Дорогие друзья, думаю, что проект
«Киноуроки в школах России и мира» очень скоро не будет нуждаться в особом представлении. Надеюсь, что его будут знать все школьники и их родители, а также младшие братишки и сестрёнки, дяди и тёти, бабушки и дедушки.
Но сегодня позволю себе несколько выдержек из программного текста о проекте, с полной версией которого можно ознакомиться на
сайте.
При разработке идеи Проекта был использован системный подход, сформирована таблица созидательных качеств личности, понятий и принципов, включающая 99 понятий (качеств), в соответствии с количеством месяцев обучения в общеобразовательных учреждениях с 1 по 11 классы…
Уровень сложности вводимых понятий (принципов, ценностей) увеличивается от месяца к месяцу, от одного учебного года к другому, с учётом взросления школьников, их готовности к восприятию более сложного и глубокого материала…
Каждое качество раскрывается в идее одного профессионального короткометражного игрового фильма, задача которого — вызвать эмоциональный интерес, раскрыть образ героя, модель поведения…
Важный результат киноурока — возникшая у школьников потребность подражания героям, обладающим рассматриваемым качеством. Заключительным этапом каждого киноурока является социальная практика — общественно полезное дело, инициированное классом после просмотра фильма… Проект «Киноуроки» действительно может изменить мир через воспитание нового поколения душевно отзывчивых и духовно осознанных людей.
Главный вопрос в том,
как этот проект будет реализован: не притупится ли его эмоциональная острота, не потускнеют ли пронзительные краски вдохновенных образов, не измельчает ли задуманная создателями глубина рефлексии. Всё это, к сожалению, может случиться, особенно если отдать проект на откуп безликой Системе. Система не умеет вести Диалог, она умеет только диктовать свои условия, контролировать и подгонять под общий шаблон. А здесь так нельзя. Для воспитания нравственности нужен искренний порыв — именно такой порыв есть у создателей проекта. И они, как мне думается, ищут способы одновременно и развить, и защитить свой проект.
И то, и другое отлично реализуется в новом начинании — лекциях руководителя
Интегрального сообщества Вячеслава Ивановича Моисеева, посвящённых Киноурокам.
Вячеслав Иванович вводит в прикладную этику… математику. Возможно ли это, нужно ли?
Нет, не нужно, если это внедрение наукообразия в тончайшую ткань межличностных отношений.
Да, обязательно нужно, если это смелое научное со-творчество, превращающее зыбкие «огоньки» ограниченного внутреннего мира человека в яркие «маяки» – ориентиры новой внутренней вселенной.
До сих пор мы живём, в основном, «снаружи». И язык наш, и почти все наши науки ориентированы вовне, на изучение пространства объектов, данных нам в ощущениях. Но есть ещё переживаемый мир, о котором наука почти не говорит, потому что не имеет соответствующего языка для такого разговора — не имеет
математики живого внутреннего измерения.
Вячеслав Иванович Моисеев пытается эту математику создать,
переводя таким образом вопросы прикладной этики в разряд универсальной этики, где категории Добра, Истины, Красоты, Любви — становятся уже
не субъективными, то есть замкнутыми в ограниченных частных мирках, а
субъектными, то есть связывающими эти миры между собой, приглашающими их к Диалогу, Содружеству и Сотворчеству.
Да, такая математика нужна, потому что это
живая математика (да простят мне отсылку к прекрасным книжкам Якова Перельмана), то есть математика, описывающая сложнейшую и хрупкую «материю жизни».
Каждая лекция посвящена разбору одного фильма, одного созидательного качества. И каждый раз Вячеслав Иванович пытается
выявить (не искусственно сконструировать!) структуру, которая не упрощала бы ситуацию, не редуцировала бы этическую сложность до социальной, биологической или физиологической реальности, но наоборот, позволяла бы раскрыть пласты и основания, залегающие на общечеловеческой или даже общежизненной глубине, в которую мало кто пока решается заглянуть.