8 ноября в Большом зале консерватории состоится премьера симфонии композитора Сергея Жукова «Навна», посвященной Даниилу Андрееву. Завтра, возможно, я узнаю подробнее о ее замысле.
Начало концерта в 14 часов, этим концертом открывается фестиваль «Московская осень».
**********
В аннотации к концерту сказано: «Симфония написана по прочтении книги «Роза Мира» известного поэта и историка Д. Андреева и является одной из частей большого цикла, задуманного композитором, по её мотивам. Сочинение представляет собой одночастную композицию, состоящую из четырёх разделов с прологом и эпилогом. В симфонии не следует искать прямых аналогий с текстом книги. Это всего лишь попытка прикоснуться к таинственным мирам, открывшимся автору этой грандиозной философско-мистической эпопеи.»
О замысле симфонии «Навна» композитор говорил еще лет шесть назад. Сергей Жуков – давний друг Аллы Андреевой, она меня с ним и познакомила. Образы, созвучные страницам «Розы мира» проявлялись и предшествующих крупных сочинения композитора: «Гефсиманская ночь» (концерт для виолончели с оркестром с участием хора) и в скрипичном концерте «Полет ангела». В первом случае – образы напряженно-трагические, в «Полете ангела» – светлая лирика, истонченность и бесплотность. Новая симфония написана для оркестра с участием двух солирующих голосов (без текста) – академического сопрано и народного голоса. Вероятно, в музыке ярко проявится национальная характерность, что тоже является сильной стороной ряда сочинений С. Жукова.
***********
Сергей Жуков, взявшийся за столь серьезную тему – мы ведь понимаем ее серьезность – с задачей справился. Симфония, безусловно, удалась.
Некоторая неудовлетворенность осталась только от исполнения, точнее, от исполнительского состава: для этого сочинения требовался более мощный симфонический оркестр, чтобы усиленную группу ударных уравновешивали столь же расширенные группы струнных и деревянных. А сейчас ударные, вышедшие на первый план в среднем разделе симфонии, изображающем разгул инфрафизических сил, сделали этот раздел более значимым, чем это, видимо, задумано автором. Во всяком случае, эта темная кульминация впечатляет: масштабом симфонического нагнетания, насыщенностью партитуры, силой трагического пафоса.
И всё-таки на первом месте в симфонии – силы Света. Начало симфонии можно охарактеризовать как «весеннее пробуждение и произрастание» (это слова Стравинского про начало «Весны Священной»). С. Жуков мастерски умеет передавать длящееся время, постепенно его развертывать, не переходя к драматизации, а оставаясь долго в пределах созерцательности, наполняя ее всё новыми внутренними токами. Впечатление свежести, изначальности, усиливается средствами тембра – введением необычных инструментов, обновляющих оркестровую палитру. Музыка, лишенная драматической напряженности, тем не менее, звучит насыщенно: длительные выдержанные гармонии постоянно усложняются, наполняются полифоническим плетением голосов, обновляется тембровая атмосфера.
Чтобы дать некоторое представление об этой музыке, назову несколько уместных, на мой взгляд, музыкальных ассоциаций:
Начало «Дафниса и Хлои» Равеля. Только гармонически более изощренно и с более медленным развертыванием. Начало второй части «Весны Священной». Медленные разделы «Предварительного действа» Скрябина-Немтина. Особенно те разделы, где звучат солирующие вокальные голоса (например – истаивание перед заключительной кульминацией в финальной части).
Или словами Даниила Андреева:
Это – в высотах, доныне безвестных
Для нас,
Она, наклонясь, озирала
Пространства земные
И думала: где бы
Коснуться земного впервые.
…………
Глубже и глубже вникала, входила
В дикое лоно.
Диких озер голубое кадило
Мягко дымилось туманом…
По склонам
Духи Вайиты на крыльях тяжелых,
В мареве взмахивая, пролетали…
Ложе баюкали Ей стихиали
В поймах и долах.
Полночью пенились пазори в тучах,
В тучах над тихою, хвойною хмарью…
Хвойною хмарью, пустынною гарью
Пахло на кручах.
Бед неминучих
Запах – полынь!..
На лесных поворотах
Дятлы стучали… Ветры качали
Аир на дремных болотах.
О среднем разделе я уже сказал – это прорыв инфрафизики, сначала не очень заметной рядом с разлившейся уже симфонией света, а затем завладевающей всем звуковым пространством, принимающей угрожающие масштабы.
Третий раздел симфонии: преодоление тьмы Светом, захватывающее симфоническое разрастание, воодушевление Светом, ослепительная кульминация, и затем – постепенное растворение, опрозрачнивание, развеивание светлых звучаний.
Здесь в музыке, еще явственней, чем в начале симфонии, проявился ее русский колорит. Сергей Жуков блестяще справился с задачей, над которой бьются с переменным успехом многие композиторы: вписать звучание фольклорного материала внутрь партитуры, сохранив его тембровую и интонационную характерность, соединив эту характерность со сложностью современного интонационного языка. Трудность еще и в соединении разных драматургических логик: профессиональная музыка стремится гибко передать градации напряженности, даже заострить и артистически подать спады и подъемы напряжения, а фольклор тяготеет к статичному пребыванию на избранной высоте. Здесь же композитору удалось достичь убедительного единства: несколько отрывков разного темпа и энергетической заряженности очень органично нашли свое место на разных участках симфонического нарастания, не разрушили непрерывности развития, а внесли в него свой воодушевляющий импульс.
В целом симфония состоялась. Не побоюсь сказать: из всего, что до сих пор появилось в искусстве «по следам Андреева», эта симфония стала самым крупным явлением. Композитор подтвердил, что это только первая часть задуманного большого цикла, так что будем ждать продолжения.