С европейскими чудовищами пусть европейские историки разбираются.
Да не особо с ними и разбираются. Памятники всем этим чудовищам спокойно себе стоят на площадях европейских городов. (Это у нас то "царепад", то "ленинопад".) А европейским "историкам" гораздо удобнее говорить об "азиатских чудовищах" и о "кошмарных русских" - этих "рабах", которыми правили всякие Сталины и Иоанны "Ужасные". Я КАТЕГОРИЧЕСКИ НЕСОГЛАСЕН с тезисом, что русская ментальность - это ментальность раба и захватчика, что русское государственное строительство - это производная от татаро-монгольского ига. (Там только тьма, света нет.) И все наши правители оттуда, от «тьмы», от "азиатской деспотии". И правили нами исключительно "сталины", "грозные", "аракчеевы" и иже с ними. Посему и непонятен нам «святой ветер святой демократии»… Я этой топорной антирусской пропагандой сыт по горло, живя на Юге Украины. Поэтому и утверждаю, что Иоанн Васильевич, прозванный в народе Грозным - был типичным представителем своей эпохи. И как в середине 20 века в Европе была мода на фашистские режимы, на тоталитарный культ; так и в Европе 15-16 веков основу составляли т.н. абсолютные монархические режимы. Этим "идеалам" пытался следовать и русский царь. У Грозного была прекрасная библиотека. И сам царь довольно много читал, особенно по молодости. Помимо типично русской литературы и летописей, Грозный прекрасно знал ту же "Одиссею" Гомера. Интересовался историей Рима (почитайте переписку Грозного с Курбским) и был знаком с трудами Макиавелли.
О первом русском царе существует как бы два противоположных мифа. Миф "патриотический" - святой царь, оболганный врагами, великий патриот и собиратель русской земли и т.д. и т.п. И миф "западнический" - ужасный тиран, кровавый садист, маньяк и прочая-прочая. Впрочем, известные на сегодня исторические факты говорят в пользу того, что Грозный был, скорее всего, "западником", как бы сейчас сказали. Чего стоит только (помимо любви к римской истории) страсть царя к шахматам. Это сейчас шахматы безобиднейшая игра. А тогда к шахматам русское общество относилось очень настороженно, чуть ли не как к бесовской игре. (Джером Горсей, англичанин, служивший при дворе царя даже утверждал, что царь играл в шахматы в день своей смерти, будучи тяжело больным... впрочем, верить Горсею тоже не желательно, ибо такие как Горсей и разнесли по Европе слух об "ужасном правителе ужасных варваров".)
С каждым годом усиливающаяся тенденция реабилитации, высветления образов Сталина и Грозного (и то, что их ставят рядом!) мне представляется и неслучайной, и зловещей.
Это есть. Но понимать сию тенденцию можно по-разному. Можно видеть в этом игру инфернальных сил, или "страсть русских к рабствованию и тирании", или наоборот - освобождение от морока неолиберализма, поиск собственных корней и т.п. Любая историческая эпоха всегда воспринимается через личностный, коллективный Миф текущего времени. Какой на сегодня в обществе запрос, какие надежды и пожелания - все это переносится на прошедшие исторические эпохи, в которых пытаются найти ответ, образ, идеал. Запрос на Сталина (Грозного) - это все тот же древний Миф о Царя Освободителе, Новом Законодателе, который покончит с эпохой унижения своего народа, казнит негодяев (иноземных поработителей, грешников), установит справедливое царство со справедливыми законами. Запрос на Сталина - это и ответ народа на неолиберальный проект, на все наше смутное время, в котором за все отвечают "стрелочники", в котором за украденную в магазине курицу садят в тюрьму, а за украденные миллионы человек становится депутатом. Это ответ на полную безответственность власти.
Грозного очернили романовские историки
Правильней, не очернили, а СОЗДАЛИ сам исторический образ царя. А вот насколько этот образ соответствует реальному Грозному (и насколько вообще возможно выявить этот реальный образ из далекого 16 века) - это отдельный непростой вопрос. И тут всякое было, и очернение в том числе. Главная беда в том, что основная историческая информация о самой жизни царя, порядков при его дворе - исходит в основном от иностранцев, что служили при царском дворе, в том числе и в опричнине. Но как раз россказням этих людей можно доверять меньше всего. К сожалению, этот момент стал уясняться историкам позже, когда образ царя в историографии был уже почти оформлен... Да, есть летописи, они достоверней, но их немного. Пожалуй, самый ценный материал - это народные былины, сказы, истории, поэмы, посвященные первому царю. Наверное, они точнее всего отражают весь противоречивый психологический портрет Иоанна Грозного. Один такой документ Андрей здесь и привел.