Афиша
Новости Лаборатории медиевистических исследований

0 Участников и 1 гость просматривают эту тему.

Дорогие коллеги,
10 февраля 2016 года (среда) в 18.00 Лаборатория медиевистических исследований приглашает Вас на семинар "Символическое Средневековье". С докладом "Восток на востоке: легенда о Гоге и Магоге от Стены Александра до Мистического Востока Сухраварди" выступит А.В. Муравьев.

Место проведения: Петровка 12, ауд. 207.

Подробности на сайте Лаборатории медиевистических исследований:
medieval.hse.ru/announcements/173101755.html

Поскольку список на проход с начала 2016 года формируется заново, заявки на пропуск нужно написать всем, кто не был на "Символическом Средневековье" в этом году. В качестве заявки нужно прислать свои ФИО Марии Александровне Мерзляковой на mmerzlyakova@hse.ru.

С уважением,
Мария Александрова, менеджер  Лаборатории медиевистических исследований Школы исторических наук факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие коллеги!

10 февраля (среда) в 14.00 в Отделе Средних веков и раннего Нового времени ИВИ РАН (ауд. 1407) в рамках семинара «Ремесло историка» состоится выступление профессора исторического факультета МГУ и научно-учебной лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ, д.и.н. М.В. Дмитриева на тему:

«Этническое» и конфессиональное. Тексты протонационального самосознания Московской Руси и Франции вXVI-XVII вв.: что сравнение двух стран дает для понимания генезиса национализма...?».

Материалы для обсуждения – в приложении.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Уважаемые коллеги,
Хочу сообщить, что 16 марта в 14.00 состоится очередное заседание нашего семинара "Русь, Московия, Россия в свидетельствах иноземцев". Мы заслушаем доклад Д. Г. Федосова "Последний том Дневника Патрика Гордона, 1696–1698". Адрес мероприятия: Ленинский проспект д. 32А, Институт всеобщей истории РАН, 14 этаж, комн. 1427.
 
Напомню, что текст, о котором идет речь, - важнейший и во многих моментах уникальный источник по истории России и Европы второй половины XVII века. Он давно нуждался в издании и переводе на русский язык. До Д. Г. Федосова знакомство с памятником основывалось на публикации Поссельта (Tagebuch des Generals Patrick Gordon, Bd.I, Moskau, 1849; Bd. II, III, St. Petersburg, 1851, 1853). Это был неполный немецкий перевод, содержавший значительные искажения авторского текста (как-то подмена перевода пересказом, громадные купюры, в том числе цензурного свойства, перестановка значительных частей текста и т. д.).

Все последующие, фрагментарные русские переводы "Дневника" Патрика Гордона осуществлялись не с английского оригинала, а неудовлетворительного немецкого издания Поссельта (М. Салтыковой: Дневник генерала Патрика Гордона. М., 1892. Ч. I-II; П. М. Майкова: Русская старина, 1916-1918). Единственная до недавнего времени публикация выдержек из "Дневника" Гордона на английском языке, как ни странно, также являлась обратным переводом с немецкого текста Поссельта (Passages from the Diary of General Patrick Gordon of Auchleuchries. Aberdeen, 1859). Таким образом, ничего похожего на научное издание памятника до сих пор не существовало.

Работа Дмитрия Геннадьевича состоит из двух частей. В шотландском Абердине он впервые издает полный оригинальный текст "Дневника" Патрика Гордона:

Diary of General Patrick Gordon of Auchleuchries 1635–1699.
Volume I: 1635–1659. Aberdeen University Press, 2009, p. 307 + xlvi;
Volume II: 1659–1667. Aberdeen University Press, 2010, p. 321 + xliv;
Volume III: 1677–1678. Aberdeen University Press, 2012, p. 131 + xlviii;
Volume IV: 1684-1689. Aberdeen University Press, 2013, p. 314 + l;
Volume V: 1690-1695. Aberdeen University Press, 2014, p. 513 + lv1.

Заключительный 6-ой английский том (как сказано в планах издательства) будет опубликован, очевидно, в текущем году.

Одновременно в России в серии "Памятники исторической мысли" вышли следующие тома сделанного Дмитрием Геннадьевичем русского перевода:

Гордон П. Дневник, 1635-1659. М.: Наука, 2000, 278 с.;
Гордон П. Дневник, 1659-1667. М.: Наука, 2003, 315 с.;
Гордон П. Дневник, 1677-1678. М.: Наука, 2005, 235 с.;
Гордон П. Дневник, 1684-1689. М.: Наука, 2009, 339 с.;
Гордон П. Дневник, 1690-1695. М.: Наука, 2014, 624 с.

