Борис Зайцев. Избранные произведения в Библиотеке вестничестваОпределяя вестнический потенциал словесного искусства, нельзя ограничиться только поэтической речью: художественная проза дает не меньшие возможности для выявления «сквозящего видения». Не говоря уже о масштабных художественных зданиях, способствует этому и прозаическая миниатюра, позволяя писателю достичь максимальной отточенности языка, его неповторимой фактурности, и через эти качества – проникнуть за грань очевидного, обыденного.
Борис Константинович Зайцев (1881-1972) вошел в литературу в самом начале 20 века, продолжив традицию прозаической миниатюры, идущую от Чехова и Бунина. Позднее обратился также к крупной прозаической форме и драматургии. В 1922 году начался длительный и плодотворный период творчества в эмиграции. Главным трудом своей жизни Зайцев считал перевод «Ада» Данте, выполненный ритмической прозой, максимально приближенный к авторскому тексту (работа над переводом началась в середине 1910-х годов, когда существовали русские переводы лишь отдельных, немногочисленных глав, и продолжалась до 1960-х).
Подробнее о Б. Зайцеве:
http://www.krugosvet.ru/articles/73/1007316/1007316a1.htm http://www.pravoslavie.ru/jurnal/culture/zaitsev.htm В ранних рассказах писателя наиболее остро и непосредственно проявилось качество, которое Д. Андреев охарактеризовал как «восприятие сквозящее, различающее через слой физической действительности другие, иноматериальные или духовные слои». Не порывая с жизнеописательной, бытовой основой повествования, Зайцев делает своими героями людей с немного приоткрытым духовным зрением, улавливающих за мерным течением жизни какое-то мистериальное дыхание.
В живой, вибрирующей атмосфере, наполняющей рассказы, можно иногда различить и эманации светлых стихиалей (
«Север»,
«Сон»,
«Океан»), и веяния затомисов, возвышающие и просветляющие человеческие чувства (
«Тихие зори»,
«Миф»,
«Май»), и следы воздействия инфрафизики и темных эгрегоров (
«Вечер»,
«Черные ветры»,
«Завтра»).
В повести
«Аграфена» история жизни человека осмысляется как путь к максимальной духовной проясненности и чистоте.