Если религию отнести к системе знаний, то мы, прежде всего, должны говорить о принятой картине мироустройства в этой системе.
По смыслу перевода религия – это всеобщее соединение, всеобщая связь в общей картине мира. При таком подходе религия больше становится похожей на кибернетику, чем на «опиум для народа» (В.И. Ленин).
Кибернетическая (единая) картина мира, скорее, как нам видится, иерархична (в порядке подчинения) и критериальна (мерна), если исходить из того единства, которое мы наблюдаем в непрерывном движении Природы.
Напомним, что система знаний человека, как и любая система вообще, подразумевает, кроме элементов и связей, некий свой главный для этой системы критерий (главную меру, оценку), который требует от человека его (критерия)
максимизации.
В системе религиозного мироустройства имеется явное Нечто, что непосредственно относится к высшему смыслу нашей, человеческой жизни. Наука же явно этим Нечто не оперирует. Это Нечто и есть Главный Критерий Жизни, задающий Высший Смысл жизни человека.
К этому мы можем добавить, что религиозное знание о Главном Критерии Жизни передаётся нам извне нашего суженного сознания. Точнее, наше сознание представляет всего лишь часть некоего общего Сознания Природы. И потому смысл нашей жизни передаётся нам непосредственно из общего Сознания Природы в его часть – в наше суженное сознание как то, ради чего и как стоит жить, что нужно максимизировать всеми нашими усилиями.
Не раз уже подчеркивалось, что качество жизни и нормы поведения в обществе для людей полностью определяет тот
главный, или генеральный, критерий, каким общество или государство руководствуются в своём поведении. Это наша главная оценка. Именно она пронизывает все наши действия и мысли.
Но есть и вторая сторона действия любого главного критерия, о которой пока что мало кто говорит. Это совершенно необычное свойство и качество, казалось бы, для нас довольно абстрактного параметра. Но это не так.
Любой главный критерий, а особенно глобального уровня, заставляет своего подопечного – человека, общество, государство, человечество – так конструировать все свои усилия, что они, эти усилия, этот критерий максимизируют. Другими словами, критерий усилиями людей удовлетворяется, причём, в случае целостности системы людей (семьи, общества, государства и т.д.) полностью определяет эту целостность.
Если человек принимает данную религию, то этот процесс максимизации высшей религиозной оценки является главным для него, ради чего он живёт.
В таком случае религиозная вера – это безоговорочное принятие человеком главного критерия религии за главный смысл человека, за истину.
И если теории религии до недавнего времени сводили веру как основу религии к фактам подсознательной, бессознательной сферы, то мы говорим о смысле жизни как о следствии процесса оценивания человеком. Мы должны говорить о вере как об инструменте подчинения воли и подчинения человеческого поведения нормам, ограничениям и догматам религии.
Мы не будем перебирать и анализировать массу определений религии. В свете того знания, которое представлено нами как всеобщая критериальность (мерность, иерархичность, максимизация) это имеет смысл лишь для описания частей всего знания.
И тем не менее, необходимо подчеркнуть: прежде всего нас интересует именно религиозная суть явлений, которая, как оказывается, прячется в открытии всеобщей критериальности и в работе критериального сознания.
Дадим наше определение религии, сразу ведущее на вершину понимания.
Религия – это система ограниченных знаний об идеале жизни человека, о её главных оценках, о смысле его жизни и вере, о нормах и правилах поведения человека, ведущих к этому идеалу, о картине устройства мира и Природы, включающей в себя их истоки и тайны.
То есть мы должны говорить, что религия – это, прежде всего, система знаний о жизни, и как система она обязана включать в себя некий идеал правильной жизни человека в обществе себе подобных и некоторые, перечисленные выше, составляющие этой жизни. Укажем ещё раз на некоторые из них. Это:
чёткие оценки происходящего вокруг и оценки своей и чужой жизни, проистекающие из главной оценки (критерия), которая дается в самой религии и которая нами максимизируется;
вера, управляющая волей человека и его свободой;
нормы и правила поведения человека, следующие из его оценок, в которых сформулированы возможности человека и ограничения при реализации этих возможностей;
высший смысл жизни человека;
первичное устройство мира и Природы, проявляющее истоки оценок, норм, веры.
