Диалог культур
Фестиваль "Русь-Тибет"

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 10 Октябрь 2010, 19:56:34 »
Приглашаю 16 октября на музыкальный фестиваль "Русь-Тибет". Он пройдет в концертном зале ЦДХ (на Крымском валу), начало в 18 час.

Музыкальный фестиваль Русь-Тибет.
Русские обрядовые заклинания. Тибетская ритуальная музыка.

Татьяна Калмыкова (проект «Живая Земля»), Сергей Старостин, Анжела Манукян (проект «Волга»), Александр Жихарёв, Святослав Пономарёв (PURBA)

Фестиваль Русь-Тибет
– это взаимопроникновение традиций, синтез времен и культур
– это путешествие в глубины восприятия, обращение к истокам творческой инициативы
– это не реконструкция древних традиций, это чистое, искреннее переживание, обряд, знаменующий переход на новую ступень развития
– это актуальное восприятие древнего Искусства современными музыкантами.

«Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2015, 08:15:30, ВОЗ»

« #2 : 10 Октябрь 2010, 20:00:53 »
Об участниках:

Татьяна Калмыкова («Живая Земля») – исследователь древней русской музыки, певица, композитор. В своем исполнении сочетает традицию, аутентичное пение и импровизацию. В некоторых записях сближается с модным течением фолк-троника – сочетание этнических традиций и современных электронных средств. Критики не раз называли ее творчество "Голосом Российского Космоса", "Русским Народным Трансом", "Русскими Обрядовыми Заклинаниями Нового Века".

ЖИВАЯ ЗЕМЛЯ – проект, объединяющий на одной сцене лучших электронных и этно-музыкантов. Древние русские песенные традиции, архаичный пра-звук до начала времен, живая перкуссия и электроника – обращают к истокам и создают многомереное космо-психоделическое пространство.

Участники проекта: Калмыкова Татьяна – голос, гудок, хомус
Слава Маgimatic – электроника
Андрей Tanzu – перкуссия, фрайдрамы
Сергей Старостин – голос, духовые (жалейка, калюки, кларнет, сопелки), гусли.
Гости проекта: Святослав Пономарев – тибетская ритуальная музыка. Юрий Элик – видеохудожник.


Сергей Старостин.

С сайта etnosfera.ru
Если бы существовала некая абстрактная "Нобелевская премия по русскому фольклору", то ее первым лауреатом, без сомнений, должен бы был стать Сергей Старостин. В творчестве этого известнейшего фольклориста, вокалиста и исполнителя на многочисленных этнических инструментах важны не только его безоговорочный авторитет в среде критиков, слушателей и специалистов, не только его проверенное масштабными зарубежными гастролями и специальными концертными проектами исполнительское мастерство, но и его неизменная гибкость, открытость внешним влияниям, постоянный поиск нового. Старостин удивительным образом сочетает традиционный подход к изучению и исполнению русского фольклора (в его личной коллекции, собранной в этнографических экспедициях – несколько тысяч песен) и естественное для человека желание быть современным. В его собственных проектах аутентичный материал может соседствовать с электрическим басом, почти роковыми ударными (таковы, например, группа "Жили-были" или опыты сотрудничества с Инной Желанной); и наоборот, в куда более авангардных составах, подобных знаменитому "Moscow Art Trio" с участием Аркадия Шилклопера и Михаила Альперина, традиционный материал в исполнении Старостина вопреки всем канонам выглядит частью современной авангардной канвы. Старостин с неизменным успехом сотрудничал с абсолютно полярными стилистически проектами, среди которых арт-джазовое "ВолковТрио", традиционные русские хоры, многочисленные представители фолк-рока, этнические музыканты Азии, Европы, других континентов.


Святослав Пономарев – один из интереснейших персонажей московского андеграунда. Черпая вдохновение из тибетской музыкальной и ритуальной практики, он остается ультрасовременным. Темную ржавчину настоящего он пропускает сквозь чистый фильтр традиции, которую толкует исключительно как импровизацию "здесь и всегда". Тибетская ритуальная музыка Мантры, тибетские инструменты (трубы дунгчен , тарелки, большой барабан нга), галин- флейта из берцовой кости, маленькие ритуальные барабаны дамару. purba.ru

Александр Жихарёв (била) – изобретатель музыкального инструмента на основе плоских бронзовых колоколов, известных на Руси еще с древнейших времен. Он создает большие звонницы из пластин разных размеров и форм. Близкое к "музыке небесных сфер" звучание такого музыкального инструмента имеет очевидное терапевтическое воздействие на все живые существа.

Анжела Манукян
Уникальный этно-электронный проект "Волга" появился в 1997 году по инициативе певицы Анжелы Манукян и известного музыканта и продюсера Алексея Борисова. Также в состав коллектива вошли знаменитый гитарист Роман Лебедев и замечательный художник и музыкант Юрий Балашов. Певица и этнограф Анжела Манукян – обладатель проникновенного, лирического, и в то же время мистического и завораживающего голоса, главного украшения проекта "Волга". Анжела занимается сбором и обработкой русских аутентичных текстов, а также свободно владеет разными вокальными техниками, присущими не только русскому фольклору, но и этническим традициям Тувы, Алтая, Средней Азии и Северного Кавказа. Ее давний интерес к русскому фольклору, серьезное изучение специализированной литературы и архивных документов находят практическое воплощение в различных фолк-проектах, а также в совместной работе с такими известными музыкантами и коллективами, как Сергей Старостин, Сергей Клевенский и Илья Хмыз, Ричард Норвила, дуэт SpiecesOfFishes, арт-группа Север. В рамках проекта "Волга" этим неординарным музыкантам удалось объединить современную электронику, элементы неадаптированного русского фольклора и ритуальные этнические мотивы. Музыка "Волги" базируется на синтезе танцевальных ритмов и традиционной славянской полиритмии в сочетании с атмосферным эмбиентом и нойзом, акустической перкуссией и экологически чистыми мелодиями. Слова песен – аутентичные тексты XII-XIX веков.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2015, 08:18:41, ВОЗ»

« #3 : 11 Октябрь 2010, 11:19:05 »
Сережа, я очень рада! Чудесно! Надеюсь на встречу.

Ира Мясковская

« #4 : 13 Октябрь 2010, 20:27:23 »
Хорошо бы знать, сколько человек от нас придет. Если собиремся часам к пяти или пораньше, Сергей нас проведет с собой. Кто придет позднее - надо будет покупать дорогие билеты.

Время провести будет где. Выставка, о которой я недавно писал, начинается буквально в нескольких метрах от входа в конференц-зал. Много интересного на втором и третьем этажах. Можно посмотреть и репетицию. В таких случаях (когда сходятся музыканты, раньше не выступавшие или редко выступавшие вместе) репетиции бывают не менее интересны, чем само действо - всё находится и рождается у нас на глазах.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

« #5 : 13 Октябрь 2010, 20:30:28 »
Женя, сделай рассылку по ЛС тем, кого хочешь (особенно) оповестить (просто ссылку на ветку, как я иногда делаю). Многие просто могут не заметить эту ветку вовремя и не прочитают твоё приглашение.

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

« #6 : 17 Октябрь 2010, 21:36:18 »
Замечательный вчера был концерт!
Сергей и Женя! Огромное ввам спасибо!

"Благодать не отрицает природу, а преображает ее." - Николай Бердяев и Св.Фома Аквинат
_______________

Мария Хотина

« #7 : 21 Октябрь 2010, 12:47:28 »
Да, Мария,  концерт и на меня произвёл большое впечатление. Я до сих пор вспоминаю о нём с большим воодушевлением.  И, честно говоря, пока мне трудно найти слова, чтобы более или менее точно выразить своё отношение к услышанному. 

Но значит это только одно – это музыкальное событие затронуло  полузабытые струны души и сердца, разбудило  до поры до времени спящее чувство гармонии древних начал времени и жизни.      …Во время оно…

Гармонии,  соединяющей аз грешных с вселенной и  космосом, соприкасающей с космическим порядком жизни. И это – гармония  и н о г о, она совсем не похожа на привычные гармонические лады музыкальной классики. Хотя, лично для меня, они не противоречат один другому, а просто сосуществуют в едином потоке музыкальной памяти.

Мне было особенно интересно наблюдать за исполнением и исполнителями этого музыкального действа.  Нечего и говорить, насколько и неожиданной, и уместной оказалась перекличка тибетского и пра-российского звукового ряда! 

