Иконология и иеротопия
Образность готики

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

« #16 : 20 Июля 2018, 22:29:18 »
Замечательные статьи. Искала, но не нашла размышлений о круглых окнах-розах, характерных для  готического интерьера. 

Ярослав, конечно, душа есть у каждого здания, они живые. Плачут, когда стоят заброшенные... Страдают, когда мучительно умирают... (например, с обгоревшими крышами после умышленного поджога или под нашествием грибка в результате поднятия капиллярной влаги по вине "горе-хозяев"!) Как быстро умирают старые жилые дома без жильцов! А если люди в них живут и даже не очень-то заботятся "о здоровье" конструкциий, то дом стоит и стоит... И как оживают дома, если к ним вернулись люди - стоят еще "ободранные", но уже поздоровевшие...

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 21 Июля 2018, 08:32:20, Золушка»

ОффлайнАндрей Охоцимский

  • изъ бывшихъ
« #17 : 20 Июля 2018, 22:42:01 »
Без розеток обойтись было никак нельзя. В конце первой статьи кое-что есть. Копирую ниже:

Цитировать
ПРЯМАЯ И КРУГ
Мотив круга слишком глубоко сакрален, чтобы без него можно было совсем обойтись. Церковь не может состоять из одних углов. Избавившись от круглых арок, куполов и сводов, готическая архитектура, как будто в компенсацию, создала большие, почти безвкусно огромные, круглые окна-розетки, по поводу назначения которых в литературе нет единого мнения. Предназначены ли они лишь для эффективного освещения или несут конкретное символическое значение? Высказывалось даже мнение, что они символизируют королевскую власть, потому и расположены как правило на западном портале.

Назначение розеток становится более ясным если взглянуть на их иконографическое содержание. Своей круглой формой розетки дают возможность заполнить их ненарративным иконическим материалом, образующим объединенный образ, связанный с вечностью и концом века сего. Наиболее важной темой такого рода является, очевидно, Апокалипсис, как правило изображаемый на розетках западного портала. Круг розетки появляется перед верующим, входящим, во храм как вращающийся меч архангела, воспрещающий доступ к святому. Он встает как плотина на пути потока времени, за которым времени уже нет, а есть только две вечности – адских мук и райского блаженства.

Розетки также использовались для секулярных сюжетов, выражающих вневременные категории, таких как аллегории искусств (Сен-Дени, северный трансепт) или знаки зодиака. Именно через розетки в готику входит образ вне-временности. Судя по тому вниманию, которое аббат Сугерий уделял содержанию витражей, необходимость выражения в них вневременных богословских категорий могла быть важным фактором, определяющим развитие архитектурных форм.

По-моему, есть общие моменты с Вашей статьей. Когда Вы пишете о сходстве тематики икон-розеток с православными иконами, Вы имеете в виду что-то похожее, как мне показалось.

Говори что думаешь, но думай что говоришь
«Последнее редактирование: 20 Июля 2018, 23:21:31, Золушка»

« #18 : 21 Июля 2018, 16:35:08 »
Да, окна-розы всегда заставляли меня задумываться.  Есть и статья, подготовлю ее к размещению в Вашей библиотеке. У меня несколько другой взгляд на этот прекрасный архитектурный образ.
Андрей, Вам вопрос для размышлений. Первым на западный фасад переместил "розу" именно Сугерий. Это была сложная архитектурная проблема, так как на южном и северном фасадах "Роза" легко вписывается в общую композицию, а на западном фасаде вписать ее между башнями и над порталом - довольно сложно, я читала, что зодчим этим вопрос дался с большим трудом. И все-таки Сугерий это сделал. Ради чего? Конечно, не ради новшества конструктивного (как часто пишут о готике). Вы точно заметили, что именно в западной "розе" помещают витражи на тему Страшного суда.

Просвещая друг друга, мы славим Творца, выявляя неисчерпаемую красоту Его творений.
«Последнее редактирование: 21 Июля 2018, 22:49:09, Золушка»


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика