КАРР
Проза. "Лирические героини"

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 06 Декабря 2009, 15:53:16 »
ЛИРИЧЕСКИЕ ГЕРОИНИ




    Начался этот бзик с письма знакомой дамы, она цитировала другую даму, которая называла третью даму "настоящей стервой", вкладывая в этот термин, между прочим, оттенок восхищения. Тривиальные женские разборки, да? Ничего подобного. Речь шла исключительно о творчестве, о поэтическом творчестве, в частности. В тот период проводился последний конкурс приснопамятной Большой Буквы, и у всех нас, участниц этой переписки, ум за разум заходил от чтения огромного количества стихов, выдачи критических разборов и читательских впечатлений; пища жевалась нами в ритме хорея, походка напоминала о дактиле, скандалы с домашними исполнялись гекзаметром..

    На письмо нужно было отвечать. "Нет, не дотягивает до стервы, - изложила своё мнение я. - Стерва - это о! Ну, вот Пугачёва - стерва, а, допустим, Лолита из Кабаре-дуэт или Жанна Агузарова - дрянные девчонки. Имхо.".

    Ещё эта "другая дама" писала о поэтических "принцессах", перечислив основные свойства их стихов.

    Очень метко, очень точно, так мне показалось. Ниже приведу эту характеристику.

    И вот тогда задумалась я над классификацией "поэто-женщин"; начал ли во мне работать привыкший к систематизации бывший технарь, пресытилась ли простым чтением, но - стала отмечать похожие стихи, и сама собой сложилась некая классификация авторов сетевой женской поэзии. Не по стилю стихосложения, не по школе, не по мастерству даже, скорее, по "мировоззрению", по натуре лирических героинь, высовывающих личики из стихотворений.

    Итак, названия первых двух типов - "СТЕРВЫ" и "ПРИНЦЕССЫ" - и примерное их описание дала в письме "другая дама" (открыть, кто она - этично ли будет? Я не знаю её адреса и не могу спросить разрешения назвать её имя).

    Третий типаж определила я - "ДРЯННЫЕ ДЕВЧОНКИ".

    Со временем обрисовались ещё такие типажи:
- "РОЗЫ ВОЗЛЮБИВШИЕ"
- "СЛАДКИЕ ЖЕНЩИНЫ"
- "КИНДЕР-КИРХА-КЮХЕН"
- "ПТИЧКИ ПЕВЧИЕ"
- "КЛОУНЕССЫ"
- "МЫСЛИТЕЛЬНИЦЫ"
- "ПАЦАНКИ"
- "ВАЛЬКИРИИ" (вариант "ФУРИИ")
- "БЭБИ" ("ТРАВЕСТИ")
- "НОЧНЫЕ ВАЗЫ" ("ТАМПАКСЫ")
- "ПСАЛМОПЕВИЦЫ"
- "СКАЗИТЕЛЬНИЦЫ"
- "МАРКИТАНТКИ"
- "ГАДКИЕ УТЯТА"
- "СНЕЖНЫЕ КОРОЛЕВЫ"
- "С ИЗЮМИНКОЙ"

    Попробую охарактеризовать каждый тип.

    Понимаю, что такое деление условно и субъективно.

    Понимаю, что СЛАДКАЯ ЖЕНЩИНА иной раз может высказаться так, что любая МЫСЛИТЕЛЬНИЦА позавидует, а ПРИНЦЕССА время от времени, когда наскучит "ноблесс оближ", может расхулиганиться похлеще ПАЦАНКИ, которая, в свою очередь, иногда начинает петь ПТИЧКОЙ ПЕВЧЕЙ.

    И то понимаю, что "классификация" моя не полна и не исчерпывающа.

    Тем не менее, думаю, довольно интересно будет взглянуть на "стихопишущих" женщин в этом ракурсе.

    В каждой категории есть мастерицы и ремесленницы, традиционалистки и авангардистки, профессионалки и дилетантки, т.е. моя "классификация" не отменяет существующих градаций.

ПРИНЦЕССЫ.

   "Принцессы - нежные, утонченные, "в шумном платье муаровом", в шелках, невинницы, но со страстью во взоре. Целомудрие - но с порочным вкусцом, приятно сдабривающем девственную белизну. Как у Ахматовой: "Но клянусь тебе ангельским садом, Чудотворной иконой клянусь И ночей наших пламенным адом"... Икона - и пламенные ночи, кружева - и страстная любовь. Но кружева все же главенствуют" (из письма).

   От себя добавлю, что ПРИНЦЕССЫ чрезвычайно искусны в стихосложении, их стихи красивы и завораживающи, музыкальны и живописны, что они задают тон - тон стиха и общения - в своих тусовках (если они снисходят до тусования), что они почти всегда любезны и приветливы, что вокруг них роятся и жужжат нешуточные поклонники, что они, наконец, как правило, молоды и (или) красивы. Для полноты картины приведу ещё одну цитатку из той переписки: "У меня больше уважения к сетевым принцессам - к тем, которые не играют эту роль, а таковы есть на самом деле - пусть даже только в виртуале. А в нём полно и лже-принцесс, самозванок с немытой шеей и грязными ногтями" (автоцитирование). ПРИНЦЕССА всегда слегка влюблена, её чувство возвышенно и прекрасно.

СТЕРВЫ и ДРЯННЫЕ ДЕВЧОНКИ

   СТЕРВА была охарактеризована дамой так: "Я иная, я смелая, самодостаточная, отвязная, гиперсексуальная, мне на все плевать - сплошная и бесконечная декларация. На пышной груди рвется тельняшка, в лицо восхищенной публике швыряются обвинения и откровения, сдобренные матерком, который в устах красивой стервы обретает какую-то надрывную художественную силу. Обязательно употребляется слово "оргазм"" (из письма).

   Я кинулась спорить: "Не. Это не стерва - не нужно обижать стерв. Это последовательница "дрянной девчонки" Дарьи Асламовой - вот кто она. Это "наш ответ Чемберлену": выходец из женской среды на плотоядный зов меркантилизированного социума. Закономерный результат ситуации "кто эту дэушку ужинает, тот её и танцует". Такие типажи востребованы обществом сейчас".

   Мои дополнения к характеристике: СТЕРВА - это звучит гордо. СТЕРВА - одиночка. СТЕРВА издевается над родом человеческим (и над женщинами, и над мужиками) и живёт по собственным законам. В её стихах пульсирует нерв, в них - внутренняя сила, силища - могучая, властная, стихийная.

   ДРЯННАЯ ДЕВЧОНКА косит под СТЕРВУ, но отличается от неё. Мужиков, хоть и "швыряет на татами", но лУбит, ай, как лУбит (тогда как СТЕРВА их просто использует). Живёт по правилам, установленным в её среде (модно пить - пьёт, модно ширяться - ширяется, моден верлибр - она верлибристка, заговорят о традициях - вспомнит "магию твёрдых форм" - (с)), СТЕРВЕ наплевать и на писанные, и на неписаные законы, она сама определяет - как ей жить, и как и о чём писать.

   У ДРЯННОЙ ДЕВЧОНКИ эпатаж - самоцель либо защитный скафандр. Большинство ДРЯННЫХ ДЕВЧОНОК уходит от этого образа с возрастом (от СТЕРВЫ не уйдёшь - это нутро). ДРЯННАЯ ДЕВЧОНКА обычно не трогает Господа Бога, СТЕРВА может оттянуться и относительно религии. СТЕРВА - бунтарь, ДРЯННАЯ ДЕВЧОНКА - скандалистка.

РОЗЫ ВОЗЛЮБИВШИЕ

   Ох, кто из нас, милые "поэтки", не побывал в этой категории?

   Кого не промолола лютая мясорубка чувства?

   Кто из нас не пел, давясь слезами или захлёбываясь восторгом, на грани безголосия?

    Трудно определить, у кого любовная тема - дань моменту, а кто обжил эту территорию и будет жить на ней всю творческую жизнь.

   Сюжетика у РОЗ ВОЗЛЮБИВШИХ незамысловата:

   либо "он - моё счастье", либо "он - горе моё", реже "я - его счастье (или горе)". И горечь, и радость смакуются, описываются тончайшие оттенки чувства,

   иногда подробно рассказывается love story, перечисляются многочисленные жертвования на алтарь страсти и причинённые обиды (это, кстати, почти безошибочный признак не просто влюблённого поэта, а именно РОЗЫ ВОЗЛЮБИВШЕЙ). РОЗА часто обращается в стихотворении непосредственно к любимому, осыпая его комплиментами или бранью.

   РОЗА в лирическом произведении своём любит и страдает "как положено", "по правилам", "как все".

   Иногда стихи РОЗ ВОЗЛЮБИВШИХ напоминают притворные стоны страсти на подостывшем супружеском ложе...

СЛАДКИЕ ЖЕНЩИНЫ

   В стихах подаётся собственный образ с максимальной привлекательностью и сексапильностью. Мадам даёт понять, что она - это "чего-то особенного", рассыпая в стихе неуловимые феромоны. Мадам проникнута комплексом полноценности - до нарциссизма и почти мастурбирует словесно (пардон). Мадам делает это почти бессознательно, не ставя перед собой каких-то целей, не в стремлении завоевать чьё-то расположение, не из желания привлечь и полонить мужскую особь (что характерно для МАРКИТАНТОК), а - от натуры, от осознания себя таковой: неотразимой, желанной, "сладкой".

   СЛАДКИЕ ЖЕНЩИНЫ с годами, как правило, уходят в КИНДЕР-КИРХА-КЮХЕН (в реале часто происходит то же самое). В стихах СЛАДКОЙ ЖЕНЩИНЫ могут быть хороши "пейзажи" или "путевые заметки". СЛАДКИЕ ЖЕНЩИНЫ, как правило, не бывают авангардистками.

КИНДЕР-КИРХА-КЮХЕН

    В стихах декларируются житейская состоятельность и житейская мудрость автора. Уйма дидактики, способы решения любых проблем, напоминающие рецепты из кулинарной книги. Технически стихи авторов данной категории почти всегда не блестящи. Тем не менее, игнорировать их творения не стоит: эти авторы, в самом деле, если не окончили "школу жизни", то достаточно долго в ней "поучились"; если они откровенны, то в стихи их проникает немало интересных вещей, например, может наличествовать изрядная наблюдательность, некоторая - не злобная - насмешливость, доброта, понимание глубинных законов жизни и умение их использовать, "психологичность". Они любят писать "поздравлялки" и стихи с посвящением.

ПТИЧКИ ПЕВЧИЕ

    "Беззаботные" ПТИЧКИ, зачастую, не обременяют себя знанием законов стихосложения, а запрокидывают головки и поют, соловушки, просто оттого, что - поётся. Поётся не особенно умело, часто подражательно, но - искренне и истово до отчаянности. ПТИЧКИ почти всегда молоды, даже юны; "поёт", собственно, неудовлетворённое либидо. Но это не правило. В стихах ПТИЧЕК вполне могут "запеть" космос, природа, человечество (извинения за высокопарность: люблю эту категорию, самые "поэтичные поэты" - ПТИЧКИ ПЕВЧИЕ, имхо). Изрядное количество разнообразных "ляп" или тавтология в стихе компенсируются изрядным же количеством находок или свежестью.

КЛОУНЕССЫ

    Название категории и есть исчерпывающая характеристика данной поэтической натуры. "Им одна награда - смех" - (с). Умеют и любят вызвать и улыбку и хохот. Пародии, эпиграммы, юмор богатейший, ирония и самоирония.

   КЛОУНЕССЫ бывают и белыми клоунами, тогда их смешки и усмешечки пропитаны лиризмом.

    Техника КЛОУНЕСС - на уровне мастеров, поэтическая эрудиция весьма обширна, они могут сымитировать любой стиль, хотя не слишком любят верлибр. Встречаются в сети попытки посмешить, выполненные на невысоком техническом уровне. Это - не КЛОУНЕССЫ, это - кривляки, или, в лучшем случае, кому-то из другой категории пошутить захотелось.

МЫСЛИТЕЛЬНИЦЫ

   Этим подавай мировые проблемы (хотя бы как повод для функционирования мыслительного аппарата, что они очень ценят: "Не догоню - так согреюсь" - (с) - анекдот).

   В стихи врифмованы философские термины, знаменитые фамилии мудрых людей, изречения на "импортных" языках. Читать стихи МЫСЛИТЕЛЬНИЦ интересно, но у них - не те стихи, которые шепчешь на ушкО возлюбленному в полумраке :-).

   МЫСЛИТЕЛЬНИЦЫ мрачноваты, у них много претензий к мирозданию (иногда в стихотворении проскальзывает уверенность, что уж она-то, автор стиха, "знает, как надо было сделать" и могла бы обустроить Вселенную много лучше и разумнее).

   МЫСЛИТЕЛЬНИЦЫ часто авангардистки, если же они работают в классической манере, то - чётко, строго, жёстко.

ПАЦАНКИ

   Это - "хулиганки" и задиры, ниспровергательницы авторитетов в поэзии.

   Они могут использовать ненормативную лексику в сугубой лирике или пылко осмеивать общепризнанные высокие каноны. ПАЦАНКИ, как правило, юны. Они очень похожи на ДРЯННЫХ ДЕВЧОНОК стремлением к эпатажу, но, пожалуй, интереснее пишут, свежее и раскованнее. И, если ДРЯННЫЕ ДЕВЧОНКИ переклинены на сексе, то у ПАЦАНОК палитра богаче, им дороже поэтическое слово.

ВАЛЬКИРИИ

    Воительницы, гневные мстительницы. Их стихи призывают, обличают, клеймят. Это могут быть "партайгеноссе" или суфражистки "на марше".

   Вопли рифмующих гарпий почти вонзаются в уши. Страшно становится за объекты их испепеляющей ненависти. В стихах ВАЛЬКИРИЙ кишмя кишат клятвы, лозунги, проклятия, единственное, чего в них, как правило, нет, - поэзия (откуда ей взяться, если цель и смысл жизни этих дам - борьба?); раскатистое "ррр" рррычит из стрррочек, мрачные пророчества, мировая скорбь… Карбонарии со сковородками в десницах… А! Скучно.

БЭБИ

   Стихи нарочито трогательны и старательно наивны. Лирическая героиня пребывает в кружевных панталончиках и с пальчиком в ротике. Её "большие удивлённые глаза" смотрят на мир - с младенческим неведением (до идиотизма). Сплошные "гули-гули", воркованье, сюсюканье.

   Это может быть маской, надетой для "привлекательности", или "военной хитростью": у кого на такую милую крошку критическая длань поднимется? БЭБИ получает свою порцию похвал (типа: "свежо!"), вежливо благодарит высказавшихся и просит судить её построже… Вечная детка… Редкая категория, да. Дамы эти чаще всего далеко не юницы, те как раз любят изображать опытность и забубённость.

НОЧНЫЕ ВАЗЫ

   Рифмованная физиология и стихообразная пат. анатомия. Экскременты и физиологические процессы, "кровавое мясо", половые извращения, поданные смачно, крупным планом, "с подробностями". Стиховая порнуха, матерщина. Вообще-то в этой области наиболее успешно "работают" мужчины. (Но, если есть дамский бокс, отчего бы мадам не освоить и эту мужскую "сферу деятельности"?) Мне трудновато представить себе наслаждение авторов при написании таких стихов, но - чего только не бывает? - наверное, и они наслаждаются. По-своему.

ПСАЛМОПЕВИЦЫ

   Это я так назвала чрезмерно религиозных авторов. Не путать с верующими:

   Вера - дар Божий. Для кого-то это чувство интимное, никак и ни в коем случае не показываемое публике, а у кого-то она непроизвольно проникает во все стихи, придавая им особый колорит. Так вот, такие авторы - не ПСАЛМОПЕВИЦЫ; это, говоря простыми словами, пишущие стихи верующие в Бога люди. А ПСАЛМОПЕВИЦЫ являют "широкой литературной общественности" свои обращения к верховному существу, у них наличествует "Спасибо, дорогой Господь, за то, что я у тебя есть" - в различных вариантах, перечисляются и описываются многочисленные персональные дары Божии лично данной особе, иногда выдаются кроткие сетования - "не то дал, что хотелось бы" ("я не ропщу, конечно, Тебе, конечно, виднее, но…"), попутно могут укоряться маловеры и (или) анафемствоваться атеисты и иноверцы. В лучшем случае творения ПСАЛМОПЕВИЦ - это осовремененный зарифмованный "Молитвослов".

СКАЗИТЕЛЬНИЦЫ

   Балладистки, мифотвОрицы.

   Одарены редчайшей способностью придумывать и "обживать" целые миры - колоритные, яркие, населённые, с особым ландшафтом и живыми героями. Стиль и манера стихосложения адекватны предлагаемым обстоятельствам (эпика чаще всего). Иногда сюжеты и, соответственно, герои заимствуются из истории или существующих мифологий, тогда СКАЗИТЕЛЬНИЦЫ пишут, сообразуясь с колоритом эпохи и территории. К сожалению, большинство этих авторов страдает многословием, т.к. им жаль утерять мельчайшие детали, крошки придуманной жизни. Самые искусные умеют заворожить, загипнотизировать читателя строем поэтической речи так, что утомление и скука к нему не приходят.

МАРКИТАНТКИ

    …А они совсем неплохо пишут.

   Однако собственные творения в их системе приоритетов - на "надцатом" месте" стоят. В поэтические конкурсы и лит. тусовки МАРКИТАНТОК приводят далёкие от поэзии цели (к примеру, найти приятного леттер-френда или обрести престижное положение, стать членом жюри и т.п.) Они едут в обозе поэтических ристалищ, собирая невидимые трофеи. Но они совсем неплохо пишут…

ГАДКИЕ УТЯТА

    В прихрамывающих стихах ГАДКИХ УТЯТ чувствуешь напряжённость и скованность неловкого, мучительно комплексующего человека. И в общении они, бедолаги, тоже не весьма уклюжи, их реплики выбиваются из общего русла разговора: "поперёк такта", "не в ту лузу". Однако, им присущи диковатое своеобразие и упрямо проклёвывающаяся сквозь техническое несовершенство грация, не отпускающие читателя. Стихи УТЯТ могут раздражать, даже сердить, но их невозможно откинуть с возгласом "Что за белиберда!", они провоцируют на внутреннюю полемику, "цепляют". ГАДКИЕ УТЯТА - в поиске. Дай им, Боже, разыскать свою стаю и в ней расцвести.

СНЕЖНЫЕ КОРОЛЕВЫ

   Стихи СНЕЖНЫХ КОРОЛЕВ грамотны, логически выверены, почти безупречны, почти совершенны, но - холодные-прехолодные, Тускловатые, я бы сказала, стихи - без эмоционального напряжения, без драйва, без новизны и блеска, без игры и фантазии, этакие поэтические этюды с хорошей техникой. СНЕЖНЫЕ КОРОЛЕВЫ (я так и не поняла - преднамеренно или "инстинктивно") избегают проявления собственных чувств и не напрягают читателей. Мысль в их стихах - обыденная, правильная, скупая и снулая.

    Прошу понять меня правильно: это - моя классификация, моё восприятие, и те стихи и авторы, которые оставили меня холодной, очень даже вероятно, кого-то высоковольтно потрясают и воспламеняют.

С ИЗЮМИНКОЙ

   Особенные, ни на кого не похожие, не вписывающиеся ни в одну категорию моей классификации, с собственным творческим почерком, своеобразным и узнаваемым. Думаю, что некоторые из поэтесс С ИЗЮМИНКОЙ - зачинательницы новых поэтических школ и течений (это не значит, что они совершенно оторваны от традиций русской поэзии, как раз в их стихах чувствуется влияние предшественниц, чаще всего, Марины Ивановны и Анны Андреевны, чьи фразы уважительно цитируются в эпиграфах, а темы и приёмы органично вплетаются в стихи поэтесс С ИЗЮМИНКОЙ).

   А теперь - главное. Если ты - женщина, пишешь стихи, и тебе попался на глаза этот опус, не примеряй на себя категории каталога, ты, вероятнее всего, побывала в некоторых из них (как и я, уважаемая леди, как и я) и пошла дальше "к зияющим вершинам" (как и я, уважаемая леди, как и я). Для развлечения можно попробовать примерить описанные типажи к стихам нескольких знакомых поэтесс, и полюбоваться на то, как "идеально сидит" на них этот "прикид" (с твоей точки зрения, уважаемая леди, с твоей точки зрения).

    Всё это писалось не вполне всерьёз, хотя и не без определённого старания, и всё-таки не свободно (взгляни на первые строчки опуса) от "тривиальных женских разборок". Наверное, так и дОлжно: "Женщина я или не женщина?!"






Путинцева Т
«Последнее редактирование: 08 Ноября 2010, 17:15:49, КАРР»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика