Иконология и иеротопия
Иеротопические сюжеты

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #16 : 06 Ноябрь 2018, 23:22:17 »
Очень интересно !

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #17 : 23 Январь 2019, 00:36:42 »
Достойный пример современного иеротопического творчества - Храм вифлеемских младенцев-мучеников в Барнауле. Оформлением занималась сильная команда, и результат получился, как мне кажется, очень интересный. Вышел альбом, посвященный созданию храма и его интерьеру. Можно также послушать выступление А. М. Лидова на православном радиоканале "Радонеж" и почитать его интервью на портале "Православие и мир".

Храм осознанно оформлялся в ключе византийской традиции - один из немногих, если не единственный пример такого рода. В 19-ом веке у нас возникла привычка называть византийским русский ранне-барочный стиль начала 17-го века. Отсюда ведет начало так называемый "неовизантийский" стиль, представленный, в частности, московским собором Христа-Спасителя. Барнаульский храм дает основание говорить о неовизантийском стиле в настоящем смысле, т.е. примерно в том же смысле, в каком в Европе говорят о неоготике (с тем уточнением, что в Барнауле речь идет главным образом о внутреннем убранстве).

Иконографическая программа собора подчинена замыслу создания пространственного образа Святой Земли в духе византийских иеротопических решений. Многие детали внутреннего дизайна покажутся неожиданными: отсутствие сплошного иконостаса (вместо него - алтарная  преграда), мозаика со святыми городами на полу и боковой амвон.

внутри храма

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 23 Январь 2019, 10:17:58, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #18 : 10 Февраль 2019, 17:05:16 »
В связи  с 60-летним юбилеем А. М. Лидова (9 марта 2019 г.) издается два сборника статей вокруг широкой тематики "Иконы в сакральном пространстве".

В Москве издательством Феория выпущен русскоязычный сборник:
"Пространство иконы. Иконография и иеротопия". Сборник открывается развернутой творческой биографией виновника торжества, после чего следует моя статья о появлении иеротопии. Главный тезис - иеротопия сложилась на основе совокупности новых течений и подходов иконологии конца прошлого века.

За рубежом издательство Routledge готовит к печати англоязычный сборник. Оглавления обоих книг здесь.

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 10 Февраль 2019, 18:29:20, Андрей Охоцимский»

« #19 : 11 Апрель 2019, 22:23:36 »
Мне привезли русскоязычный сборник. Очень интересен по содержанию. Сразу прочитала статью С.Ю. Кавтарадзе о происхождении шатровых храмов. Метод иконографического анализа очень убедителен, например, его широко применяет Юлия Матвеева при анализе церковного шитья.
И хочу поделится своей догадкой. Наш Христорождественский собор в Риге (1876-1884), построенный по проекту Р. Пфлуга, ученика Людвига Бонштедта - символиста-романтика эклектики, изначально имел купол и главы с золочеными ребрами. Это было решение красивое и достаточно редкое, прежде мне думалось, что это удачная декорация. Но после прочтения статьи стало ясно, это в данном случае это может быть отсыл к ребрам-складкам скинии Моисеевой. И как красива идея : образ Библии, включающей и Ветхий, и Новый Завет, внешняя оболочка Ветхого Завета покрывает Новый Завет, а истинное содержание раскрывается внутри храма! Можно найти аналогию тексту "Слово о законе и благодати" митрополита Иллариона (11 век) : "Прежде закон, потом - благодать, прежде - подобие, потом - истина." Вы скажете, что вряд ли сам Р. Пфлуг был знаком с этим произведением, но заказчикам строительства это богословское произведение уж наверняка было известно.
И к сожалению, этих ребер уже нет. Решили, что они "от бедности", и позолотили весь купол. Я переживала, что интересное архитектурное решение уничтожено, но пропала-то красота духовная.
До и после "реновации" :

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #20 : 11 Апрель 2019, 22:34:51 »
Спасибо, это важный момент, тяготеющий также к теме происхождения луковичных куполов. Лидов возводит ребристость христианских куполов к кувуклию, но, возможно, она имеет и библейские корни. Факт тот, что ребристых куполов много, особенно в церквах-моделях, используемых в качестве дарохранительниц. Кстати появилась ссылка на всю книгу.

Слово - это вышивка по ткани молчания.

« #21 : 12 Апрель 2019, 22:32:48 »
Хочу поддержать метод иконографического анализа, так как архитектурное творчество происходит всегда по пути "анализ-синтез", иного не бывает. Анализ - это, прежде всего, сбор информации, и всегда он начинается с просмотра литературы. Так было всегда, сегодня смотрим в интернете, вчера - листали архитектурные журналы, а в Средние века - так, как описано в статье.
"Описательная" методология и инвентаризация стилей в архитектуроведении изжили себя, без исторического контекста и богословия храмостроительство не понять.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

« #22 : 12 Апрель 2019, 22:46:53 »
Факт тот, что ребристых куполов много, особенно в церквах-моделях, используемых в качестве дарохранительниц.

Ну как же, в дарохранительнице хранятся Святые Дары - главная святыня храма. Прикровенно их осеняют ветхозаветные пророчества.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #23 : 14 Апрель 2019, 01:08:21 »
11-13 сентября в Москве в Академии Художеств состоится очередной иеротопический симпозиум на тему "Воздух и небеса в иеротопии и иконографии христианского мира". Для этого симпозиума я хотел бы проанализировать роль и место облачных образов в иконографии и вообще в живописи. Первоначальный вариант тезисов облачного доклада можно найти здесь. Буду благодарен за оценки, предложения и совместное творчество. Ведь тема облаков близка и нам - достаточно бросить беглый взгляд на заглавную страницу нашего портала или на карту Замка. Да и вообще буквальный смысл идиомы "воздушные замки" указывает в том же направлении, как видно из заключительной строфы стихотворения П. Б. Шелли "Облако" (пер. В.В.Левика)

Я вздымаюсь из пор океана и гор,
      Жизнь дают мне земля и вода.
Постоянства не знаю, вечно облик меняю,
      Зато не умру никогда.
Ибо в час после бури, если солнце - в лазури,
      Если чист ее синий простор,
Если в небе согретом, создан ветром и светом,
      Возникает воздушный собор,
Я смеюсь, уходя из царства дождя,
      Я, как тень из могилы, встаю,
Как младенец из чрева, в мир являюсь без гнева
      И сметаю гробницу мою
.

Получается, что мистер Шелли уже имел в голове некий начальный дизайн Воздушного Замка ... и даже о соборности позаботился ... православный социалист :)

Слово - это вышивка по ткани молчания.
«Последнее редактирование: 27 Август 2019, 08:57:31, Андрей Охоцимский»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #24 : 29 Август 2019, 23:18:35 »
Достойный пример современной российской иеротопии - в очерке А. М. Лидова «Водлозерье всплывает, как святой град Китеж». Кто раскрыл сакральное пространство в северной пустыне Карелии на сайте "Правмир".


Слово - это вышивка по ткани молчания.

« #25 : 31 Август 2019, 00:24:34 »
Это счастье, что есть такие подвижники.
Замечательное подтверждение теории иеротопии.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика