Вот какой момент в этой теме мне видится крайне важным: не так тлетворно искажение фактического предмета памяти, как извращение стиля памяти.
Далеко за примером ходить не надо: ёрнический стиль по отношению к священным для многих вещам, издевательство над искренностью - мы наблюдали не раз даже на нашем форуме. Особенно мерзко, когда такой стиль подаётся под маской свободолюбия и "объективности".
Другой пример (из родонистских форумов): когда омрачённые укро-нацизмом пропитывают свои тексты ненавистью и злобой, это органично для самого предмета их веры и ложь скользит только по поверхности памяти. Но когда ненавистью и злобой пропитаны тексты тех, кто защищает Россию, когда эти "защитники" не брезгают площадной руганью в своих обличительных тирадах, тогда яды зла проникают в самую глубину материи времени, отравляют память души на, если так можно выразиться, молекулярном уровне. Это в тысячу раз опаснее для нашей памяти, нежели внешнее зло.
Когда христианская церковь стала государственной, когда она постепенно стала вырождаться до крестовых походов и святой инквизиции, это нанесло урон памяти о Христе несравненно больший, нежели все калигулы и нероны. Материализм, атеизм, борьба постмодернистской антикультуры с сакральным - это вина христианской церкви. Внешние гонители никогда бы не породили безрелигиозной эры, а вот ложный (лживый) стиль служителей церкви вызвал обратную реакцию в пастве.
Точно так же отравляет нашу память официозный государственный стиль, словно паразит присасывающийся к народному подвигу Великой Победы. Так же именно стиль и прежде всего стиль родонистов выхолащивает память (материю души) о Данииле Андрееве, память будущего о Розе Мира. Критики и хулители Розы Мира извне не достигли бы того результата, какого добились родонисты, никогда бы рм-сообщество не выродилось в духовно бесплодную карикатуру, если б не "первые ученики" (имена их известны, и история русской религиозной мысли ещё даст им надлежащую оценку).
"Стиль полемики важнее предмета полемики" - золотые слова Григория Померанца! Так и стиль памяти важнее фактической её стороны. Ритуал "минуты молчания" очень глубок: лучше молчать, чем славить лживо. О том, почему неолибералы так озабочены борьбой с сакральным и иерархиями - кроме одной, которая и замещает собою всё сакральное в человеке, становясь единственным и безусловным идолом, - подробнее лучше поговорить в теме "Неолиберализм и свобода". Здесь же я упомянул об этом потому, что главным оружием в войне с сакральными иерархиями является именно стиль постмодернистской антикультуры. Впрямую не отрицается ничего, но иронии и скепсису подвергается буквально всё и это подаётся как свободомыслие. Может быть, так оно и было бы, если бы одна единственная иерархия, где нет и быть не должно никакого равенства, иерархия успеха и финансового неравенства не становилась в Неолиберализме на место Бога, вне критики и сомнения - как неколебимый залог свободы человека, универсальная шкала ценностей.
Всё можно подвергнуть издевательству и насмешкам, кроме священного права частной собственности и заслуженного места в финансовой иерархии. А проводится эта вера исключительно через стиль её адептов, а не через прямые проповеди и не через чётко очерченную идеологию. Поймать за руку почти невозможно: мол, на вкус и цвет... Да и как доказать, что стиль (именно стиль!) является основным носителем этой идеологической заразы, разрушающей в душах самые тонкие и глубокие пласты? А этот стиль тотален - он проникает всюду, пронизывает весь быт. Попробуй восстань на него - и тут же попадёшь в мракобесы и тупицы. В лучшем случае тебя обвинят в отсутствии чувства юмора, во вражде к свободе мысли, в ненависти к вольной иронии, в нетерпимости и глупости. В худшем - сам сдохнешь, ибо не исповедуя тоталитарного стиля этой духовной химеры, невозможно не выпасть из социума в материальном и бытовом планах.
Лузер и есть ведьма нового времени - это слово-клеймо и есть моральный костёр инквизиции Неолиберализма. И выжигает он душу, а не тело - стилем, окружающим тебя везде и всюду, орущим изо всех дыр, навязывающимся в друзья сквозь все щели твоих заградительных редутов. Пафос? Ну, разумеется. Этот стиль не выносит пафоса, которым ему кажется любая искренность. Этот стиль люто ненавидит простодушие и великодушие, презирает благородство и пресмыкается только перед успехом и местом в социальной иерархии (=финансовой иерархии). Если ты такой умный, почему такой бедный? Против лома нет приёма. Это типично лакейский стиль, дорвавшийся до власти над душами.