Православие в Розе Мира
Вопросы архитектуры (в свете православной традиции)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Ярослав, сердечно благодарю .... Вы - поэт архитектуры ! Какие точные слова и стихи Вы нашли и напомнили ...
Кстати, существует у архитекторов такой профессиональный сленг - "бумажная архитектура". Раньше так называли идеи, выраженные на бумаге, но не воплощенные в жизнь. А теперь так называем многие объекты вокруг нас. Вы очень точно почувствовали суть нынешней жизни.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 07 Октябрь 2018, 16:53:34, Людмила Клешнина»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Если я проектирую храм методом иеротопии

Побольше бы Вам таких проектов! :)

Слово - это вышивка по ткани молчания.

Ой, спасибо за пожелание ! К сожалению, заказчики не знают такого понятия... Хотя они в первую очередь должны владеть этим методом.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

О грустном. Очень точное наблюдение о том, что происходит сегодня в храмостроительстве :
"Недавно реставратор И.Н. Шургин поднял в докладе на конференции в Кижах очень важный вопрос: страшно уже даже не то, что мы с такой скоростью теряем наши памятники, а то, что мы даже не успеваем «снимать»/«считывать» с них информацию. Мы не можем не только сохранить для потомков объекты, но даже передать им свои знания. Потому что эти знания мы не успели приобрести сами. Объекты уходят навсегда. И сколько уже ушло, и сколько всего мы не узнаем о своей культуре никогда. "
http://hraniteli-nasledia.com/articles/utraty/v-ryazanskoy-oblasti-pogib-derevyannyy-khram-xvii-veka/?fbclid=IwAR1KaZ3JN9cRKASPwRYQZ36__75-VRZYx5dEGcgP_4Ny1yDnOUcgIo1tT_4

25 лет назад, когда все только начиналось, у нас была огромная жажда знаний, мы их собирали по крупицам, разбросанным в разных источниках. А теперь информация доступна, но не требуется. Там, по этой ссылке, есть изображение примитивного строения, возведенного рядом с погибшим храмом. И такое возвели, даже не пытаясь понять красоту доставшегося им наследия.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Прочитал статью "Читая св. Дионисия Ареопагита...". Чудный текст! Людмила, Вы возвращаете нас к эпохе, когда научная поэзия была нормой. Фотографии изумительные. Вы задали для Замка (и для своих будущих работ) высокую планку качества.

Слово - это вышивка по ткани молчания.

Андрей, благодарю Вас за понимание ! Сегодня научная поэзия, как Вы точно заметили, не всеми воспринимается вообще. Надо отметить, что училась мыслить таким образом у А. Лидова и других исследователей церковного искусства, кто работает в таком направлении.

Чтение Ареопагитик в прекрасном современном переводе было для меня откровением, "раскрылись глаза" на многие непонятные раньше вопросы. Текст статьи написан с болью, ведь сегодня воинствующее невежество уничтожает последние артефакты истинно церковного искусства, их смысл никого не интересует. Понятие символа уже забыто не только на Западе, но и в православии. Выламываются канонические конструкции и формы под предлогом мнимого усовершенствования. Статью предлагала в разные журналы, но не берут, не надо это никому, может быть, даже пугает, боятся печатать.

Как недостаток было выражено мнение, что текст написан в традициях схоластики, но я сознательно выбрала именно такой стиль - подробного описания смыслов словами, так как по-другому сегодня уже не поймут. Меня порадовало, Андрей, что по Вашему впечатлению следы высокой поэзии все-таки остались.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 14 Декабрь 2018, 18:17:40, Андрей Охоцимский»

Вы задали для Замка (и для своих будущих работ) высокую планку качества.

С Вашего позволения, уточню формулировку: заданная изначально в Замке высокая планка качества является его главным формообразующим началом - работает закон "подобное к подобному". И как редактор, и как читатель, я счастлив, что к нам приходят авторы, для которых такая планка качества органична. Собственно, именно эта планка стала главным раздражающим фактором и для тех, кто от нас ушёл или кто всячески нас ругал с самого начала появления ресурса. Спасибо Людмиле, что она нашла нас, смогла оценить качество портала и внести в него достойный и уникальный вклад. Остаётся пожелать нам всем, чтобы закон "подобное к подобному" продолжал приносить нам новые открытия ещё долгое время (для чего требуются и определённые технические условия, а не только содержательный уровень).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Добавлю ссылку на близкую по тематике статью А. М. Лидова о сияющем диске и вращающемся храме и Николетты Исар о хорографии (англ. с кратким переводом).

Мне кажется, что современный стандарт научных статей сложился в эпоху, когда доминировало влияние Аристотеля. Если почитать Аристотеля, сразу видно откуда растут ноги у современного научного стиля: лит. обзор + умеренная критика других авторов с указанием на их недостаточность + формулировка своего подхода + аргументация в пользу своего подхода с замалчиванием того, что не вписывается + выводы. Это все от него родного. Но в то же время были другие авторы, которые высказывались совсем иначе (Платон, Эмпедокл, ...). В 17-ом веке в протестантской культуре был короткий период отката от аристотелизма, когда наука стала опять сливаться с искусством - ну а потом опять все скатилось к тому же рационализму.

То, что у Вас изложение идет от текста - по-моему как раз сильная и оригинальная сторона статьи. Этот метод позволяет Вам собрать много иконологических деталей в единое смысловое поле. У Вас именно так получился обобщающий текст с широким охватом. Да и вполне возможно, что архитекторы примерно так и читали. А в научных журналах предпочитают четко обрисованные конкретные узкие темы.


Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 13 Декабрь 2018, 18:44:39, Андрей Охоцимский»

Андрей, спасибо за ссылки. Эти статьи мне знакомы, на них и ссылалась, но статья А. Лидова у меня была только в сокращенном варианте в сборнике 2011 года.
Такие исследования всегда интересно читать и перечитывать, всегда открывая для себя что-то новое. Символы многозначны, богатство смыслов неисчерпаемо.

Да, Вы правильно поняли, моя статья написана "глазами" архитектора (иначе и не умею), в комплексном рассмотрении явления, методом иеротопии. И побуждение было только такое - узнать, как же древние зодчие работали, где черпали вдохновение? В 20-м веке было сформулировано определение, что "архитектура - это организация пространств", но так было всегда, хотя и не говорили. Беда, что только архитекторы это знают, а для всех других "архитектура - это украшение фасадов". И даже А. Лидов допускает такие высказывания: "...вращающиеся диски» получают особое распространение в византийской архитектурной декорации XIII–XIV вв.". Такие оговорки у него встречаются и в интервью-роликах. Пожалуй, это единственный аспект у А. Лидова, с которым никак не могу согласиться. Но прощаю, так как он не архитектор.

В сакральной архитектуре нет никакой "декорации"! Есть архитектурный язык, которым выявляются богословские истины. И это такое же высокое богословие, как и письменные труды. Архитектура на это способна в полной мере.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 14 Декабрь 2018, 18:15:01, Андрей Охоцимский»

Когда в 2013 году писала эту статью,  не думала, что пишу в жанре научной поэзии, и что этот жанр вписывается в замысел Замка, раскрытый Ярославом  в эссе  https://lib.rmvoz.ru/bigzal/tvorchestvo_kak_dialog
Наверное, объективно пришло время осмыслить культурное наследие таким методом -  «В нашем мире всё есть символика подлинной реальности. И только через символы можно войти в настоящую, непризрачную жизнь.» По такому пути архитектуру пытались направить романтики 19 века и представители органической архитектуры в 20 веке. Пока не получилось.
Ярослав, для меня было неожиданным, что Вы рассматриваете родственность поэзии и архитектуры в целом культуры. Не приходило такое на ум, спасибо, что вразумили, Вы очень точно это почувствовали.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

Ярослав, для меня было неожиданным, что Вы рассматриваете родственность поэзии и архитектуры в целом культуры

В этом чувстве единства поэзии и архитектуры всё естественно как раз, оно само собой возникает, как только душа открывается поэзии. Я в Петербурге живу. Сам город родился из слова, и его камни стали словом. Начиная с Пушкина, поэзия и архитектура в Петербурге - нераздельное культурное целое. Невский воздух пропитан этим единством. Когда им дышишь, застывшая музыка вокруг начинает звучать в ритмах Пушкина, Тютчева, Блока, Мангдельштама, Ходасевича, Ахматовой, Гумилёва... Это удивительное - прежде всего своей естественной органичностью - чувство. Не удержусь (уж больно Вы тонкую струну моей души тронули) и приведу тут одну свою пьесу, родившуюся из вибраций этой самой струны:

Уходит день, покойный и понятный.
Рябина за окном. Свобода чуть горчит.
Заказан путь обратный.
Влюблённая в гранит,
в заката пьяных пятнах,
всей памятью меж нами
Нева лежит.

Рождённая великими ночами,
поэзия ревнива. В люльке время
качает звёзды, плещет о ступени
уснувшей набережной... Тайно,
в тумане нежном ты из волн,
ты – жизнь, выходишь,– и сквозь сон
стихов я слышу прорастанье.

Она – соперница!– не спит:
подмешан в этот шёпот лунный
бессмертия тяжёлый яд;
и утро скоро обнажит
твоих мостов узор чугунный
и гордость всех твоих утрат.

                                      сент. 2000

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 15 Декабрь 2018, 00:44:05, Ярослав»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика