрешатся общественные противоречия. Исторически наиболее востребованными жупелом всегда оставался «еврейский вопрос». Так было в гитлеровской Германии, так есть сейчас в России.
Гордец, облаченный властью, предстает как деспот. Эгоцентричный деспот руководствуется только своеволием, зачастую даже вопреки здравому смыслу. Обычаи, правила, законы, нравственные традиции для него не имеют ценности. Если они становятся препятствием, то с легкостью переступаются. Фактически он презирает всех.
Интегральная социальная характеристика – цинизм».
Тот, кто последнее время отслеживал «творчество» М. Босого пусть сделает собственные выводы. Мне представляется, этический «костюмчик» А. Гитлера, данный выше, на нем сидит как влитой. А этика определяет всё остальное.