Для успешной религии это означает, что она не только имеет тенденции к расширению и укреплению среди людей, но и реально постоянно расширяется и укрепляется как за счёт пополнения новыми членами, так и за счёт ужесточения норм и правил. В этой экспансии и состоит главная сила религии. Если этого не происходит, то такая религия, рано или поздно, начинает поглощаться другой религией, более сильной и растущей.
И если любая вещь и любая идея имеют в своей сущности нечто, называемое главным критерием, это позволяет им достигать своей целостности и сохранять её.
Религия даёт человеку идеал правильной жизни. Человек, принявший религию, верит в этот идеал и стремится к нему. Скажем больше: чтобы чувствовать и видеть себя Человеком, человек всегда должен иметь перед собой идеал. А если он ещё и постоянно максимизирует свой идеал своими усилиями, то чувствует себя счастливым.
Нужно различать сущность человека и его идеал. Пишут: «Идеал не существует!». Но и не надо, чтобы он существовал осязаемо. Достаточно того, чтобы он имел свой образ или условия существования.
Идеал для человека задаётся главным критерием жизни, принятым этим человеком для себя.
В таком случае, как мы уже говорили, религиозная вера – это безоговорочное принятие человеком главного критерия религии за главный смысл человека, за истину.
В таком случае истина – то, что всегда только максимизирутся. Истина не может исчезнуть или стать замороженной.
Итак, вера может рассматриваться узко как предмет религии и широко как волевой процесс подчинения главному критерию, которому человек подчиняется сознательно или несознательно. От того, что человек не думает о главном критерии, последний не исчезает.
Сможет ли наука заменить религию?
Конечно, наука не может заменить религию, ибо наука оперирует доказательствами в собственной системе доказательств, основой которой является аксиоматическое начало исходного положения доказательств. По сути, наука не имеет абсолютной доказательной основы так же, как и религия. Главным инструментом науки является глубоко проработанная логика и вера в эту логику.
Ведь чем характеризуется система знания вообще? Это, скорее, система смыслов, завязанных в единое целое своей логикой и, главное, имеющих единый критериальный центр, точнее, оценочное иерархическое множество.
Отличие науки от религии заключается лишь в принципе познаваемости картины мира.
Наука утверждает, что мир познаваем, а религия относится к познаваемости нейтрально – ей нет необходимости его познавать. Религия априори, без доказательств, вводит в картину мира Высшее Существо как Генеральный Критерий Мира и Жизни. Наука же в этом пока абсолютно анархична.
Если говорить о жизни человека без религии, человека-атеиста, то необходимо ответить на несколько вопросов:
Что есть его идеал?
В чём смысл его жизни?
Какова главная оценка, которую максимизирует данный человек своими усилиями?
В чём его вера?
Какую свободу и какие ограничения своей свободы принял для себя данный человек?
Не бывает, чтобы человек не имел своих оценок, своей высшей оценки. Они могут быть смазанными, нечёткими, но они всё равно есть.
Поэтому разумнее всего понять, может ли человечество существовать без религии и, если сможет, то – что же её заменит?
Сегодня мы живём в мире, где сосуществует множество религий. Никакого согласия между религиозными иерархами нет. Это, рано или поздно, приводит к крайней нетерпимости адептов одной религии к адептам другой.
В рамках подобной картины, когда религиозных вершин в человечестве великое множество, выбрать одну из них за главную и попытаться подчинить всех её смыслам невозможно.
Этот факт говорит о том, что религиозное знание в целом не является завершённым. Более того, отсутствуют видимые усилия и учёных, и религиоведов в поиске путей завершения целостных представлений религиозного знания.
Такое явное пренебрежение Будущим однозначно ведёт к
самоуничтожению человечества, ибо максимизация агрессии в духовном и материальном плане уже зашкаливает.
Необходимо использовать открытие всеобщей критериальности и критериального сознания для перехода сознания людей от эгоистической религиозной модели поведения к модели целостного подчинения Единому Смыслу.