Православие в Розе Мира
Вопросы архитектуры (в свете православной традиции)

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Ярослав, сердечно благодарю .... Вы - поэт архитектуры ! Какие точные слова и стихи Вы нашли и напомнили ...
Кстати, существует у архитекторов такой профессиональный сленг - "бумажная архитектура". Раньше так называли идеи, выраженные на бумаге, но не воплощенные в жизнь. А теперь так называем многие объекты вокруг нас. Вы очень точно почувствовали суть нынешней жизни.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 07 Октябрь 2018, 16:53:34, Людмила Клешнина»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Если я проектирую храм методом иеротопии

Побольше бы Вам таких проектов! :)

Слово - это вышивка по ткани молчания.

Ой, спасибо за пожелание ! К сожалению, заказчики не знают такого понятия... Хотя они в первую очередь должны владеть этим методом.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

О грустном. Очень точное наблюдение о том, что происходит сегодня в храмостроительстве :
"Недавно реставратор И.Н. Шургин поднял в докладе на конференции в Кижах очень важный вопрос: страшно уже даже не то, что мы с такой скоростью теряем наши памятники, а то, что мы даже не успеваем «снимать»/«считывать» с них информацию. Мы не можем не только сохранить для потомков объекты, но даже передать им свои знания. Потому что эти знания мы не успели приобрести сами. Объекты уходят навсегда. И сколько уже ушло, и сколько всего мы не узнаем о своей культуре никогда. "
http://hraniteli-nasledia.com/articles/utraty/v-ryazanskoy-oblasti-pogib-derevyannyy-khram-xvii-veka/?fbclid=IwAR1KaZ3JN9cRKASPwRYQZ36__75-VRZYx5dEGcgP_4Ny1yDnOUcgIo1tT_4

25 лет назад, когда все только начиналось, у нас была огромная жажда знаний, мы их собирали по крупицам, разбросанным в разных источниках. А теперь информация доступна, но не требуется. Там, по этой ссылке, есть изображение примитивного строения, возведенного рядом с погибшим храмом. И такое возвели, даже не пытаясь понять красоту доставшегося им наследия.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Прочитал статью "Читая св. Дионисия Ареопагита...". Чудный текст! Людмила, Вы возвращаете нас к эпохе, когда научная поэзия была нормой. Фотографии изумительные. Вы задали для Замка (и для своих будущих работ) высокую планку качества.

Слово - это вышивка по ткани молчания.

Андрей, благодарю Вас за понимание ! Сегодня научная поэзия, как Вы точно заметили, не всеми воспринимается вообще. Надо отметить, что училась мыслить таким образом у А. Лидова и других исследователей церковного искусства, кто работает в таком направлении.

Чтение Ареопагитик в прекрасном современном переводе было для меня откровением, "раскрылись глаза" на многие непонятные раньше вопросы. Текст статьи написан с болью, ведь сегодня воинствующее невежество уничтожает последние артефакты истинно церковного искусства, их смысл никого не интересует. Понятие символа уже забыто не только на Западе, но и в православии. Выламываются канонические конструкции и формы под предлогом мнимого усовершенствования. Статью предлагала в разные журналы, но не берут, не надо это никому, может быть, даже пугает, боятся печатать.

Как недостаток было выражено мнение, что текст написан в традициях схоластики, но я сознательно выбрала именно такой стиль - подробного описания смыслов словами, так как по-другому сегодня уже не поймут. Меня порадовало, Андрей, что по Вашему впечатлению следы высокой поэзии все-таки остались.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 14 Декабрь 2018, 18:17:40, Андрей Охоцимский»

Вы задали для Замка (и для своих будущих работ) высокую планку качества.

С Вашего позволения, уточню формулировку: заданная изначально в Замке высокая планка качества является его главным формообразующим началом - работает закон "подобное к подобному". И как редактор, и как читатель, я счастлив, что к нам приходят авторы, для которых такая планка качества органична. Собственно, именно эта планка стала главным раздражающим фактором и для тех, кто от нас ушёл или кто всячески нас ругал с самого начала появления ресурса. Спасибо Людмиле, что она нашла нас, смогла оценить качество портала и внести в него достойный и уникальный вклад. Остаётся пожелать нам всем, чтобы закон "подобное к подобному" продолжал приносить нам новые открытия ещё долгое время (для чего требуются и определённые технические условия, а не только содержательный уровень).

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
Добавлю ссылку на близкую по тематике статью А. М. Лидова о сияющем диске и вращающемся храме и Николетты Исар о хорографии (англ. с кратким переводом).

Мне кажется, что современный стандарт научных статей сложился в эпоху, когда доминировало влияние Аристотеля. Если почитать Аристотеля, сразу видно откуда растут ноги у современного научного стиля: лит. обзор + умеренная критика других авторов с указанием на их недостаточность + формулировка своего подхода + аргументация в пользу своего подхода с замалчиванием того, что не вписывается + выводы. Это все от него родного. Но в то же время были другие авторы, которые высказывались совсем иначе (Платон, Эмпедокл, ...). В 17-ом веке в протестантской культуре был короткий период отката от аристотелизма, когда наука стала опять сливаться с искусством - ну а потом опять все скатилось к тому же рационализму.

То, что у Вас изложение идет от текста - по-моему как раз сильная и оригинальная сторона статьи. Этот метод позволяет Вам собрать много иконологических деталей в единое смысловое поле. У Вас именно так получился обобщающий текст с широким охватом. Да и вполне возможно, что архитекторы примерно так и читали. А в научных журналах предпочитают четко обрисованные конкретные узкие темы.


Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 13 Декабрь 2018, 18:44:39, Андрей Охоцимский»

Андрей, спасибо за ссылки. Эти статьи мне знакомы, на них и ссылалась, но статья А. Лидова у меня была только в сокращенном варианте в сборнике 2011 года.
Такие исследования всегда интересно читать и перечитывать, всегда открывая для себя что-то новое. Символы многозначны, богатство смыслов неисчерпаемо.

Да, Вы правильно поняли, моя статья написана "глазами" архитектора (иначе и не умею), в комплексном рассмотрении явления, методом иеротопии. И побуждение было только такое - узнать, как же древние зодчие работали, где черпали вдохновение? В 20-м веке было сформулировано определение, что "архитектура - это организация пространств", но так было всегда, хотя и не говорили. Беда, что только архитекторы это знают, а для всех других "архитектура - это украшение фасадов". И даже А. Лидов допускает такие высказывания: "...вращающиеся диски» получают особое распространение в византийской архитектурной декорации XIII–XIV вв.". Такие оговорки у него встречаются и в интервью-роликах. Пожалуй, это единственный аспект у А. Лидова, с которым никак не могу согласиться. Но прощаю, так как он не архитектор.

В сакральной архитектуре нет никакой "декорации"! Есть архитектурный язык, которым выявляются богословские истины. И это такое же высокое богословие, как и письменные труды. Архитектура на это способна в полной мере.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 14 Декабрь 2018, 18:15:01, Андрей Охоцимский»

Когда в 2013 году писала эту статью,  не думала, что пишу в жанре научной поэзии, и что этот жанр вписывается в замысел Замка, раскрытый Ярославом  в этом эссе  . Наверное, объективно пришло время осмыслить культурное наследие таким методом -  «В нашем мире всё есть символика подлинной реальности. И только через символы можно войти в настоящую, непризрачную жизнь.» По такому пути архитектуру пытались направить романтики 19 века и представители органической архитектуры в 20 веке. Пока не получилось.
Ярослав, для меня было неожиданным, что Вы рассматриваете родственность поэзии и архитектуры в целом культуры. Не приходило такое на ум, спасибо, что вразумили, Вы очень точно это почувствовали.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 20 Декабрь 2019, 17:48:57, Андрей Охоцимский»

Ярослав, для меня было неожиданным, что Вы рассматриваете родственность поэзии и архитектуры в целом культуры

В этом чувстве единства поэзии и архитектуры всё естественно как раз, оно само собой возникает, как только душа открывается поэзии. Я в Петербурге живу. Сам город родился из слова, и его камни стали словом. Начиная с Пушкина, поэзия и архитектура в Петербурге - нераздельное культурное целое. Невский воздух пропитан этим единством. Когда им дышишь, застывшая музыка вокруг начинает звучать в ритмах Пушкина, Тютчева, Блока, Мангдельштама, Ходасевича, Ахматовой, Гумилёва... Это удивительное - прежде всего своей естественной органичностью - чувство. Не удержусь (уж больно Вы тонкую струну моей души тронули) и приведу тут одну свою пьесу, родившуюся из вибраций этой самой струны:

Уходит день, покойный и понятный.
Рябина за окном. Свобода чуть горчит.
Заказан путь обратный.
Влюблённая в гранит,
в заката пьяных пятнах,
всей памятью меж нами
Нева лежит.

Рождённая великими ночами,
поэзия ревнива. В люльке время
качает звёзды, плещет о ступени
уснувшей набережной... Тайно,
в тумане нежном ты из волн,
ты – жизнь, выходишь,– и сквозь сон
стихов я слышу прорастанье.

Она – соперница!– не спит:
подмешан в этот шёпот лунный
бессмертия тяжёлый яд;
и утро скоро обнажит
твоих мостов узор чугунный
и гордость всех твоих утрат.

                                      сент. 2000

__________________________________________
Преображение хаоса в космос – это и есть культура.
"Дикой Америке" интернета нужны свои пионеры, свои безумные мечтатели.
Ярослав Таран
«Последнее редактирование: 15 Декабрь 2018, 00:44:05, Ярослав»

Благодарю Воздушный Замок за предоставленную возможность ознакомить желающих с православной архитектурой Латвии - https://lib.rmvoz.ru/bigzal/panorama-pravoslavnogo-khramostroitelstva
Здесь опубликована статья, которая, надеюсь, будет интересна читателям.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика