Агрессия как причина самоуничтожения человечестваБесконечная максимизация агрессииВ статье автор пытается обосновать свою точку зрения на тот факт, что пока существует агрессия в людях, любые попытки защиты своего мнения или своей веры приводят к полномасштабному самоуничтожению человечества. Если посмотреть, что, прежде всего, максимизирует человечество в настоящее время, то можно ужаснуться – степень агрессии и результаты её деятельности растут опережающими темпами над нравственностью.
Эта статья – не страшилка, это предупреждение о том, что может случиться, что обязательно случится, если мы будет по-прежнему пренебрегать главными знаниями, которые мы уже получили. Так что же нам делать?
Мы не наблюдаем разумной деятельности разумных существ во Вселенной. Гипотетический вывод: она невозможна, так как разумная деятельность наполнена агрессией, что автоматически с её ростом приводит к самоуничтожению. Если бы это было наоборот, то за миллиарды лет существования Вселенной такая деятельность уже бы проявилась. Вероятность того, что мы первые – нулевая. Ибо существование законов Природы и законов Сознания было всегда и, значит, возникновение человечества – это многоразовая циклическая процедура, такая, как оживление деревьев по весне.
Рост численности населения Земли значительно опережает рост возможностей людей по расселению человечества на другие планеты. Это означает, что условия для возникновения агрессии в людях – идеальные из-за тесноты и нехватки питания. А задача расселению человечества на другие планеты нами даже не ставится.
Главный сознательно принятый для себя критерий человечества на сегодняшний день, главная его оценка – это не построение царства справедливости для всех, то есть не вершина нравственности, а накопление материальных богатств через состояние агрессии. Небольшие островки религиозной деятельности истинно верующих людей не меняют общей картины мира. Но даже если бы мы сделали невозможное – изменили всемирный критерий человечества и объединились бы под крышей одной веры, то существование в нас агрессии всё равно было бы равносильно пороховой бочке. Вопрос о том, как отключить ген агрессии в людях, – вопрос жизни всего человечества.
По нашему мнению, самым главным в развитии сценария самоуничтожения для человечества является человеческая агрессия, запускаемая разными главными критериями жизни разных общностей людей, по-другому, разной верой людей или самой обыкновенной защитой своих интересов. В этих условиях, рано или поздно, любое мирное сосуществование разных общностей людей, имеющих разную веру и уживающихся под одной крышей на Земле, не смогут договориться по вопросам высших оценок. Это означает, что нормы поведения войдут в противоречие друг с другом. Люди начнут защищать свои интересы, свои нормы поведения, и эта защита разбудит всеуничтожающую глыбу агрессии. Уже разбудила.
Если бы в человеческом сознании и в человеческой психике не было агрессии, то вполне возможно, что человечество смогло бы хоть как-то договориться о мире. Однако, агрессия всегда запускает механизм самоуничтожения. Вот стихотворение автора:
ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
На свете лишь одно без изменений –
Название: «Гармония Любви».
Нам не понять, какой великий гений
В тела людей влил по морю крови.
Нам не дано – и это так прискорбно –
Раскрыть принадлежащий всем секрет:
Что после смерти человеческого корня
В который раз пройдёт эксперимент.
Не первый раз мы, люди, возникаем!
И Бог надежду всякий раз имел –
От своего Божественного рая
Он видел в нас Божественный предел.
Но каждый раз пока что мы болеем –
Неизлечимый косит нас недуг –
Над каждым из ушедших поколений
Агрессия вдруг замыкает круг.
Когда проходим мимо Божьей цели,
Как у ракеты есть самоподрыв:
Агрессией, как люди ни хотели б,
Себя уничтожаем, не открыв.
Когда-нибудь придёт, уверен, время –
Удастся Богу тот эксперимент,
И Человек, бессмертие измерив,
Любовь приобретёт на много лет.
Но как? – От Бога или люди сами
Себя преодолеют и поймут:
С агрессией бессмертие веками
Всегда – несовместимый атрибут.
Как достичь Гармонии ЛюбвиПонятие «Гармония Любви» – многопланово. Рассмотрим два выражения: «Бог есть любовь» и «Любовь есть Бог». Казалось бы, что в них заключён один и тот же смысл. Однако, люди привыкли к тому, что любовь, относящаяся к Богу, – это совсем не та любовь, которая существует между людьми.
Да, Бог свыше распространяет любовь, которая не относится к человеческой, иногда преступной.
Основа любви Бога, как нам кажется, – это терпимость и предоставление людям свободы выбора, даже вплоть до полного отказа от Бога. Создаётся видимость того, что любовь Бога не наполнена Его волей. Как бы решение в выборе людей отдано на откуп самим людям.
Основа любви человеческой – это эгоизм и агрессия, идущие снизу, от одного ко всем. Свою любовь и свою веру люди часто защищают вплоть до уничтожения других и до самоуничтожения. Духовные подвиги верующих только подтверждают это.
Почему не предположить, что и любовь Бога – это любовь до полного неприятия мнения людей, если они противоречат Божьим законам? Это как раз то, что называется волей Бога. Воля Бога для нас затушёвана нашим собственным мнением, что Бог снисходителен к людям в отношении их выбора и что Он не вмешивается в выбор людей. Однако, это, как нам кажется, не так.
Воля ломает любое препятствие. Воля Бога проявляется через законы Природы, которые человеку не дано изменить. Нам необходимо приспосабливаться к этим законам.
Агрессия людей всегда наполнена волей людей, которая часто вообще противоречит и законам Природы, и воле Бога, а потому и поведение людей неадекватно.
Можно ли прожить без агрессии? Вот – стена, которая не имеет агрессии, но сквозь неё не проникнет никто из людей. А вот – танк, который может разрушить стену. Сами по себе они не агрессивны. Но они соответствуют законам Природы.
То есть по-нашему получается, что агрессия – это неадекватная реакция человека на проявления взаимодействия в Природе одной воли с другой, одного закона с другим? То есть агрессия – это всего лишь реакция психического поля жизни. Если не будет психики, то не будет и агрессии.
Критериальная трактовка понятийПопробуем по-другому взглянуть на некоторые понятия, учитывая положения теории критериального сознания (
http://otkr.genmir.ru/crit).
Если принять, что в Природе первично всё же сознание как свод законов и критериев, то и человеческое сознание нужно поставить впереди его психики.
Тогда психика – это систематизированные ошибки сознания человека, противоречащие законам Природы и выливающиеся в реакции организма.
Много психики – много волнений и, следовательно, пустая трата запасов сил и потенций.
Эмоции – язык психики, который в некоторых случаях помогает адаптироваться людям друг к другу, а в других случаях высвечивает антагонистические противоречия людей.
Эмоции проявляются в психическом диалоге людей друг с другом, человека и Природы, человека и Бога.
Каждый человек имеете свою личность, основой которой служит его оценочное поле, задаваемое принятым главным критерием, главной оценкой, которую человек неосознанно максимизирует всеми своими усилиями, превращая ей в веру.
Агрессия человека – непримиримая реакция психики, которая имеет источником несовпадение оценочного поля человека и его собеседника в диалоге.
Ошибки сознания начинаются в системе оценивания, когда оценки человеческого сознания противоречат законам и принципам Природы и природного Сознания.
Принятие решений – выбор программы поведения на основе собственных оценок.
Расхождение между оценками сознания человека и Сознания Природы – это и есть ошибка сознания.
Откуда возникают ошибки сознания человека? Из присущего человеческому сознанию процесса постоянного поиска лучшего пути в процессе мышления. Поиск лучшего пути – это программа сознания по оптимизации самоуправления и управления вокруг. Такая программа предусматривает обязательное влияние главного критерия оптимизации (выводы кибернетики).
Итак, мы нашли пока два момента появления ошибочного поведения людей: в их оценках, задаваемых их главным критерием, и в программах выбора.
Религия – результат максимизации главной оценки человеком и обществом в мифологизированном виде. Другими словами, религии высвечивают процесс оптимизации системы Человек-Природа в смысле главного оценочного критерия этой системы в виде критерия, принимаемого за вершину нравственности.
Агрессия и пассионарностьЧто такое пассионарность? Вопрос в лоб и потому труден, т.к. ни Лев Гумилёв, ни кто другой так и дали полного её определения и не показали её связь с другими сферами человеческого существования. Может быть потому, что научного признания теорий Гумилёва пока нет.
Гумилёв считал, что пассионарность не имеет отношения к морали, к этике и, значит, к нравственности. Более того, он постоянно подчёркивал, что пассионарность является тем, что часто заставляет людей нарушать моральные нормы. По его неполному определению пассионарность – это избыток «биохимической энергии» в человеке, который и принуждает человека искать ему применение по одному единственному варианту жизни в скорейшей материализации этого избытка энергии, не давая этому человеку никакого выбора. А вот применение пассионарности может быть и в сторону добра, и в сторону зла.
Поэтому, когда мы говорим о цивилизациях, это следует иметь в виду и не подтасовывать лишь одну какую-нибудь часть.
Каков смысл пассионарности? Казалось бы, всё равно, какой, лишь бы избыток энергии был реализован волевыми усилиями? Но это не совсем так. Потому что всё в Природе имеет смысл, всё встраивается в природную сферу законов. И в истории человечества значительно больше примеров пассионарного зла, чем пассионарного добра. Практически все цивилизации до нашего времени прошли период агрессивного становления через захватнические войны, интервенцию, установление колониальных режимов. Вот почему я говорю, что цивилизации, в которых мотором служила пассионарная агрессия, – это лишь один из этапов их становления. И он, по моему глубокому убеждению, уже закончился. Ибо колоссальный рост агрессии не даёт человечеству никаких шансов на существование. Темпы роста агрессии и темпы роста нравственности несопоставимы. Поэтому утверждение «понятие пассионарности с агрессией никак не сочетается» – ложно.
Иногда можно услышать другое утверждение «Пассионарность очень близка по духу к духу нравственности», которое совершенно беспочвенно и голословно, даже опять-таки ложно. Ибо дух нравственности мы можем себе представить, а дух пассионарности – нет! Какой дух у энергии? Да тот, который будет этой энергией управлять. Эта та самая идея, ради который пассионарий готов отдать свою жизнь и жизни других людей. Вот этим последним пассионарий всегда был опасен: он готов пожертвовать и собой, и всем миром ради своей идеи. Вот эта идея, материализуясь, и превращается в главный критерий пассионария. Войны, в которых религиозная радикальность пассионарна, являются самыми жестокими.
Пассионарий отличается от обычного человека как раз тем, что его страсть и его воля безмерно превосходят страсть, волю или желание обычного человека, заставляя его главную идею, его главный критерий максимизироваться значительно быстрее. В принципе мы все живём, чтобы удовлетворять свой главный критерий, только у пассионария этот процесс приобретает крайнюю форму, когда он ради этого может пожертвовать всем, именно всем, в отличие от нормального человека. Пассионарий ярко иллюстрирует работу критериального сознания.
Максимизация агрессии – это однозначно показатель превосходства цивилизации зла над цивилизацией добра. Какое будущее у такой цивилизации? Вот почему на утверждение «теория Гумилева не может быть отработанной» – я даю своё: « на языково-культурной основе». Иначе нас ждёт лишь самоуничтожение. Теория Льва Гумилёва тупикова.
Вопрос изживания агрессииИтак, жизнь надо заслужить. Нашим Создателям, Богу мы при наличии агрессии не нужны. Поэтому нынешнее человечество, нынешняя цивилизация обречена, как и все прошлые, на самоуничтожение. Агрессия – это и есть способ самоликвидации неугодных в масштабе Вселенной.
Вопрос: можно ли каким-либо путём преодолеть агрессию, изжить её полностью?
Первый вариант. Если мы имеем ген агрессии, то это дело чисто научное, медицинское, хирургическое.
Второй вариант. Если преодоление агрессии рассматривать в чисто психологической сфере, то необходимо, как мы показали выше, освободиться от психики как носителя ошибочного поведения и агрессии, то есть стать чисто функциональным организмом.
Третий вариант – воспитательный. Все теории воспитания разбивались об один и тот же камень: в них не был выведен главный принцип воспитания и поэтому не поставлен на первое место в процессе воспитания.
Чему учить детей, прежде всего? Благодарности. Благодарности за жизнь, за существование, даже за ошибки, которые помогают нам совершенствоваться.
Мы должны входить к людям и выходить с благодарностью.
Благодарность развивает внимание и любовь, как раз ту любовь, которую ждёт от нас Бог.