В этой звуковой перекличке  значение музыканта-исполнителя как будто перерастало самого себя и становилось чем-то большим, напоминало скорее звуковое отражение вселенской жизни, чем просто исполнение найденного звукового сочетания.

А когда в это, почти стихийное и предельно открытое музыкальное самодвижение включился голос певицы, то показалось, что мы как будто прикоснулись к истокам Слова.  И я сразу вспомнила чудные распевы русских былин с их особой, скрытой и сдержанной, - порой и ироничной! - мощью и силой.

Спасибо всем музыкантам, всем исполнителям этого замечательного концерта. Очень хотелось услышать их еще раз.

                                                                            Ирина Николаева

P.S. Да, Женя, и хорошо бы выложить сюда какие-то записи, музыкальные фрагменты этого фестиваля.

«Последнее редактирование: 21 Октябрь 2010, 12:57:49, Ирина Николаева»

« #8 : 21 Октябрь 2010, 23:29:43 »
Съемки велись – может быть, что-нибудь появится на Ютубе. Буду отслеживать.

Пока могу показать другие материалы об исполнителях. Вот два ролика о Святославе Пономареве, исполнителе тибетской музыки:

PURBA in STERKH GALLERY.avi

svyatoslav ponomarev antigravitation

Только во втором случае он в другой роли: в роли исполнителя квазиритуального действа под готовую авторскую фонограмму. В концерте же он выступал как музыкант в реальном времени, играя на множестве традиционных инструментов. Это был своеобразный синтез сольного музыкального выступления и театра одного актера, сопровождаемый видеорядом. Мне трудно описать образный строй этого спектакля, я только чувствовал, что своими истоками он уходит в неизвестную мне тибетскую культуру со всем своеобразием ощущений, непривычным для нас пониманием длящегося времени, чувством чего-то древнего, надличностного и, может быть, устрашающего. Здесь не годятся привычные слова об эпичности или нагнетании драматической экспрессии – они применимы к искусству более европеизированному, «окультуренному», здесь же было настоящее погружение в атмосферу, никакой европеизацией не затронутую.

Центром внимания попеременно становилась то музыкальная линия спектакля, то визуальная. Насколько я понял, видеоряд был импровизацией по ходу музыки на основе заготовленного материала (видеохудожник – Юрий Элик). В тибетской части действа это были древние символические изображения, суровые пейзажи, в том числе с движением облачных масс (как в фильме «Коянискацци»; возможно, некоторые кадры взяты оттуда). Был соответствующий материал и для русских разделов концерта.

(заметка не закончена, буду продолжать)

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

« #9 : 22 Октябрь 2010, 05:48:21 »
Женя! Спасибо тебе за отклик и  за выложенные ролики. Твои припоминания о концерте Святослава Пономарёва весьма точно, - если останавливаться на оценках стилистических, - дополняют и мои впечатления от услышанного и увиденного на концерте в ЦДХ. Особенно отмечу твоё замечание о том, что

Здесь не годятся привычные слова об эпичности или нагнетании драматической экспрессии – они применимы к искусству более европеизированному, «окультуренному», здесь же было настоящее погружение в атмосферу, никакой европеизацией не затронутую.

В этом я совершенно с тобой согласна. Я почувствовала это и в том музыкально-сценическом действе, которое впервые увидела в зале ЦДХ. Точно также, как и ты, я почувствовала  всё глубинное различие "гармонических принципов" и образного строя этого музыкального исполнения от всего, слышанного мной ранее. Однако я приняла это как должное и необходимое. Возможно, - подумалось мне, - что различия эти коренятся в способах представления  человеческого Я, которые целиком отличают европейскую культуру от всех остальных культур. Так мне представляется, по крайней мере.

Насколько мне известно, о тибетской культуре написано немало. У меня под рукой сейчас имеется книга Л.Н. Гумилёва о тибетском искусстве, в частности, о тибетской иконе. Ты продолжай свои заметки, а я постараюсь рассказать о том, как видятся Л.Н. Гумилёву особенности тибетского искусства. Если получится, выложу картинки из его книги, их там немало.

                                                                                                                  Ирина Николаева

                                                                                                           

«Последнее редактирование: 22 Октябрь 2010, 09:39:01, Ирина Николаева»

« #10 : 24 Октябрь 2010, 21:23:27 »
Представляю материалы о других участниках концерта.

Татьяна Калмыкова
https://youtu.be/MT6beqRqPHs

Фрагменты ее проекта «Живая земля» (кое-что из этого звучало в ЦДХ)
https://youtu.be/TeHTL9DUIks

Калмыкова ТатьянаSWA в проекте Живая Земля
https://youtu.be/TeHTL9DUIks

https://youtu.be/yEazqBIcor4

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2015, 08:23:43, ВОЗ»


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2015, 08:26:12, ВОЗ»

« #12 : 31 Октябрь 2010, 19:40:36 »
Материалы об Анжеле Манукян:

http://learnmusic.ru/_rep196

http://www.blogs.smartzone.ru/main/music/42277-volga-volga-kymyshki-drinks-kumushki-pyut-2010.html

В рамках этого концерта она стояла особняком, несколько выпадая из общей концепции действа, насколько она (эта концепция) угадывалась. Отличалось ее выступление и стилистически: это был некий вариант композиторской обработки аутентичного материала в распространенной уже несколько десятков лет среди композиторов манере. Свое происхождение она ведет от театрализованно-характеристических вокальных миниатюр с шаржированным заострением интонаций и ритмического рисунка. Впрочем, Анжеле Манукян удается вдохнуть в этот стиль новую жизнь, поскольку вместо академического вокального звука звучит аутентичный тембр, а вместо несносных фортепианных кластеров – гораздо более уместная здесь электроника.

Основной же раздел русской части концерта составляли выступления Т. Калмыковой, С. Старостина и А. Жихарева, объединявшихся в различных сочетаниях, иногда поддерживаемых электроникой и тибетскими ударными и шумовыми инструментами.

Одной из наиболее ценных черт подобных концертов является их интерактивность, сближающая их с искусством театра. Состав их участников почти никогда в точности не повторяется, и поэтому при исполнении одной о той же песни каждый раз выстраивается новая звуковая ткань. Это можно проследить, разыскав выступления Старостина на Ютубе: некоторые песни там представлены в двух-трех-четырех вариантах. Иногда различия только в наполненности музыкальной фактуры, ее тембровом облике и в общем характере исполнения. А бывает и более существенное переосмысление песни, когда, попадая в новое инструментальное окружение, она полностью меняет свой интонационный строй.

"Колыбельная-Страшилка" С.Старостин, М.Калдарару

Этим летом я слышал в ДОМе еще одну версию этой же колыбельной, ни на что не похожую, импровизированно рождавшуюся силами С. Старостина, М. Калдарару, Т. Калмыковой и электроники.

В этот раз одним из главных составляющих, определивших своеобразие звучания, стали колокола Александра Жихарева. Этим изначальна была задана некоторая напряженность общего замысла, происходившая из несоответствия разных темброво-интонационных стихий – аутентичной русской песни и звукоряда колоколов. Настроены они по диатоническому звукоряду, но каждый отдельный звук имеет весьма специфичную систему обертонов, так что в целом образуется очень сложная и насыщенная звуковая масса. Сольные колокольные композиции в целом стилистически лежат в композиторской традиции, продолжая линию Мусоргского – Рахманинова – Свиридова, но знакомые интонационные обороты, воспроизведенные в колокольном тембре, звучат непривычно, в них усиливается ощущение космичности, «музыки сфер».

Когда колокола взаимодействовали с необыкновенно богатым и объемным звучанием голоса Татьяны Калмыковой, возникало некое новое качество, обусловленное двумя факторами. Во-первых, ладовое своеобразие песен (некоторые из них представлены в видеофрагментах) накладывалось на колокольную диатонику, осложненную сложной игрой обертонов, в результате каждая интонация песни начинала звучать в новых акустических условиях, несла уже иной смысл. Во-вторых, колокола до некоторой степени задавали и собственный стилевой ориентир. Но все-таки верх брала энергетика и тембровая мощь вокального голоса, возвращая песне фольклорный облик, обогащенный, но не утрачивающий своей почвенности.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 30 Ноябрь 2014, 01:55:21, ВОЗ»

« #13 : 26 Декабрь 2011, 21:42:19 »
Фрагмент концерта 16 октября 2010 года

https://youtu.be/FH0w7nVd7n8

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 23 Сентябрь 2015, 08:27:59, ВОЗ»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика