Весной 2005 года Инна Лукичёва при моем участии подготовила концертную программу, которая была несколько раз показана на разных площадках Москвы, в том числе в Библиотеке им. Тургенева. Замысел программы состоял в том, чтобы на примерах фольклора и профессиональной вокальной музыки проследить связь музыкального стиля с его звуковым воплощением через тембр, певческую технику. Концертам была предпослана написанная Инной аннотация:
Русская вокальная музыка
(Историческая ретроспектива. Опыт эволюции звука)
От фольклора до русской композиторской классики
Народная песня, романс, оперная ария
Программа являет собой нашу версию возможного, как можно более органичного, постепенного пути развития природного вокального звука в контексте поступательного движения музыкальной мысли через эпохи и века русской музыкальной традиции, в диалектике расширения и видоизменения строя самой музыки: от ранних, архаичных стадий звучаний «в природе», озвучиваний окружающего пространства, опытов внутренних переживаний в устной аутентичной фольклорной традиции – до развитых музыкальных форм поздней композиторской классики начала XX века. Для нас важно проследить за характером изменения самого вокального звука, за тем, каким образом в условиях изменения стиля музыки и ее содержательного компонента меняется стиль и манера вокального звукоизвлечения, каким образом приспосабливается и преобразуется певческая техника. При этом мы не хотели бы отдать предпочтеие ни одному из стилей, обращая ваше внимание на особую наполненность и глубину каждого из них, являющего образ мироздания и человеческой души в звучащей форме. Также обращаем ваше внимание, что наша ретроспектива – лишь тоненький пунктир, далеко не исчерпывающий весь объем, полноту и разнообразие музыкальных образов, прожитых в историческом опыте музыкальной эволюции.
Во втором отделении звучат народные песни с инструментальным сопровождением, романсы и арии в той последовательности, в которой они могли располагаться в исторической перспективе развития и преобразования стилей в процессе возникновения и развития фортепианной и симфонической музыки XIX-XX веков. Мы здесь пытаемся воспроизвести наиболее плавный путь музыкальной эволюции и преобразования «природного» вокального звука в российской музыкальной культуре, в отличии от той скачкообразности, которая была привнесена в нее вместе с довольно резким и несколько искусственным внедрением в отечественную музыкальную традицию западного музыкального стиля и, в т. ч. западной манеры пения. В частности, некоторые образцы композиторской музыки, стилистически близкие более ранней – фольклорной – будут исполняться в близкой ей манере. Затем мы увидим, как постепенно, с утверждением новой среды для бытового музицирования – среды городского салона – с появлением новых художественных содержаний, начнет меняться и строй самой музыки, и вместе с ними – и характер вокального звука. Новые музыкальные и вокальные возможности развернет для нас и пространство оперы, большого оперного зала. Здесь в дальнейшем раскроются новые горизонты человеческой души, человеческих переживаний и возможностей; здесь разовьются новые формы выразительности, которые затем исключительно тонко и совершенно использует русский классический романс.
Нам важно подчеркнуть нашу искреннюю уверенность в том, что художественные изыскания в области музыки и вокала XX-XXI веков непременно должны будут использовать весь – ценнейший – опыт предыдущих поколений во всем многообразии и богатстве его технических и выразительных возможностей. Это тот опыт, который был накоплен в веках гениальными носителями музыкальной культуры – известными и неизвестными, традиционными (фольклорными) и профессиональными русскими музыкантами. Это те драгоценные пласты музыкального и исполнительского искусства, которые позволяют нам прикоснуться к вершинам и необъятным пространствам достижений человеческого духа и сознания.Таким образом, первое отделение, исполненное Инной Лукичевой сольно, состоит из образцов аутентичного фольклора разных жанров и времени происхождения. Второе отделение, с моим аккомпанементом, обозревает эволюцию русского композиторского стиля от начала XIX до начала XX века. Эпизодически в программу включаются инструментальные наигрыши (в первом отделении) и фортепианные пьесы (во втором).
Запись концерта в Фонотеке