Фотоаппарат я держу в руках давненько. Со времен моей учебы в славном МАРХИ, с начала 70-х годов, снимал много и по разным поводам. В 90-х годах увлекался разными экспериментами – соляризацией, фотосилуэтом (снимал людей на фоне светящегося экрана на прозрачном подиуме), гелиотипией – печатал на обычном картоне очувствленной краской, сам составлял эмульсию по технологии фотографа Геннадия Малафеева. Параллельно рисовал, вырезал из бумаги, занимался техникой офорта и акватинты.
Но вот начался XXI век, а я никак долгое время не поворачивался к цифровым технологиям. Помню, как меня ругали мои более продвинутые друзья: учись фотошопу, учись – будешь летать, а я всё сидел за их спинами, готовя новую выставку и просил Христа ради – здесь чуть посветлее, здесь поярче и т. п. В мае 2011 года я попал в Непал, в Дели. Жадности моей не было предела – привез тысячи снимков из страны, где время остановилось. Это было, как если бы я, горячо любящий старую Москву, был заброшен на машине времени в Москву 1910-х годов, да еще и с Никонами под мышкой. А тут еще и Canon хороший появился. И я понял: всё, баста, надо самому всё обрабатывать. Хватит ждать милости от друзей!
Ну и пошло, поехало… Учился и по книгам, и по дискам-курсам, спрашивал – показывали. Особенно мне прояснил мозги Леонид N., после ухода которого я каждый раз понимал, что я вообще ничего не знаю в Фотошопе. И сейчас я по-прежнему вижу множество пробелов в своем образовании, и хорошо понимаю – учиться, учиться и еще раз учиться. И я не знаю, как прозвучат в контексте общемирового уровня мои пять копеек, и поэтому так долго не решаюсь выставить в интернете свои работы. Ведь я реально ощущаю – показываю пробу пера. Я только нащупываю какой-то свой стиль среди мириадов пользователей Photoshop.
В начале января 2014 года я проснулся после Нового года и ощутил свободное каникулярное время – воздух незанятости текущими делами. Сел за компьютер и решил:
1) Я никому ничего не должен: хочу режу изображение, хочу мну, хочу закручиваю. А давай попробую те программы и фильтры, которые…
2) Обожаю авангард начала XX в. – футуризм, фовизм и пр. А хватит мне быть реалистом и академистом! Представь, что Лентулову и Кандинскому дали в руки это чудо – Photoshop! Что бы они делали? Ведь сто лет назад эти ребята обогнали фотографов на века. Назад к ним! А не вперед в будущее. Какой мы, прости Господи, авангард?! Учиться – их чувству ритма и соотношения линий и пятен, напряженности и динамике, выразительности и буйству цвета и света!!! И т. д.
Мне повезло – мама с детства водила меня в музеи и на множество выставок, у нас была хорошая библиотека по искусству и я всю жизнь впитывал множество впечатлений в библиотеках (самых разных), перерыл тысячи книг – с картинками! Хочу надеяться, что всё это вбирание в себя и впитывание было не напрасным. И когда я теперь с великой радостью творю что-то на компьютере, весь этот опыт опосредованно стоит. Не подражать кому-то буквально, а просто настраиваться на некий невидимый камертон. Не заканчивать работу, пока не побегут мурашки. Главное, чтобы самому не было скучно, вяло.
Самое главное в фотошопе, по-моему – это вовремя остановиться, не замучить и не испортить. Вообще-то это называется, кажется, вкус. Возможности программы огромны и радуют быстродействием: одно нажатие мышки – и всё меняется, часто радикально. И… надо выбрать, остановиться. Метод проб и ошибок. Но компьютер + художник иногда действительно могут создать то, что и не нарисуешь и не придумаешь.
Материала, над которым можно изгаляться, у меня было в избытке и он был чрезвычайно разнороден. От улочек Катманду и Бхактапура до гаражей в Мытищах, от трав Коктебеля до пальмовых изгородей Гоа. Чтобы как-то объединить всё это в какую-то единую серию, я остановился на жесткой и простой форме квадрата. И первая моя выставка – в музее Грина в Феодосии в 2014 г. – называлась «Импровизации в квадрате».
Квадрат, наверное – не от Малевича, а от подрамников МАРХИ – моего Alma Mater. Меня этот квадрат несчастный как-то организует. В нем очень удобно работать, в частности, с моим излюбленным фильтром «поляризация». Квадрат в сочетании со спиралью, кругом – прием, который так и просится применяться в моей системе координат. И сразу скажу: избегаю любых глубокомысленных символов и подтекстов, спираль для меня – это прежде всего пружина, силовое поле, вибрирующие энергии линий, взрывающие мой квадрат изнутри.
Наложение слоев, полупрозрачных фильтров – это особая тема и особая радость Photoshop'а. Постоянно рисую по слоям ластиком, архивной кистью и пр. И поскольку у каждого фотохудожника запасы кадров индивидуальны и уникальны, тем более уникальны и бесконечно разнообразны результаты их наложения. Тут море разливанное для творчества и ошибок. А на ошибках – учатся. Практически каждая новая работа чему-то незаметно или заметно учит. Потом легче создавать следующие. Помните фразу из кинокомедии «Подкидыш»: «Молодой человек, он из вас сделает всё, что вы захотите!» А вот Photoshop действительно может – всё, что вы захотите!
Обожаю джаз, слушаю и стараюсь следовать этому драйву в своих «Импровизациях в квадрате»! Музыка линий, музыка цвета и фантазий, музыка программы Photoshop!
9 апреля 2016 г.
День моего рождения