Наш семинар начал свою работу три года назад, 23 января 2013 года с выступления Дмитрия Геннадьевича, посвященного предшествующему, 5-му тому "Дневника" Патрика Гордона. Сегодня мы являемся свидетелями триумфального завершения его многолетних трудов. Нельзя посчитать случайным совпадением то, что доклад состоится в канун дня Св. Патрика.
 
В заключение поделюсь нашими планами на будущее. На апрель в нашем семинаре запланирован доклад Ольги Евгеньевны Кошелевой о "Космографии" Г. Меркатора. В мае у нас Олег Яковлевич Ноздрин, издающий перевод нидерландского автора, писавшего о Смуте, по имени Ян Данкарт. "Описание Московии" Данкарта, впервые опубликованное в 1615 году, в следующие полвека увидело еще несколько изданий, став одним из таких сочинений, которые обуславливали восприятие европейцами русской жизни. Но поскольку русский перевод вовремя сделан не был, его заслонили переведенные тексты Маржерета, Буссова, Массы.

В июне мне хотелось бы выступить самому. У меня довольно много всяких интересных архивных находок. Например, темой моего доклада может быть готовое для публикации издание сочинений одного из итальянцев, участвовавших в походе Батория на Полоцк 1579 года, по имени Антонио Мартинелли. От него остались письма из полоцкого похода (они известны и широко используются специалистами, но всегда публиковались с сокращениями) и неизвестная история осады и взятия Полоцка, подготовленная мною к печати по восьми спискам. Кроме того, Мартинелли удается атрибутировать официальные реляции о полоцком взятии, обнародованные от имени Стефана Батория. Следовательно, выясняется, что автор находился при польском войске не просто как тайный или явный папский агент, славший новости нунцию в Вильну, а был взят в поход в качестве штатного пропагандиста, ценного бойца идеологического фронта. Мне кажется, это небезынтересно.
 
С уважением и наилучшими пожеланиями,
Игорь Дубровский

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 12 Марта 2016, 09:43:49, Е. Морошкин»

Дорогие коллеги, на следующей неделе Лаборатория медиевистических исследований приглашает Вас на два мероприятия:

1) 29 марта 2016 года (вторник) в 14:00 воркшоп на тему "Natio Ruthenorum? Украина? Малая Россия? Протонациональные дискурсы в культуре украинско-белорусских земель (XIV- XVIII вв.)". С докладом "О развитии украинского и белорусского самосознания в XVII в." выступит член-корр. РАН Б.Н. Флоря. Воркшоп проводится в рамках проекта «От nationes Средних веков к нациям Нового времени на западе и востоке Европы» совместно с Центром украинистики и белорусистики Исторического факультета МГУ и Германским историческим институтом в Москве.

Место проведения: ул. Петровка 12, ауд. 208.

Подробности на сайте Лаборатории медиевистических исследований: https://medieval.hse.ru/announcements/178858092.html

2) 30 марта 2016 года (среда) в 17:00 очередной семинар из цикла "Europa sanctorum". С докладом на тему "«Иди в бездну к своему отцу Сатане, о нечестивый дракон!» или пособие по созданию популярных культов святых" выступит специалист по коптской агиографии, PhD, А.А. Рогожина.

Место проведения: ул. Петровка 12, ауд. 314.

Подробности на сайте Лаборатории медиевистических исследований: https://medieval.hse.ru/announcements/178266691.html

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие коллеги, на следующей неделе Лаборатория медиевистических исследований вновь приглашает Вас на два мероприятия:

1) 5 апреля 2016 года (вторник) в 16:00 в рамках проекта "Дискуссионное Средневековье" состоится академическая дискуссия на тему "Тридцатилетняя война (1618-1648 гг.) и Вестфальский мир (1648 г.): рождение модерной модели религиозно-культурного плюрализма?"
Дискуссия будет построена вокруг доклада проф. Ю. Е. Ивонина "От религиозного насилия к иренизму: осмысление опыта Тридцатилетней войны в общественном сознании Европы".

Место проведения: ул. Петровка 12, ауд. 309.

Подробности на сайте Лаборатории медиевистических исследований: https://medieval.hse.ru/announcements/178045560.html


2) 7 апреля 2016 года (четверг) в 17:00 состоится очередной семинар из цикла "Europa sanctorum". С докладом «Владимир Святой: консерватизм реформатора» выступит д.и.н. В. Я. Петрухин.

Место проведения: ул. Петровка 12, ауд. 208.

Подробности на сайте Лаборатории медиевистических исследований: https://medieval.hse.ru/announcements/178857440.html

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие коллеги, 14 апреля 2016 года, в четверг, в 16:30 Лаборатория медиевистических исследований приглашает Вас на сорок седьмое заседание семинара "Символическое Средневековье". С докладом "The Roman Empire in John of Ephesus' Church History: Being Roman, Writing Syriac" выступит один из самых известных европейских антиковедов, лауреат премии им. Вильгельма Лейбница Германского исследовательского общества (DFG), профессор Университета им. Гете во Франкфурте-на-Майне Хартмут Леппин.

Место проведения: ул. Петровка, 12, ауд. 208

Подробности на сайте Лаборатории медиевистических исследований: https://medieval.hse.ru/announcements/179514831.html.


____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

Дорогие коллеги,

12 мая 2016 года (четверг) в 17:00 Лаборатория медиевистических исследований приглашает Вас на семинар из цикла "Europa sanctorum", на котором с докладом "Женская мистика Средневековья. Жизнь во Христе как перформативная практика" выступит к.ф.н. М. Ю. Реутин.

В докладе осуществляется попытка создать интегральную модель повседневного поведения, понятого как цельная и существующая по своим законам структура. Такая структура названа «перформативной практикой» (в изучаемых текстах «spil», «ludus», букв. «действо») и определена как «жизнь в мифе» — в спонтанном воспроизведении его протосюжета, с учетом его базовых смыслов и ценностей. Концепция доклада развита на материале массовых психозов, распространившихся во фламандских бегинажах, в женских цистерцианских и доминиканских монастырях Саксонии и верхнего Рейна в XII–XIV вв. Особое внимание уделено простонародному благочестию 1 половины XIV в. в районе Боденского озера (Констанц) и центральной Швейцарии (Цюрих). В этой компактной — как во временном, так и в пространственном отношении — традиции получили простое и ясное выражение общекультурные закономерности, сохранившие свою силу в пределах позднейших эпох и массовых течений, однако проявленные в них более сложно и опосредованно.

Экстатический опыт породил чрезвычайно своеобразные тексты: «книжицы откровений», «благодатные жития», «сестринские книги», составленные на латыни, а также алеманнском и баварском диалектах средневерхненемецкого языка. В основу доклада положен уникальный текст: «Откровения» цюрихской визионерки Элсбет фон Ойе (ок. 1290–1340), дошедшие до нас в автографе (HS. Rh 159 f. 1–80 Zentralbibliothek Zurich), избежавшие посторонней правки и доносящие до нас подлинный, не искаженный церковной цензурой опыт средневековых харизматиков. На примере «Откровений» Элсбет фон Ойе демонстрируются основные поэтические особенности мистической литературы и раскрываются центральные для всякого религиозного опыта понятия («лудификация», «сверх-Я», «психомифология», «проективный образ» и пр.)

Доклад содержит в себе перевод фрагментов известных мистических сочинений.

Семинар состоится по адресу: ул. Петровка, 12, ауд. 314.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам

27 мая 2016 года (пятница) в 15:30 (обратите внимание, время изменилось!) в рамках проекта "Europa sanctorum. Культ святых и sacrum на Востоке и Западе Европы" состоится воршоп "Представления о культе святых в России и Западной Европе в XVI – XVII вв.". Мероприятие состоится в Школе Исторических наук по адресу ул. Петровка, 12, ауд. 208.
 
Предмет воркшопа – представления о святости и о культе святых в православной культуре Московской Руси и в латинских культурах Запада в "эпоху Тридентского собора". Особенность воркшопа заключается в том, на нем будет предпринята попытка сравнительного взгляда на такую значимую область христианской культуры как почитание святых. Подразумевается, в частности, что участники зададутся вопросом о степени влияния конфессиональных особенностей двух христианских традиций на представления о святости и "переживание" культа святых в России и странах Западной и Центральной Европы.

Жанр "воркшопа" (в отличие о конференций, "круглых столов", коллоквиумов и семинаров) предполагает совместный поиск ответов на ряд специальных заранее согласованных исследовательских вопросов.

Вопросы данного воркшопа таковы:
- каково состояние исследований в данной области? Какие они приносят результаты?
- в каких понятиях, представлениях, терминах осмысливается святость святых в католических культурах и в России в XVI – XVII вв.?
- в чем именно представления о святости в культуре Московской Руси отличаются от аналогичных представлений в католических культурах той же эпохи?
- насколько нормативные ("официальные") представления о святости (как в Московской Руси, так и на Западе) отличались от представлений, присущих рядовым прихожанам?

Соответственно, жанр воркшопа предполагает, что одни участники делают доклады и сообщения, а другие делятся отдельными наблюдениями по этим вопросам.

Воркшоп откроется выступлениями:
 
Е.В. Белякова (ИРИ РАН): О соборах 1547-1549 гг. как вехах в истории святости в России.
М.В. Дмитриев (МГУ-ВШЭ): Чем свят святой? Из наблюдений над русских агиографическими и полемическими текстами второй половины XVI -  начала XVII  вв.
В.В. Гагарина (МГУ): Формирование традиции почитания митрополита Филиппа в конце XVI-первой половине XVII.
А.О. Крылов (ПСТГУ): Святость в творениях в свт. Димитрия Ростовского: некоторые наблюдения.
 
В программе воркшопа могут появиться и иные выступления.


Воркшоп проводится в рамках проекта "Europa sanctorum . Культ святых и sacrum на Востоке и Западе Европы". Общая цель проекта заключается в том, чтобы предпринять  попытку сравнительного подхода в изучении дискурсов сакрального, культов святых и их религиозно-культурных, социальных и политических функций в православных и западнохристианских обществах средневековой Европы.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 27 Мая 2016, 22:53:21, Е. Морошкин»

31 мая 2016 года (вторник) в 18:00 Лаборатория медиевистических исследований и Германский исторический институт в Москве приглашают Вас на очередной семинар из цикла "От nationes Средних веков к  нациям  Нового времени".

Выступают:
Аркадий Исаакович Липкин (д.ф.н., РГГУ):
Понятие национальной общности и ее соотношение с понятиями конфессиональной, цивилизационной и этнической общности.

Александр Леонидович Никифоров (д.ф.н., РАН):
Историческая память как одна из опор национального самосознания.

Место проведения: Германский исторический институт в Москве по новому адресу ул. Воронцовская, д. 8, стр. 7, ст. м. Таганская.

Вход свободный.


1 июня 2016 г. в 16 часов по адресу Ленинский проспект, 32а, ауд. 1406 пройдет заседание семинара по исторической антропологии отдела исторической антропологии и истории повседневности ИВИ РАН, на котором с докладом на тему: "Новгород и Венеция: становление коммунального (республиканского) строя" выступит д.и.н. П.В. Лукин.

В докладе будет предпринята попытка осмыслить средневековый Новгород как развивавшуюся европейскую республику (коммуну) и на ряде конкретных примеров продемонстрировать, что ряд аспектов новгородского социально-политического строя и новгородской идеологии, которые традиционно рассматриваются как показатели их архаичности и "недоразвитости", в действительности находят достаточно убедительные параллели в Венеции докоммунальной и раннекоммунальной эпох.

В центре доклада будет находиться проблема интронизации правителя в ранней Венеции и древнем Новгороде – соответственно дожа и князя. В ходе сопоставительного анализа различных источников (преимущественно ранних и наиболее достоверных) будут рассмотрены политические и церемониальные аспекты интронизации, а также связанные с интронизацией конфликты и процедуры их разрешения. Сравнительный анализ схожих изначально по сути интронизационных процедур показывает, сколь по-разному сложилась судьба важнейших политических институтов докоммунальной Венеции и древнего Новгорода – народных собраний (contio, arengo в Венеции и веча в Новгороде) и позволяет выдвинуть новые предположения о причинах и последствиях этих различий.

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам
«Последнее редактирование: 27 Мая 2016, 22:52:36, Е. Морошкин»

Дорогие коллеги,

 В ближайший вторник, 22 ноября 2016 года в 16:00 состоится совместное заседание научного семинара Лаборатории медиевистических исследований "Символическое Средневековье" и семинара НУГ "Языки интеллектуальной культуры" ИГИТИ им. А.В. Полетаева. С докладом на тему "Демоны и недуги в Древнем мире" (Demons and Disease in the Ancient World) выступит Гери Фернгрен, профессор истории медицины Государственного университета штата Орегон и Первого Московского медицинского университета.

В докладе прослеживается судьба представлений об этиологии телесных и психических заболеваний от цивилизаций Ближнего Востока через эллинистический мир к христианским общинам Поздней Античности.  Кто, в каких регионах и в какие периоды истории Древнего мира был склонен усматривать  причины болезней в устройстве тела, работе его органов, образе жизни и окружении больного, и кто, напротив, склонялся к идее о ее сверхъестественном происхождении? Как магия и экзорцизм сосуществовали со «школьной» медициной, обращавшейся за исцелениями к естественным силам природы? Чьи представления реципируют христианская Античность и Средневековье?  Играла ли демонология в христианских представлениях о человеческом теле и его недугах такую же роль, что и в среде иудеев рубежа старой и новой эр? Каково отношение христиан первых веков к болезни, больному, врачу, медицинским знаниям и врачебной практике и как складывается в христианских общинах культура заботы о недужных и немощных, которая будет унаследована Средневековьем? Как менялись взгляды исследователей на эти проблемы в продолжение последнего столетия? На эти и другие вопросы из области истории медицинской диагностики ответит в своем выступлении профессор Гэри Фернгрен.

 Место проведения: ул. Старая Басманная 21/4, ауд. А-402 (за турникетами налево, подняться на 4-й этаж).

____________________________________
Пою, когда гортань сыра, душа – суха,
И в меру влажен взор, и не хитрит сознанье.
О. Мандельштам


 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика