7-10 ноября прошлого года в Консерватории прошел фестиваль-конференция «Музыкальный фольклор и этномузыкология: век XXI». Помимо научной части, она включала в себя несколько концертов, в том числе два концерта с участием фольклорных ансамблей из разных регионов России.
Фольклорные ансамбли – явление, вошедшее в музыкальную жизнь с 70-х годов прошлого века и уже занявшее в новейшей истории культуры свое неповторимое место. По сути это один из удачно найденных путей взаимодействия двух различных типов культур – традиционной и профессиональной. Основу такого ансамбля обычно составляют профессиональные музыканты (но, как правило, не вокалисты), регулярно участвующие в фольклорных экспедициях. Бывает, что в центре их внимания оказывается песенная традиция одного небольшого района, а иногда и одного села, если традиция там находится в хорошей сохранности. Из года в год соприкасаясь с ней, регулярно делая записи, текстовые и нотные расшифровки, участники экспедиции постепенно перенимают у местных исполнителей и множество тонких, невербализуемых особенностей исполнения: интонационных, синтаксических и тембровых, а также особую постановку голосового аппарата (совершенно не похожую на владение голосом в академическом вокале).
Так обычно складывается костяк фольклорного ансамбля (нередко он возникает при музыкальном или педагогическом училище или вузе), к нему затем могут присоединяться и другие участники, не обязательно имеющие музыкальное образование. Репертуар ансамбля может со временем расшириться за счет освоения песенных традиций других регионов, но может и остаться в первоначальных локальных рамках. Главная особенность этого явления в том, что песни, изначально вписанные в традиционный жизненный уклад, занимающие в нем свое строго определенное место, переносится ансамблями в другую среду существования – в концертную практику, где есть разделение на исполнителей и слушателей, где действуют другие законы протекания времени, более сжатого и насыщенного.
Постепенно возникли и другие формы деятельности, в том числе фестивали-слеты, где собравшиеся на нескольких дней десятки ансамблей, разбивая палаточный городок, создают некоторое подобие традиционного музыкального быта – то есть песни и синкретические музыкально-обрядовые действа воспроизводятся в более естественных, неконцертных условиях.
Первым ансамблем такого направления, привлекшим к себе широкое внимание, стал ансамбль Дмитрия Покровского. Это был коллектив ярко выраженной сценической природы, созданный из музыкантов большого артистического темперамента. Со временем, помимо чисто аутентичного исполнения народных песен, в его репертуаре появились и разного рода экспериментальные трансформации фольклорного материала; немалое внимание отводилось сценической режиссуре концертов. Ансамбль Покровского открывал и продолжает открывать новые пути обновления профессиональной музыки за счет восприятия ею элементов фольклора.
Однако большинство коллективов, которые сейчас называют себя фольклорными ансамблями, не идут по этому пути. Дело не только в их профессиональных возможностях, но и в главной установке: воспроизводить и сохранять в максимальной чистоте народную традицию исполнения, не привносить в нее элементов современной культуры.
Связанные с этим вопросы я довольно подробно обсуждал в
беседе с Сергеем Старостиным, с Инной Лукичевой (там же, следующим постом) и с
Наталией Гиляровой.
(Кстати, почему я пишу об этом в разделе Старостина? Немного терпения: скоро он появится здесь в качестве главного героя. А пока продолжаю рассказ.)
В концерте 7 ноября в Рахманиновском зале участвовали: недавно организованный небольшой коллектив студентов Гнесинской академии (с собранными в экспедициях песнями Брянской и Смоленской областей), московский ансамбль «Ромода» (песни Белгородской области) и ансамбль «Воля» при Воронежской академии искусств (песни Белгородской и Воронежской областей). Вела концерт Наталия Гилярова, многолетний руководитель ансамбля Московской консерватории (его концерт записан
здесь). Кроме того, приехал ансамбль «Истоки» – это уже был не профессиональный коллектив, а носители живой непрерывной традиции из станицы Тбилисская Краснодарского края.
В качественно изданном буклете фестиваля-конференции рассказано обо всех участниках концертов (см. в приложении). Запись концерта –
в Фонотеке.
После концерта, как обычно и бывает, его участники продолжали музицировать. Ребята из ансамбля «Ромода» и присоединившиеся к ним слушатели пели южнорусские и казацкие песни сначала под аркой у входа в Рахманиновский зал, а потом двинулись в направлении Никитских ворот.
https://rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2013/vd/1107/09.MP3