Роза Мира - эпоха синтеза
Русский космизм вчера и сегодня

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #1 : 19 Октября 2020, 10:54:23 »
Тема русского космизма не так давно перебралась, наконец,  за границы русского мира и стала осваиваться западной культурой. На одну из книг, посвященных этой теме (Young G. M. The Russian Cosmists: The Esoteric Futurism of Nikolai Fedorov and His Followers. New York: Oxford University Press, 2012), я ссылаюсь в своей статье «Тема вечной жизни вселенной в русском космизме». Интерес к этому глубинному движению русской мысли и его связи с освоением космоса был подогрет на Западе празднованием 50-летия полета Гагарина. Мне тогда попалась в руки аннотация на программу Бибиси о Гагарине с великолепным названием: «Как нищий мистик помог России победить в космической гонке». Она начиналась словами «Нет эксцентриков эксцентричнее русских». Это про Николая Федорова. Под нищим тоже имелся в виду именно он, а под участием в гонке – его  влияние на Циолковского. Там же упоминался и Николай Козырев «с его зеркалами».

На самом деле, о русском космизме и его роли в научных успехах нашей страны мы сами знаем слишком мало. Мы понимаем, что у этого движения было две ветви – религиозная и научная – и что их не следует ни отождествлять, ни отделять друг от друга. В Советской России научное направление космизма стало своего рода квазирелигиозной нишей, в которой мечта о покорении новых земель, влечение к неизведанной тайне природы, мистические вдохновения и прозрения ученого (все то, без чего большая наука не может жить) находили благодатную питательную среду. Религиозное же направление смогло стать предметом систематического исследования на родине только после заката советской идеологии. И до сих пор в нем остается большое количество белых пятен, особенно там, где софиология и родственные ей учения смыкаются с научным направлением космизма.

Именно слабой освещенностью темы космизма в целом можно оправдать несоразмерный объем, который в статье отводится методологическому введению. Оно занимает около половины текста. Наверное, автора можно упрекнуть и в несоразмерном внимании, которое уделяется во второй, основной по замыслу, части всего лишь одной из космологических теорий – теории активного времени Н.А. Козырева. Оправданием в этом случае  может служить личная погруженность в материал, отражением чего служит представленная в Замке статья «Пунктиры будущего физики времени».

Статья получилась апологетической. Но такова реальность существования космизма между молотом религиозной ортодоксальности и наковальней борьбы научного истеблишмента с «лженаучными теориями». Космизм нуждается в адвокатах. И вместе с тем у него есть огромный потенциал. Этот потенциал обусловлен с одной стороны кризисом современной научной картины мира, с другой – диспропорционально слабым развитием богословия тварного мира, о чем неоднократно говорили русские религиозные философы ХХ века. В сравнении с тринитарным учением, христологией, экклезиологией, пневматологией, эсхатологией и другими направлениями, ведающими трансцендентным, учению о твари отведено в богословии ничтожно малое место. Этому, конечно, есть рациональное объяснение: религия по природе тяготеет к размышлению о потустороннем и нематериальном. Тем не менее, нет и, наверное, не может быть канонических оснований для исключения тварного бытия из круга богословских предметов, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим.1.20).  Развитие этого направления должно будет, по всей видимости, включить в себя космогонию, метафизику и феноменологию материальности, учение о путях действия Промысла в мире, а также богословские изводы антропологии и экологии, в которых человек и его взаимодействие с природой будут рассматриваться в ключе заповеди о хранении и возделывании «сада» – отданной в распоряжение человеку земли. Все это – родные темы русского космизма, и без обращения к наследию этого уникального течения русской мысли освоить их надлежащим образом не представляется возможным.

«Последнее редактирование: 19 Октября 2020, 12:29:30, Ф. Н. Козырев»

« #2 : 09 Ноября 2020, 21:20:31 »
Из рецензии
на статью «Тема вечной жизни вселенной в русском космизме»

Статья посвящена онтологическим и космологическим аспектам философии русского космизма, взятым в их соотношении с христианской онтологией и космологией. Представляется актуальным и важным проведенный в первой главе анализ софийных интуиций космизма, позволяющий говорить о восточно-православных корнях этого философского течения. Выявлены случаи употребления и особенности трактовки понятия «космизм», позволяющие сделать вывод о том, что впервые оно появляется отнюдь не в «Философской энциклопедии» 1970 г. в статье Р. Гальцевой о В.И. Вернадском и не в работах Ф.И. Гиренка, а у русских религиозных философов, и прежде всего у С.Н. Булгакова. Кстати, к перечисленным автором случаям употребления этого понятия Булгаковым следует добавить и главку «Космизм» в последней книге трилогии «О Богочеловечестве» «Невеста Агнца».

Рассмотрев взгляды русских космистов на тему «Человек и Вселенная», автор переходит к анализу различных концепций Вечности в аспекте идеи Творения, рассматривает учение Л.П. Карсавина о всевременности и взгляды астрофизика Н.А. Козырева, доказывая их близость космологическим интуициям русских космистов.

Актуальность данной работы определяется всплеском интереса к философии космизма как в России, так и за рубежом в связи с экспансией идей трансгуманизма. Выводы автора позволяют однозначно развести две эти традиции, показав христианские, паламитские корни космизма, характерную для него – как и для всей русской мысли – идею цельного, умно-сердечного знания, противостоящего западному рационализму.

Д.ф.н., в.н.с. ИМЛИ РАН
А.Г. Гачева

14 марта 2019.

«Последнее редактирование: 17 Ноября 2020, 14:38:44, Золушка»

ОффлайнЗолушка

  • Сестра-хозяйка
« #3 : 17 Ноября 2020, 14:43:36 »
По согласованию с Ф. Н. Козыревым удалена техническая часть рецензии А.Г. Гачевой на его статью, адресованная непосредственно автору, а не читателям. Прим.ред.

Грамотность украшает даже поэтов.

« #4 : 07 Декабря 2020, 18:38:58 »
Пересечение (или точнее: сопряжение) внутри одного целого двух идейных потоков, которые символизируют выше Ф.Н. Козырев и А.Г. Гачева, я считаю одним из тех духовных смыслов, что дал творческий импульс к созданию нашего сайта, его духовного и творческого содержания. Задолго до его рождения не только в Интернете, но и в сознании создателей. Причём - в сознании даже позже, чем сайт обнаружил себя в глобальной Сети.

Осмысление символизма встречи здесь двух этих потоков приходило очень постепенно, хотя и раскрылось однажды в одночасье как целостная картина. Это две ипостаси, две ветви, два рукава русского космизма: с одной стороны - андреевская (условно: московская), а с другой - козыревская (условно: питерская). Каждая дополняет другую и, перекликаясь друг с другом, обогащает то целое, что можно символически назвать русской религиозно-философской прививкой к культуре; и не только к культуре светской, но и к православно-церковной.

Смысл такой прививки двух ветвей к одному стволу будет постигаться потом исследователями и продолжателями творчества обоих гениев, поэта-мистика Даниила Андреева и учёного-астрофизика Николая Козырева. Это две грани одного творящегося Мифа. Пока же очевидно одно: каждая из ветвей помогает раскрытию и углублению духовного содержания как другой ветви, так и того целого, к которому они обе относятся и которому ещё только надлежит раскрыться в будущем русской культуры, религиозно-философской и даже богословской мысли. В том числе и в социальном творчестве будущей русской государственности - как неизбежном следствии новых культурных качеств, только-только себя обнаруживающих в пока ещё немногочисленных и малоприспособленных к творческому диалогу сообществах. А диалог этот должен стать поистине великим и принести великие плоды.

Уверенность такому прогнозу придаёт само созерцание удивительных, невероятных, почти чудесных совпадений в судьбах людей, причастных к творящемуся духовному целому, потрясающую символику которого (вернее, одну лишь малую частицу этой символики) я попробовал сейчас набросать несколькими грубыми мазками...

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 08 Декабря 2020, 19:01:14, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика