Последняя встреча этого сезона состоялась 27 июня (ссылка ведёт на аудиозапись в фонотеке). Встреча была посвящена Виктору Михайловичу Василенко, другу Даниила Андреева, поэту и искусствоведу. В вечере принимали участие Ирина Николаева и журналист Татьяна Семеновна Никитина, много лет общавшаяся с Виктором Василенко.
Я подготовил для этого вечера большую слайд-программу, связанную с профессиональной деятельностью В. Василенко. Он был выдающимся исследователем русских народных промыслов, он во многом определил методологические основы их изучения. Не исключено, что именно общение с Василенко помогло Даниилу Андрееву глубоко прочувствовать и осмыслить те качества народного искусства, в которых он увидел выражение русского национального мифа, что отразилось в андреевской концепции прароссианства.
Виктор Василенко изучал народную резьбу и роспись по дереву, искусство северной резной кости (холмогорской и тобольской традиции), народную деревянную игрушку. Многим старинным промыслам, приходившим к середине XX века в упадок, была возвращена жизнь благодаря огромной популяризаторской и организационной работе Василенко. При его участии находили свое направление и те промыслы, которые вставали на путь высокого профессионализма – в первую очередь традиции лаковой росписи в Холуе, Мстере и Федоскино.
Эти и другие виды народного искусства представлены в моих альбомах:
rmvoz.ru/lib/arhiv/int/2015/dubrava/0627/narodnoe-iskusstvo.rar
Представлен и тот вид творчества, к изучению которого В. Василенко, кажется, не обращался, но он питается теми же мифологическими источниками и претворяет те же пластические мотивы.
Посещая в свое время много русских деревень и небольших городков, я всегда обращал внимание на деревянную резьбу, окружающую окна домов. Видел сотни интереснейших художественных решений и удивлялся тому, что этим искусством никто из исследователей не занимается. Только сейчас, готовя программу, я узнал про фотографа Ивана Хафизова, который несколько лет назад начал собирать коллекцию фотографий деревянных наличников, и теперь они составляют уже внушительного объема
виртуальный музей. Пока он обследует старинные города, а когда-нибудь дойдет очередь до глубинки, где это искусство представлено в огромном объеме и разнообразии.