Пришло время поговорить об одном из интереснейших, неповторимых явлений сегодняшней культуры – о фильмах Андрея Хржановского. Своим существованием они раздвигают наши представления о границах между разными искусствами, как и между искусством и жизнью, что явлено особенно наглядно и даже декларативно в его последней работе «Нос, или Заговор “не таких”».
Очень глубокий анализ фильма дан в опубликованной в нашей Библиотеке статье
Романа Перельштейна «
Русский Вергилий Хржановский». Но он, конечно, не исчерпывающий: в фильме множество, помимо названных, сюжетных ответвлений и неисчислимое количество художественных ассоциаций, создающих грандиозную симфонию смыслов и культурных кодов. По плотности экранного времени «Нос» сравним с фильмом «Стеклянная гармоника», и для автора, вероятно, является его своеобразной репризой, новым витком раскрытия тех же сквозных тем.
Я постараюсь со временем написать о «Носе» подробнее, когда смогу его пересмотреть. А пока даю ссылку на рассказ об Андрее Хржановском его друга и соученика
Наума Ихильевича Клеймана (в кинолектории «
Московские школы кино: учителя и ученики» - «
Кулешов и кулешовцы»). В этом рассказе, как и в статье Романа Перельштейна, задаются верные и плодотворные посылы для дальнейшего разговора о режиссере:
Добавлены необходимые ссылки. Прим.ред.